История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, – это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.
Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) – один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.
Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Табасаранский район — один из крупных муниципальных районов Республики Дагестан, образован в 1929 году. Районным центром является с. Хучни. Расстояние до Махачкалы — 180 км. Муниципальный район расположен в юго-восточной части Республики Дагестан, на восточных склонах хребта «Джуфдаг», в долине реки «Рубас» и граничит с муниципальными образованиями: «Дербентский район», «Сулейман-стальский район», «Хивский район», «Агульский район» и «Кайтагский район». Занимаемая площадь — 803,1 кв. км. Среднегодовая численность населения по району составляет 51,5 тыс. человек, плотность населения составляет 64,3 человек на 1 кв. км. Район состоит из 74 населенных пунктов, объединенных в 22 муниципальных образования.
Для развития туристической отрасли в нашем районе имеются 7 объектов культурного наследия федерального значения, 294 объекта регионального значения, проживают табасаранцы, азербайджанцы, агульцы, которые имеют свою богатейшую культуру, обычаи, традицию, уникальную национальную кухню.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТАБАСАРАНСКОГО РАЙОНА
Табасаранский район один из самых красивых в Республике Дагестан, его называют дагестанской Швейцарией. Природа региона живописна и разнообразна в своем великолепии. Здесь находится много памятников природы и уникальных объектов, которые представляют собой гордость не только района, но и республики в целом. Одним из таких является Кужникский природный мост. Находится это удивительное создание природы недалеко от села Кужник. Представляет собой арочный мост над ущельем площадью 0,02 га. Ширина его примерно 6 метров, а длина достигает более 100 метров на высоте 1400 метров над уровнем моря. Сегодня Кужникский природный мост относится к памятникам природы регионального значения геоморфологического профиля. Это уникальный геологический объект, созданный самой природой. Увидеть красивый пейзаж можно, посетив место с организованной группой или самостоятельно, особенно необыкновенный вид на него открывается с горы, расположенной над мостом. Он относится к охраняемой природной территории.
ХУЧНИНСКИЙ ВОДОПАД
Большой красивый водопад, расположенный на реке Ханаг. Второе его официальное название Ханагский. Водопад лежит в километре от районного центра с. Хучни в предгорном перелеске, обильно поросшем многочисленными деревьями и кустарниками. Водопад являет собой каскад с двумя ступенями, высота первой составляет 3 метра, а второй – 15 метров. Река Ханаг, несущая свои воды с гор, в этом месте налетает на крутой уступ, высотой почти в три десятка метров, благодаря чему и образуется Хучнинский водопад. Внизу образуется маленькое озерцо, в котором можно искупаться и освежиться. Окрестные леса славятся многочисленными лесными дарами. Можно собирать кизил и фундук, черемшу, чернику и другие ягоды, из которых можно приготовить замечательные компот или квас. Поблизости от Хучнинского водопада расположена ещё одна достопримечательность района — крепость «семь братьев и одна сестра».
Замечательным историческим и архитектурным памятником раннесредневекового Табасарана является «Крепость семи братьев и одной сестры», построенная в далеком XII веке. Находится она недалеко от села Хучни.
Расположена она на возвышенности, у подножия которой протекает река Рубас. Длина одной из стен фортификационного сооружения равна 50 метрам, двух других – по 25 метров, ширина же их – более 2 метров. Бастион был построен для защиты села от набегов, поскольку оно находилось в центре торгового пути и служило воротами перед важными городами Дагестана. От других аналогичных построек крепость «Семи братьев и одной сестры» отличается правильной кладкой.
Арабский автор Ибн ал-Факих (начало X в.) пишет, что из 360 замков крепости 110 находилось «во владении мусульман до земель Табарсеран» (Табасаран). В сообщении Ибн-ал-Факиха речь идет не только о Дербентской линии укреплений, а об общей системе укреплений горных ущелий, в том числе о Хучнинской (Ягдыгской) крепости. По словам арабского автора Масуди (X в.), дербентская оборонительная стена была доведена до укрепления Табасарана и «все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх (Кавказа), каковы хазары, аланы, турки, сериры и иные племена кяфиров». Сведения об этой крепости содержатся и в других источниках. Еще в 1928 году архитектор Е.А. Пахомов обследовал «Крепость семи братьев и сестры». горную стену и обнаружил последнюю крепость этой стены вблизи сел. Ягдыг над рекой Рубас. Его обследования показали, что протяженность горной стены составляет 40 км., что соответствует расстоянию от Дербента до Хучнинской (Ягдыгской) крепости.Легенды, предания вокруг этой крепости также подтверждают основание ее в раннем средневековье. С этой крепостью связываются различные варианты легенд о семи братьях и сестре-красавице. Легенды характерны для нартского эпоса — древнейшего фольклорного памятника народов Кавказа. В 1872 г. П.К. Усларом со слов уроженца с. Ханаг муллы Селима был записан один из вариантов предания. Другой вариант легенды «былины о семи братьях — нартах и об их сестре» был записан в 1899 г, учеником Бакинского реального училища Д. Доногуевым.
Особо почитаемым и священным местом считается пещера Дюрк, что у селения Хустиль Табасаранского района. Пещера Дюрк расположена на границе между Европой и Азией. Пещеру в разное время изучали известные исследователи, археологи, архитекторы, этнографы. Поэты посвящали ей поэмы, о ней сложено немало мифов и легенд. Этот природный феномен по сей день до конца не изучен и окутан ореолом таинственности. Считается, что это была обитель древнего народа, о чем свидетельствуют многочисленные находки. По словам старожилов, в ней жили эреллеры – праведники-чудотворцы. Если вдруг грешники появлялись у входа в пещеру, то скалы смыкались, безжалостно раздавливая их. По мнению других горцев, здесь хранился меч арабского полководца воинственного Маслама, первого распространителя ислама в «стране гор». Находится это священное место на отвесном склоне горного отрога, в четырехстах метрах над долиной реки. Путь к пещере довольно непрост: вверх идет узкая тропинка, а спуск представлен примитивными каменными ступенями, а местами — шаткой деревянной лестницей. Рассказывают, что раньше пещера состояла из семи помещений, расположенных друг над другом. Сегодня Дюрк состоит только из двух залов, общая протяженность которых колеблется в пределах 30 м. Если хорошенько вслушаться, то можно услышать как где- то внизу, далеко в толще земли, продолжает свой путь подземная река. Священное место Дюрк по сей день является объектом поклонения. Сюда приходят помолиться о выздоровлении, излечиться от бесплодия, взывают к помощи во времена стихийных бедствий, находят успокоение при непоправимых бедах и различных житейских невзгодах. Иногда, в тихую погоду, пещера начинает выть и рев этот раздается далеко за близлежащие окрестности. Тогда знающие люди говорят, что пещерный дух требует жертвоприношений. Раньше это были настоящие жертвенные обряды с забоем быков. Сейчас в качестве дара люди несут платки, ковры и прочее. Пещерный комплекс Дюрк не имеет аналогов, о его протяженности и глубине не существует никаких данных до сих пор. Много тайн хранится в горах Дагестана и одна из них — доселе неразгаданная, окутанная тайной священная пещера Дюрк.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Ковроделие, так же как и ювелирное и гончарное искусства, является традиционным национальным промыслом. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, а именно в Табасаране. Эта маленькая местность, прославилась на весь мир своими знаменитыми табасаранскими коврами. Эти ковры отличаются очень высокой прочностью, плотностью и соответственно долговечностью. Средний срок эксплуатации одного ковра 300-400 лет. У нас в каждом селе, в каждой семье делают ковры. Нитки делали сами из натуральной овчинной шерсти и по ручной технологии. В зависимости от размера изделия ковры ткут группами из 2-5 человек. Среднее время изготовления одного ковра – 2-3 месяца. Ковровщицы зачастую устраивали соревнования: кто быстрее и у кого красивее ковер. Самые красивые ковры отправляются на различные выставки. Традиционные табасаранские ковры можно встретить во многих музеях Нью-Йорка, Парижа, Монако, Милана, Токио, а также в других городах по всему миру.
Процесс изготовления табасаранского ковра требует от мастеров-ковродельщиц необычно тонкого вкуса, индивидуального мастерства, огромного терпения и неимоверной усидчивости. Секреты ковроткачества передаются от матери к дочке, от поколения к поколению. Ведь создание ковра это целое искусство, а у каждого искусства есть свои секреты.
Ковры ткутся на основе своеобразного технического чертежа, где собрана вся необходимая информация о будущем ковре. Это его размеры, узоры, расстояния между узорами, цвета. Эти чертежи тоже создаются опытными мастерами-ковродельщицами. Многие мастерицы, не имея перед собой чертежа, выполняют ковер по памяти.
Ковры ручной работы сегодня как и раньше очень ценятся. Традиции и технология производства табасаранских ковров остались такими же как в далеком прошлом. Наши ковры — это произведения нестареющего самобытного искусства.
Табасаранские ковровые изделия делятся на несколько типов:
Бархал – палас из конопляных нитей с простым рисунком;
Кумис – палас из шерстяных нитей с более сложным рисунком;
Гьалав – безворсовый ковёр, широко известный под названием сумах;
Халачи – ворсовый ковёр из шерстяных нитей.
Матери с детства учили своих дочерей кулинарии, соблюдению чистоты и порядка в доме.
Наши предки были настоящими художниками, вкладывали в свои изделия душу и красоту родного края. До наших дней сохранилось очень много старинной домашней утвари, ювелирных изделий, предметов резьбы по камню, по дереву. Сегодня возрождаются забытые ремёсла и художественные промыслы. Это помогает нам изучить и продолжить традиции и культуру нашего народа.
Из глубины веков пришли к нам такие ремёсла и промыслы, как узорное вязание – «кишра», приготовление натуральных красителей, изготовление домотканого сукна из разного сырья, кузнечное, гончарное, плотницкое дело, обработка кожи, искусство резьбы по камню, металлу и дереву.
ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
Обилие леса, в том числе ценных пород деревьев, нужда в домашней утвари, наличие мастеров деревообработки привели целый ряд табасаранских сёл к изготовлению деревянных изделий и их художественной обработке (Хурик и др.).
Из дерева изготавливались балки для подпорки потолков – «хам-храр», лари – «танхар», сани – «мярхяр», лопаты для зерна – «йирфар», грабли – «кьюршар», корыто– «кьяб», ложки – «муччвур», веретено – «личIан», стойки ковровых станков – «дуркьар».
До наших дней сохранились уникальные памятники резьбы по дереву в мечетях, на окнах старинных домов, балках, ларях для зерна. Мастера применяли орнамент-плетенку с изображением в нём розеток в виде солнца.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ
Еда табасаранцев схожа с пищей других народов Южного Дагестана. Питались мясом, молочными продуктами и растительной пищей. Летом преобладала молочная и растительная пища. В горных сёлах из-за малоземелья не хватало хлеба, зато у жителей в избытке были мясо, сыр, шерсть. Часто меняли их на зерно, муку.
Для выпечки хлеба во всех домах во внутреннем дворике была устроена специальная печь– «тIерюн». пироги – «афрар» с начинкой из мяса, съедобных трав, творога. Разновидностей этой любимой всеми табасаранцами еды было очень много. Всё зависело от начинки и формы – это «дюгдин афрар», «гунжвар», «чIиргъинга-лар», «цIикаб». Варили также каши из различных круп.
Самой распространённой пищей был хинкал во всех его видах. Хинкал варили с начинкой из мяса, свежих трав, творога.
Часто готовили жидкую мучную кашу – «берччем». Её раньше подавали в большом медном подносе, сверху поливали топлёным маслом и мёдом, иногда посыпали еще толокном – «кIварицI». Распространённой питательной пищей считалась халва– «аварши». Её готовили на сливочном или топлёном масле из пшеничной муки с мёдом или с сахарным сиропом, а также из орехов – «нитIиф»
Из напитков табасаранцы во все времена любили кислое молоко – «мас», молоко – «никк», разведённое родниковой водой кислое молоко – айран.
Пищу подавали на низенький столик или на паласе стелили скатерть – «кIаркIатI».
В центре всегда ставились хлеб, соль, кувшин с родниковой водой. Еду подавали в общей посуде – «сини».
ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ТАБАСАРАНА
Есть личности, имена и деяния которых остаются в памяти народной на века. К их числу принадлежит Мирза Калукский. Мирза Калукский (1697-1741) — поэт-воин. В 30-40 гг. XVIII века иранские захватчики совершали набеги на Табасаран. Когда полчища Надир – шаха вторглись в Дагестан, Мирза Калукский призвал народ подняться на борьбу с кровожадным тираном.
В стихотворении «Зов к народу» поэт пишет: Эй, милый мой Табасаран, Родные мои сограждане! Шах Ирана – немой Надир, Ненавистный враг идет на нас. Встанем все, как один, Как горные смелые львы. Тот, кто подчинится врагу, Народы Дагестана, как братья, Сплотятся в единую семью: Аварцы, даргинцы и лакцы – Братья все помогут.
Гаджи-Магомед Зирдагский — учёный-энциклопедист. Принадлежит к числу мыслителей, оставивших заметный след в истории культуры Дагестана. Философ и историк, поэт и языковед, педагог и богослов Гаджи-Магомед обладал поистине энциклопедическими познаниями в различных областях науки и общественной мысли.
Казиев Шамиль Рамазанович – поэт, писатель, переводчик, редактор Дагучпедгиза. Работал учителем в Гуминской средней школе, редактором Дагучпедгиза. Член Союза писателей СССР с 1979 года.
Магомед Раджабович Гасанов — ученый-историк, кавказовед, академик Международной академии наук высшей школы, заведующий кафедрой истории Дагестана ДГПУ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан. Работал в должности ученого секретаря Дагестанского филиала АН СССР. Успешно сочетал научно-исследовательскую деятельность с научно-организационной. Инициатор создания кафедры истории Дагестана в ДГПУ, которая получила признание в республике и за ее пределами.
УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ахмедов Ахметулла Абдуллаевич, уроженец села Дагни. В декабре 1941 года был направлен в действующую армию в Подмосковье. Участвовал в боях на Волховском фронте, принимал непосредственное участие в освобождении Ленинграда и Карельского перешейка, к концу 1945 года в составе 1-го Украинского фронта воевал в боях за освобождение Польши, Чехословакии. Победу встретил в Берлине. Был трижды ранен, награжден 18 боевыми и правительственными наградами.
Исаев Али Рамазанович уроженецсела Караг. В 1943 году за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками при выполнении особого задания командования Красной Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом «Красной Звезды» и в том же году — медалью «За боевые заслуги».
ВОИН-ПОГРАНИЧНИК
Умаров Назир Гасратович уроженец села Гасик. Призван в 1993 г. Табасаранским РВК. Рядовой 12 погз в/ч 2033. Погиб 13 июля 1993 года, выполняя воинский долг. Награжден орденом «За личное мужество» (посмертно). Захоронен по месту рождения.
Герой нашего времени — Марат Рахметов погиб 24 июня 2013 года, спасая тонущих девушек в Москве-реке, в Звенигороде. Посмертно награжден орденом Мужества. Соответствующий Указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Богатейшая история Табасарана дала огромную плеяду великих личностей, выдающихся учёных-арабистов, просветителей, философов, общественных и политических деятелей, спортсменов, которые прославляют наш многонациональный Дагестан. Вот имена лишь некоторых, наиболее известных.
Хасан ибн рабадан аз-Зирдаги – автор труда «Диндин асулар шубуб-иман, ислам, суннат ву» (1614), сыграл большую роль в культурном развитии табасаранцев и лезгин. В 1683 г. перевел «Гулистан» Саади на тюркский язык, что свидетельствует о разносторонних познаниях автора.
Хаджи Али–эфенди Джулинский (1822–1898) – «паломник двух храмов» (как пишут о нем книги), сын крупного ученого — арабиста. С 1862 по 1896 гг. занимался просветительством, распространением рукописи сочинения «Джами», известного учебника по основам синтаксиса арабского языка, составленного еще в XIV веке крупным ученым-арабистом Абдурахманом аль-Фаваид.
Зияудин аль-Курихи (1846–1932) – крупный ученый-арабист, религиозный деятель, просветитель, воспитал целое поколение духовных лиц и ученых, занимался вопросами социально-культурного возрождения края.
Наврузбек-эфенди аль-Халаги (1882–1972) – родился в с. Халаг. Шейх накшибандийского тариката. Его чтили и знали не только в Табасаране, но и во всем Южном Дагестане. Оставил много учеников (мюридов).
Умер на 90-м году жизни, похоронен в родном селе. Могила шейха стала местом паломничества сотен мусульман со всего Дагестана.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И НАУЧНЫЕ ДЕЯТЕЛИ
Бакиханов Аббас-Кули-Ага. Выдающийся учёный и поэт. В течение многих лет изучал арабский язык и фарси. 1819 году был приглашен генералом Ермоловым в Тифлис и назначен переводчиком восточных языков. Здесь изучал русскую литературу, науки в разных областях. Находился на российской военной и дипломатической службе.
Октай Табасаран – учёный – экотехнолог, родился в г. Невшехир (Турция) в семье выходцев из Табасарана, профессор, руководитель кафедры экономики безотходных технологий Центра экологического образования и подготовки экотехнологов в Европе. Эксперт Всемирной организации здравоохранения, не раз выезжал в зоны экологических катастроф. Избран Генеральным секретарем Всемирного водного конгресса (Турция). Октай Табасаран – гражданин мира и Дагестана.
Абдурахманов Зияутдин Абдуллаевич – генерал-майор, заслуженный летчик России, генеральный директор ОАО «Аэропорт Астрахань», бывший военный летчик, начальник Центра боевой подготовки и боевого применения Военно-Воздушных сил России.
Абдуллаев Кайбула Ибрагимович — председатель Арбитражного суда Респуб-лики Дагестан с 1991 года. В 1997 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», в 2007 – звание «Почётный работник судебной системы». С 2000 года является членом Президиума Совета судей РФ. Награждён орденами Дружбы и «За заслуги перед Рес-публикой Дагестан».
ДЕЯТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ
Пирмагомед Асланов родился в 1944 г. в селе Хурик. Поэт, переводчик, член Союза писателей СССР с 1990 г. Работал консультантом в аппарате Союза писателей Дагестана, руководителем табасаранской секции СП. Многие стихи поэта положены на музыку.
Юсуф Базутаев (1948–1993) – поэт, драматург. Родился в селении Дюбек. Окончил Литературный институт им. Горького в Москве. Член Союза писателей СССР. С 1975 по 1991 гг. – редактор республиканской редакции вещания ГТРК «Дагестан» на табасаранском языке. Автор 9 поэтических книг. Многие его стихи на табасаранском языке стали популярными песнями.
ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА
Гаджи Ханмагомедов – композитор-песенник, дирижер, педагог. С детства увлекался игрой на таре. Встреча в 1933 г. со знаменитым азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в г. Баку решила его дальнейшую судьбу. Он блестяще закончил отделение «Основы народной музыки» Азербайджанской государственной консерватории. Первое его сочинение – песня «Гюзэл пери» получила высокую оценку. Воспитал несколько поколений музыкантов.
Касум Магомедов – композитор, член Союза композиторов РФ, лауреат всероссийских и международных фестивалей, заслуженный деятель искусств РД и РФ, заслуженный деятель культуры Всероссийского музыкального общества. Автор трех сборников. Всесоюзной фирмой «Мелодия» выпущено три диска с песнями К. Магомедова, в том числе диск-гигант на стихи Расула Гамзатова «Я ищу это верное слово».
Ахмед Уруджев – композитор, певец, народный артист РД. Автор более 150 песен, которые исполняются на многих языках народов Дагестана, ряд хоровых произведений «О дружбе», «Колыбельная», хоровая сюита на стихи А. Саидова «О садах Дагестана» в 4-х частях, музыка к трем спектаклям табасаранского народного театра: «Свекровь» М. Шамхалова, «Аци-Баци» И. Казиева, «Живых не хоронят» А. Джафарова.
№ 27, 07.07.2017