Есть люди, которые всю сознательную жизнь остаются преданными выбранной профессии. Без сомнения, к таким можно отнести жителя нашего города — Багаутдина Рамазанова. В этом году ему исполняется 70 лет, более 40 он посвятил созидательной профессии архитектора-строителя.
Родился Рамазанов 19 июня 1947 года в селе Джули Хивского района. После восьмилетки поступил в Махачкалинский строительный техникум. Успешно завершив учёбу, вернулся в родной город и с 1970 года работал мастером в отделе капитального строительства стекольного завода «Дагестанские Огни». Это под его руководством были построены цех стек-логлыбы, составной хрустальный цех, а также жилые дома для заводчан.
Через два года, когда в городе Дагестанские Огни открылся филиал Дагестанского СМУ промышленного строительства РФ, Багаутдин Рамазанов стал прорабом в этой организации. В этот период под его руководством в Дагестанских Огнях были возведены 90-квартирный дом и семейное общежитие по улице Пушкина, общежитие на 306 мест для агролицея, один корпус городской больницы.
Он параллельно учился на факультете промышленно–гражданского строительства ДГПТИ, получил специальность инженера-строителя.
В 1978 году молодого специалиста по запросу Министерства сельского хозяйства ДАСССР перевели начальником участка ПМК №2 южной зоны РФ. И на этой ответственной должности он показал себя хорошим организатором, вывел участок в число передовых в отрасли.
Постановлением Верховного Совета Дагестанской АССР от 27 июля 1990 года рабочий посёлок Дагестанские Огни был отнесён к категории городов республиканского подчинения, в него был включен посёлок совхоза им. Ильича Дербентского района.
Багаутдин Рамазанов на альтернативной основе на первой организационной сессии городского Совета народных депутатов был утверждён и проработал более 12 лет завотделом архитектуры и градостроительства города Дагестанские Огни.
За время работы главным архитектором города проявил высокие профессиональные и организаторские качества, приобрел опыт работы, оправдал все ожидания администрации городского округа. На его плечи была возложена огромная ответственность за создание необходимой инфраструктуры молодого города, исходя из возможностей скудного бюджета муниципалитета. Он неоднократно ездил в Пятигорск и Москву для составления генерального плана перспективного развития города и включения дополнительных земель для определения границ города с учётом его развития до 2025 года. Этот проект был одобрен правительством РД.
В 1999 году одним из первых архитекторов Республики Дагестан Багаутдин Рамазанов в Москве получает сертификат главного архитектора. Амбициозный, целеустремленный Багаутдин Рамазанов и сейчас не сидит без дела, он занимается предпринимательством, строит многоквартирные дома в родном городе.
О развитии города Дагестанские Огни в последнее время говорят много. Обсуждают, спорят, соглашаются с мнением администрации городского округа или же критикуют. Важно одно – тема эта для всех актуальная и интересная. А сам город – не только люди. Это и его облик: здания, скверы, парки, фонари и скамейки, и все это с течением времени меняется. Вопрос лишь в том, насколько эти изменения будут осмысленными. Это и стало основой для разговора с экс-архитектором города Багаутдином Рамазановым.
— Был ли у Дагестанских Огней шанс изменить свой архитектурный облик, когда он получил статус города? Сегодня у нас пока трудно найти место для желающих отдохнуть, нет достопримечательностей, которые можно было показать приезжему туристу. Вы согласны?
— Хочется, чтобы наш город с архитектурной и градостроительной точек зрения был интересным, не похожим на другие. Но мы не должны забывать, что Дагестанские Огни — город молодой. Изначально закладывался как рабочий поселок одновременно с началом строительства стекольного завода, куда приезжали работать из разных уголков России строители, инженеры, ученые. Город возник в результате слияния одноименного поселка, бывшего частью Дербента, и совхоза Ильича Дербентского района как раз накануне распада СССР.
Налаженные экономические связи внутри Союза рушились, экономический кризис затронул все сферы жизнедеятельности. Стекольный завод в числе других предприятий страны попал в водоворот хаоса. За считанные годы он потерял своего потребителя. Тысячи работников оказались за воротами предприятия. Росли долги по зарплате, по газу, электроэнергии, появились проблемы с кредиторами.
Могла ли администрация городского округа и подконтрольный ей градостроительный орган построить какое-нибудь красивое здание, на которые нужны были огромные средства, когда город катастрофически нуждался в благоустройстве, в строительстве таких социальных объектов, как школы, детские сады. Многие новые организации и учреждения в то время ютились в неприспособленных ветхих зданиях или частных домах. Конечно, скудный городской бюджет того времени не позволил бы это сделать.
— Есть мнение, что город и его жители влияют друг на друга. Какой дух или, может быть, характер, на Ваш взгляд, у Дагестанских Огней?
— Город у нас молодой, современный, в том числе и в плане архитектуры. Здесь нет старых покосившихся избушек, домов довоенных лет, которые хоть и представляют историческую ценность, без должного содержания, к сожалению, уже не вписывались бы в современную городскую среду.
В тот период, когда город возглавлял Магомед Гафаров, был проведён капитальный ремонт почти всех многоквартирных домов, изменился архитектурный облик города. А нынешний глава города — Зейдулла Гашимов – человек с большим опытом работы и организаторскими способностями. При нём, я уверен, произойдут большие изменения, так как наш город включён в программу развития моногородов.
Безопасность играет большую роль для обеспечения качества жизни. Наш город очень спокойный, в нем чувствуешь себя защищенным, нет суеты больших городов, про него можно сказать как в известной песне: «здесь без спроса ходят в гости».
— На некоторых улицах Дагестанских Огней, как в магалах Дербента, двум машинам трудно разъехаться. Порой собственники строят гаражи, нарушая установленные границы и занимая тротуары. Кто должен остановить эти и другие нарушения?
— Основная часть Дагестанских Огней была построена до образования города, ширина улиц и тротуаров были уже определены. Многие горожане самовольно выходят за красную линию. Мы в своё время пресекали такие нарушения, наказывали штрафом, предупреждали и сносили незаконно построенные объекты.
Город растёт, появляются новые микрорайоны, к сожалению, количество нарушителей становится всё больше. Город строится без учета архитектурного стиля, рядом соседствуют одноэтажные и трёхэтажные коммерческие объекты. Ответственность за эти нарушения несут не только градостроительные органы, но и жители, участковые уполномоченные, прокуратура города, ответственные лица из администрации.
На сегодня социальные объекты и многоквартирные дома строят в основном профессиональные и надёжные застройщики. Они вовремя сдают объекты в эксплуатацию, решают все вопросы с администрацией города и соответствующими службами.
— Прежде чем начать строительство крупных объектов принято проводить публичные слушания. Практикуются ли подобные мероприятия в нашем городе?
— Это важное направление нашей работы. На основании действующего законодательства по инициативе главы города должны быть организованы и проведены публичные слушания, на которых обсуждаются вопросы строительства новых объектов. Это работа, которая требует комплексного подхода. Слушания не должны носить формальный характер, их результаты должны быть опубликованы в местной газете.
— Вы не можете пояснить, почему на некоторые земельные участки объявляется несколько собственников?
— Распутать такую ситуацию и выяснить, кто же является владельцем участка или строящихся объектов довольно непросто. Зачастую документы оформляются на подставных лиц. И таких примеров, когда огромные земельные участки оформляются на пенсионеров, инвалидов, причем прописанных в отдаленных районах, можно привести множество. Такие факты бросают тень на репутацию всей строительной отрасли. Нами проводилась огромная работа по установлению настоящих хозяев строящихся объектов. Мы участвовали в рейдах межведомственной комиссии, направляли запросы в Росреестр для установления правообладателя земли.
— Багаутдин Мамедиевич, что, на Ваш взгляд, сами жители могут сделать для своего города, чтобы он стал уютным и красивым?
— Наверное, в первую очередь люди должны повысит свой культурный уровень, чтобы бережно и ответственно относиться к тому, что имеем. Ведь и мусор на улицах, и испорченные фасады, и сломанные, помятые урны – все это дело рук горожан. Хотелось бы видеть больше уважения к месту, где живешь. И конечно, быть более активными, принимать посильное участие в жизни города.
Я свою задачу выполнял так, чтобы после меня остался определенный порядок. Да, построить какое-нибудь выдающееся здание, мимо которого половина дагогнинцев проходила и ругала бы меня: «Смотрите, построил красивое здание, а в городе нет элементарных условий!», может быть, не удалось. Повторюсь, задача главного архитектора — не увековечить свое имя, а делать скучные вещи: работать в рамках законодательства и формировать комфортную городскую среду.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 27, 07.07.2017