Вот уже считанные дни остались до первого звонка и все школы города откроют для детей свои двери. А в последнее время, закон, обязывающий учащихся носить школьную форму, обрёл вторую жизнь.
В СССР школьная форма менялась не раз. Существовало несколько моделей. Покрой формы стал более тождествен тем направлением моды, которые имели место в1960-х годах. Правда, повезло только мальчикам. У них в середине 1970-х годов серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.
Для девочек в 1984 году был введен костюм – тройка синего цвета, состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольские значки. Пионеры должны были также обязательно носить красный галстук.
В эпоху развала СССР, в 1992 году, школьная форма была отменена, как пережиток советских времен и переход к новой жизни, в которой приветствовалась свобода мыслей, идей, действий, в том числе и одежды.
В современной России нет единой школьной формы, как было во времена СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды, а былую советскую школьную форму сейчас, почему-то, принято надевать выпускницам школ на Последний звонок.
Как известно, ношение школьной формы стало обязательным с 1 сентября 2013 года. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 часть 3 пункт 18). В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведутся споры о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт. Согласно статистике 70 % родителей за введение школьной формы. Школьники сходятся во мнении, что неплохо бы в каждой школе всё-таки иметь свою форму. Разбирая эту тему, не могу не вспомнить мнение одного из своих институтских преподавателей, который был категорически против ношения детьми школьной формы и мотивировал это тем, что форма не даёт детям самовыразиться через одежду, подчеркнуть свою индивидуальность. Так ли это на самом деле?
По словам школьного психолога СОШ№2, Галины Алисултановой, ещё в 90-е годы, когда школьная форма была отменена, говорили об индивидуальности ребёнка, о свободе в его самовыражении посредством одежды, но в дальнейшем пришли к выводу, что школьная форма просто необходима. Во-первых, она позволяет детям не отвлекаться на такие значимые для них детали, как обсуждение внешнего вида одноклассников и уровень их материального благосостояния. В силу того, что дети часто жестоки в своих суждениях, школьники из более бедных семей могут слышать в свой адрес насмешки. Это может оказать влияние не только на их самооценку, но и успеваемость в целом. Благодаря одинаковой для всех одежде социальные различия стираются. Во-вторых, школьная форма дисциплинирует детей. Классический крой одежды, отсутствие кричащих деталей и недопустимых этикетом вырезов дает детям возможность сосредоточиться на учебе.
Галина Алисултанова также выказала несогласие с радикальными мерами в отношение тех, кто одевается несоответственно школьной форме (таких, к примеру, выгоняют с уроков, не пускают на занятия); школьный психолог убеждена, что следует рассматривать каждый случай в отдельности, т.к. у школьников могут быть семейные проблемы и т.п. Вдобавок ко всему вышесказанному, школьный психолог выразила интересную мысль о том, что неплохо было бы в будущем придумать общую форму и для учителей (кстати, большинство учителей, согласно опросам, также за школьную форму).
О проблемах, связанных со школьной формой, рассказала нам заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 5 Самая Гаджиева. «К сожалению, в нашем городе нет единого центра пошива одежды, нет одного поставщика, и когда родителям объявляют о школьной форме определённого вида и цвета, то они ищут и приобретают их в разных торговых точках и получается разнобой. У кого-то цвет ярче, у кого- то темнее, у одной юбочка получается длиннее, а у другой — короче. Поэтому важно иметь в городе один центр пошива одежды и непременно с оптимальным сочетанием цены и качества, ведь жакет и юбочка для девочки или костюм для мальчика стоят, в среднем, от 3 тысяч рублей (причём, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Прибавьте к этому плату за подгонку формы по фигуре, стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придётся менять – ребёнок-то растёт – и получите внушительную сумму, которую надо будет выложить сразу».
Среди прочих проблем, Самая Гаджиева также подчеркнула и само желание школьников носить спортивную одежду — всевозможные олимпийки, мастерки, брюки и кроссовки. По её словам, родители уже неоднократно предупреждены о том, что ношение школьной формы в наступающем учебном году обязательно.
И, как сказала дизайнер одежды Елена Бадмаева, «Нельзя, чтобы школьник за партой был похож на спортивного болельщика. А что касается свободы самовыражения, она, как модельер, уверяю, что проявлять свою индивидуальность интереснее в заданных рамках».
Из вышесказанного мы делаем несложные выводы – во-первых, школьная форма дисциплинирует, в какой-то степени оказывая влияние на успеваемость учащихся, во-вторых, она должна обладать как высоким качеством, так и доступной ценой.
Альбер БАГОМЕДОВ.
№ 35, 28.08.2015