С детства родители воспитывают в нас чувство милосердия и сострадания. Святое дело, конечно, подать бедному человеку, помочь нуждающемуся, не пройти мимо чужой беды. Но мы не всегда отличаем нуждающихся от тех, для кого попрошайничество стало нормой жизни. Мы попросту становимся заложниками благородных чувств, на которых и наживаются эти манипуляторы человечности.
Нередко горожане жалуются на наглость попрошаек, которые бесцеремонно заявляются к ним домой, стучат в двери, занимаются мошенничеством. А ведь мы сами идем на поводу у собственного милосердия. Даже если один, второй пройдет, третий обязательно сжалится и подаст.
ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО — ЭТО КРИМИНАЛЬНАЯ СРЕДА
Сегодня попрошайничество — это нередко масштабный «бизнес», которым руководят различные криминальные группировки. Часто людей насильно заставляют заниматься этим уличным «бизнесом». Для этого криминальные структуры привлекают несовершеннолетних и бомжей. Для большинства «просящих» попрошайничество, часто сопровождающееся бродяжничеством, является основным источником дохода. Среди них могут быть беглые преступники, здесь крутятся «левые» деньги и ворованные вещи. На документы нищих оформляют липовые сделки, краденые машины и невозвратные кредиты. На них же недобросовестные полицейские списывают нераскрытые преступления. Бесправие бездомных и попрошаек делает их идеальными участниками, а порой и жертвами мошенничества.
ЖИЗНЬ ЗАСТАВИЛА ИХ БРОДЯЖНИЧАТЬ
Откуда появилось бродяжничество? Предыстория этого явления уходит вглубь веков. Оно связано с жизнью цыган. В те далёкие времена обстоятельства вынудили цыган вести кочевой образ жизни.
В Индии цыган не было вообще. По последним генетическим исследованиям, предки цыган, группа индусов (1000 человек) касты «дом», покинула Индию в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Цыгане как нация постепенно сформировалась в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь).
Уже в Персии численность группы сильно разрослась и часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и, наконец, дошла до Византии и Палестины.
Византию цыгане покинули, спасаясь от бесконечных войн в Балканах и в период завоевания её мусульманами. В надежде получить помощь от единоверцев-христиан они двинулись в Европу, а исход из Римской Империи длился десятилетиями. В ХV веке они уже жили во многих странах Европы. А сейчас цыган нет только в Антарктиде.
Однако «золотой век» цыган в Европе длился недолго, в странах континента начинают принимать антицыганские законы.
Как и в случае с евреями, все эти драконовские законы и гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать и ограничили до минимума свои контакты с нецыганами — «гажё». В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния.
В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. В отличие от «просвещенной» Европы, в России история цыган складывалась почти идиллически. Они приняли православие, выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений.
В 1956 г. кочевьё было окончательно запрещено, и большинство российских цыган начинают вести оседлую жизнь. Сейчас кочевой образ жизни ведет только 1% цыган, многие из них легко вписались и в рыночную экономику России. По официальным данным сегодня в России 200 тыс. цыган, но реальное их число превышает 500 тысяч.
МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ИЛИ ЦЫГАНЕ?
«Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», к цыганам относятся несколько десятков народностей. Большинство из них до сих пор двуязычны, говорят на персидском и тюркском языках. Некоторые из цыган постепенно слились с маргинальными группами среднеазиатских стран.
В основном, попрошайки сосредоточены в крупных городах. Проблема не в том, что они приехали, а в том, что они упорно не желают работать.
АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ…
Если определенный контингент лиц создает неблагоприятную атмосферу в городах, значит, это касается нас с вами. Наша общая задача – привлечь внимание к этой проблеме, активизировать службы, полномочные решать эти вопросы. С незаконным мигрантом должны работать участковые уполномоченные полиции и миграционная служба. А также сотрудники ППС, которые патрулируют город, ДПС — обязаны заметить тех, кто стучит по окнам машин, маневрирует между ними вместе с маленькими детьми, создавая тем самым пробки и аварийные ситуации на проезжей части. Как считает начальник участковых уполномоченных ОМВД РД по г. Дагестанские Огни Гаджизайнал Мирзаханов, необходимо ужесточить контроль над въездом граждан других стран. Кроме того, надо создать такие условия, чтобы они не могли заниматься своим «бизнесом». Доля вины лежит на нас самих. Получается замкнутый круг: пока не оскудеет рука дающего, попрошайки будут продолжать свое прибыльное дело. А ведь эти люди протягивают руку не из-за тяжелого материального положения, а потому что не хотят работать. Видя наглядный пример легкого обогащения, к этому делу постепенно начали приобщаться и наши земляки.
Имам Джума-мечети Абдулмалик Магомедов считает, что надо отличать попрошайничество от нужды. Это два разных явления. «Мы все знаем, что такое садака. Но мы должны понимать – попрошайничество в исламе – негативное явление. И оно играет на религиозных чувствах людей». Пророк (с.а.с) сказал, тому, кто откроет для себя дверь к попрошайничеству, Всевышний откроет 70 дверей бед и несчастий. Такой человек входит во вкус и начинает просить. Он не хочет работать, потому что, как правило, подают. Таким образом, мы способствуем все большему процветанию безнравственного клана попрошаек и тех, кто стоит за ними. «Попрошайничество есть занятие непристойное» (Сунна).
— Чтобы ваша помощь действительно дошла до адресата, а не попала в карманы криминальных авторитетов, нужно не «откупаться», а помогать реальным, хорошо знакомым людям.
САДАКА… РАДИ АЛЛАХА?
В основном попрошайки оккупируют многолюдные места. Их забирают в полицию, выдворяют за пределы города, но они вновь возвращаются… и берутся за старое. Каждый из нас может рассказать о своих встречах с попрошайками.
Вот несколько случаев из моей жизни.
Звонок в дверь. На пороге стоит смуглянка с Таджикистана или Узбекистана с протянутой рукой:
— Садака… Ради Аллаха!
Ради Аллаха я готов на многое. Пошел на кухню и принес свежий, только что купленный в магазине чурек.
— Нет, деньги давай! – говорит смуглянка.
Тогда я принес веник и совок и говорю:
— Подмети двор и получишь сто рублей!
— Я работать не могу.
— А кто должен за вас работать?
Или другой случай. Как-то гостил на даче у друга. Я помогал ему делать обрезку деревьев в саду, вдруг — громкий стук в ворота. Две смуглянки-дервиши хотят садака и только деньгами.
— Видите, мы обрезали деревья? Подберите ветки – получите сто рублей!
— Нет… Мы работать не будем. Мы – каландары (бродячие дервиши)…
— А у нас кто не работает – тот не ест!
В Дагестане, оказывается, больше всего подают, и вот они, смуглянки, с дитем на руках тут как тут. Где их мужья, чем они занимаются? Поговаривают, что сидят в ресторанах.
Р.S.
Механизм, казалось бы, понятен и прост. Но ситуация не меняется в течение многих лет. Мы подаем, оправдывая себя, что пять-десять рублей для нас – мелочь и тешим совесть мыслью, что кому-то помогли. Нам ведь искренне жаль детей, стариков и беременных, сидящих и в зной, и в холод на паперти. Вот и будет существовать этот шантаж на милосердии до тех пор, пока мы будем подавать.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 26, 01.07.2016