ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5Современную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы, и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Реформы, связанные с ЕГЭ, не прошли даром.

Я окончила школу 13 лет назад. ЕГЭ не застала, потому возможно сегодняшнюю картину целиком не представляю, но суть понимаю. На мой взгляд,  система образования России все еще подает признаки жизни.

Помню, уроки в школе проходили быстро и интересно, порой даже домой не хотелось идти, наоборот, хотелось дольше побыть с одноклассниками. Поэтому большинство из нас, тогдашних школьников, и после уроков оставались в стенах учебного заведения. Факультативы, спортивные секции, кружки, КВНы, репетиции концертов – это лишь маленькая толика тех дел, которыми мы были заняты после уроков. Школа для нас была вторым домом и от уроков мы не уставали — все было в меру. Может, поэтому учиться хотелось и нравилось. Сегодня школьники, лишь только заканчиваются уроки, со всех ног бегут домой.

 

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Никогда не забуду тот день, шел дождь, и я шла  под зонтиком, не зная, куда, и что там со мной будут делать. Немного боялась. Первые уроки были в принципе ознакомительными, и сильно не нагружали, напрягало то, что надо сидеть долго, а я  была неусидчивой. Из того времени запомнилось огромное количество предметов, тут вам и русский, и чтение, математика, и труд и так далее. Сейчас этот список увеличился. Реформаторы системы начального образования забыли, что дети остались детьми. Если раньше с 1-го по 3-й класс изучали, к примеру, 6 разных предметов, то сейчас эта цифра увеличилась как минимум в полтора раза, и это тяжело. Ребенок не до конца усваивает весь материал. В итоге, нахватавшись всего понемногу, он переходит в следующий класс, где с него спрашивают еще строже.

Но есть и плюсы. Допустим, простая информатика и первые знания иностранных языков хорошо откладываются в детских головах, но при этом не у всех там помещается программа по математике, русскому, литературе.

 

СРЕДНИЕ КЛАССЫ

Кроме того, что предметов для изучения стало больше, сами программы для их изучения стали сложнее. Прогресс не стоит на месте, ученые что-то открывают, историки что-то находят, химики химичат. Все это новое отражается в программе, она наращивается, а часы остаются те же. Школьники не успевают узнать все. Предметы в средних классах важны все. Мне кажется, стоит пересмотреть программы по этим предметам, оставить основное, важное для общего развития, а углубленно изучать на факультативах, на которые пусть не на все, но надо ходить.

 

СТАРШИЕ КЛАССЫ

В нынешнее время обучение в старших классах уходит на подготовку к ЕГЭ. С одной стороны это хорошо тем, что по основным предметам — математика, русский у студентов  появляются хорошие закрепленные знания, плюс к ним еще есть предметы, которые школьники выбрали сами. Я заканчивала школу без ЕГЭ, то время мало отличалось от сегодняшнего. Чтобы поступить в хороший вуз  два года также учились решать типовые задания для вступительных экзаменов.

 

ПО СТАРИНКЕ БЫЛО ЛУЧШЕ!

— Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку, считает учительница  истории и КТНД СОШ № 5 Диана  Гайбатова.

— Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая о своей ментальности.  Все равно до введения ЕГЭ было лучше, дети больше читали, заучивали. Сейчас их больше натаскивают по тестам. Не всем детям дается сложная программа, — поделилась со мной педагог.

Действительно, в силу загруженности учителя и  учеников  за учебный час он не успевает донести до детей все, что связано с новой темой. Поэтому многое школьники изучают сами. Но эта самостоятельность не всем под силу. Согласитесь, если школьник до двух часов в школе, потом на секции или в кружке до вечера, ему уже учеба «на ум не идет». А ведь столько всего задают!

Порой задумываешься: неужели из наших детей с первого класса хотят воспитать вундеркиндов, способных «на лету» усваивать новые материалы в больших объемах?! В будние дни, придя с работы, сразу начинаешь делать с ребенком уроки, бывает, что до ночи просидишь. В итоге – никаких дел по дому. В выходные – та же картина:  как с утра начинаем учить, так весь день и проходит. А когда же детям отдыхать (да и родителям тоже)? Ведь и на улице хочется погулять, и с друзьями пообщаться, и телевизор посмотреть. Но времени на это у ребят катастрофически не хватает — уроки, уроки, уроки… И растут школьники, загруженные бесконечными заданиями, не видя ничего вокруг себя, забывая о простых радостях. К тому же, большинство из того, что дети узнают и учат в школе, в жизни многим не пригодится. И так все одиннадцать лет. А потом и родителей, и детей ждет ЕГЭ. Здесь уж недовольны все, так как обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием (а вдруг кто-то не сдаст экзамен — это пятно на школе и педагогах!).

Недостаток еще и в том, что вожделенная «золотая» медаль не дает выпускнику привилегий при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше медалистам достаточно было всего лишь пройти собеседование, чтобы попасть в вуз.  Сейчас же они никаких преимуществ и льгот при поступлении не имеют. Тогда зачем, спрашивается, напрягаться одиннадцать лет, если все равно будешь «как все»? Вот поэтому и нет у современных школьников особой тяги к учебе.

По данным социологического опроса 2015 года большинство россиян уверено, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад. Этой точки зрения придерживаются 64% граждан. Каждый десятый, напротив, считает, что образование за последнее десятилетие изменилось к лучшему, 6% полагают, что никаких изменений не произошло. Каждый пятый затруднился с ответом. Мужчины  чаще видят плюсы в современной системе образования (11 и 8% соответственно). Женщины чаще критикуют нынешнюю школу (66% против 62% среди мужчин). Молодежь по сравнению с  людьми старшего возраста, считает, что современное образование лучше, чем 10 лет назад (12% против 8%).

Основные нарекания к современной школьной системе — множество образовательных программ — («Мы выросли, получая образование, которое было одинаковым по всей стране и стандартным…»). Неглубокие знания —  («Весь материал проходят поверхностно, т.к. нацелены все время на тестирование в школах, дети знают даты, но не больше…»). Бюрократия («Много бумажной волокиты и отчетности, преподавателям остается очень мало времени на выполнение своих профессиональных обязанностей»), отсутствие устных экзаменов («ЕГЭ не показывает объективность знаний ученика…») и дороговизна, так называемого, «бесплатного» образования.

Но не все так плохо в современном образовании, есть и положительные моменты. Например, объем школьных знаний достаточно многообразен, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. («Школьная программа насыщается новыми знаниями, которые стали известны в последнее десятилетие…»).

Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми.

Кроме того, большую роль играет изучение с начальных классов иностранного языка и компьютера. Это просто необходимо детям для свободного «плавания» в море современных технологий. Интерактивная доска, компьютеры, видео- и аудиоаппаратура – большое подспорье в изучении нового материала на уроке, в наше время этого не было. Например, иностранный язык мы изучали только по учебнику, правда, иногда учитель давал послушать как звучит иностранная речь в записи на кассете.

Понятно, что современное образование – достаточно сложная система, направленная на всестороннее развитие и обучение ребенка. Может это и хорошо: школьник научится жить в нашем разнообразном мире с его бешеным темпом жизни. Но главное – не сломались бы наши дети под «грузом» этого всестороннего развития.

 

Сюзана САФАРБЕКОВА

№ 41, 14.10.2016

 

Погода в городе

Яндекс.Погода
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
  • Произошла ошибка; возможно, лента недоступна. Повторите попытку позже.