Говорят, что именно в трудные, переломные опасные моменты истории познается истинная природа людей.
Приятным сюрпризом было увидеть, как дагестанские бизнесмены, в представлении наемных работников — люди, озабоченные тем, как разбогатеть любыми средствами, активно подключились к оказанию благотворительной помощи бедным, одиноким и больным согражданам.
Причем далеко не все они олигархи мирового уровня, и большинству эти блага достались кровью и потом.
Многонедельная эпопея с коронавирусом и вынужденной самоизоляцией граждан, оставив часть из них в трудном положении, без запасов денег и еды, тем не менее, позволила многим как бы провести ревизию своей привычной системы ценностей и приоритетов.
Невольно приходит на ум старая американская пословица: чтобы делать деньги, нужны деньги. Несправедливо, на первый взгляд, но на деле именно так все и обстоит. Благотворители-бизнесмены и просто неравнодушные люди в очередной раз продемонстрировали уверенность в щедрости судьбы, доверие к ее возможностям и своим способностям снова взяться за труд, восстать из руин, в то время как на них по-прежнему остаётся вся полнота ответственности за свое благополучие, свой бизнес и свою семью. Им, как и всем остальным, никто ничего не гарантировал, и все же они не скупясь оказывают помощь другим, не особо придираясь к деталям или зачастую переводя деньги на счета пользующихся доверием в народе благотворительных организаций, или внося вклад своей продукцией.
Как ни удивительно, именно активное, деятельное поведение в стрессовых обстоятельствах, по мнению учёных, оказывается наиболее полезным. Так, известно, что игроки в хоккей и их болельщики испытывают одинаковый стресс, но игроки чувствуют себя значительно лучше, так как вынуждены активно действовать на поле. А это приводит к сжиганию стрессового гормона кортизола, который значительно ухудшает при частых выбросах в кровь состояние здоровья. Таким образом, активная жизненная позиция всегда выгодна, хотя бы тем, что человек испытывает минимальные проблемы со здоровьем, в то время как для пассивного наблюдателя все «бури» протекают внутри организма, нанося ему вред.
И моральная сила, достижения, успех — в значительной мере это высокие требования к себе, запрет на нытье, жалобы, бездействие и негативные мысли.
Есть и ещё один момент. Те, кто не делает ничего для улучшения своего положения, не вызывают сильного сочувствия и понимания в народных массах. Интересна и показательна реакция пользователей социальной сети Facebook на ролик с недавней историей про жительницу чеченского селения Гехи Зару Тепсуркаеву, мать 9 детей, которая обратилась за помощью к Рамзану Кадырову в связи с бедственным положением семьи, отсутствием запаса продуктов.
Ситуация, мягко говоря, щекотлива, неудобна и двусмысленна и наталкивает на не слишком веселые размышления. Помощь женщина получила, как следует из сюжета чеченской ГТРК, но это сопровождалось унизительным разносом в адрес женщины и ее семьи. Ее и в особенности ее взрослых детей распек и шариатский судья, и глава Урус-Мартановского района, где проживает героиня сюжета, за лень и абсолютное безделье, указав при этом, что, имея 10 соток земли, можно хоть что-то там вырастить и прокормиться.
Так, многие писали, что, при всем своем неоднозначном отношении к Кадырову лично, осуждение чеченскими властями этой семьи можно понять, так как 6 человек, способных работать, не делают ничего, даже свой участок не обиходили. Любой сильный человек скорее будет склонен понять и помочь тому, кто борется изо всех сил, прилагает усилия, узнавая в этой истории себя.
Надо сказать, история Зары не единичный случай, когда великовозрастные дети так и остаются детьми, не способными позаботиться даже о себе, не говоря уже о том, чтобы обеспечить старость родителей в меру своих сил…
Как так получилось, и что привело к этому массовому явлению на Кавказе, где трудолюбие, способность заботиться о своих ближних, сыновний долг традиционно были в почете?
И является ли добром такая слепая забота, когда родители тащат на себе ношу, невзирая на то, что вес дитяти давно уже сравним с их весом, и что это становится все непосильнее, а шансы дорогого чада на полноценную жизнь, достойное место в ней тают с каждым днём?
Ведь самый продуктивный и активный период в жизни молодого человека — возраст 15-25 лет. Известно, что великие деятели истории, полководцы и герои были молоды. Сама природа дала большой заряд энергии молодым, чтобы они рисковали, пробивая трудные задачи своим энтузиазмом, энергией, в чем-то счастливой наивностью ожидать от людей и жизни добра.
В данное же время — и это, без преувеличения, мировая проблема, имеет место очень затянувшееся, по выражению остряков, на первые 40 лет жизни, детство… То есть человек прожигает самый продуктивный период жизни в бессмысленных забавах, тратя свою лучшую пору на бесполезные вещи, кое-как доживая до конца недели, чтобы «оторваться» за скучную жизнь на выходных.
Тут очень много вопросов — и к воспитанию детей в семье, и к ожиданиям благополучия в результате не собственных усилий, и к тому, что понятие толерантности вошло в противоречие с институтом общественного порицания, которое в традиционных обществах являлось мощным воспитательным средством. В более древние времена «бойкот» со стороны соплеменников фактически обрекал человека на смерть, поскольку выжить в схватке с силами природы можно было только в коллективе.
Ведь раньше взрослые парни, не устроенные в жизни, как минимум, не имеющие хоть какого-то минимального источника доходов, становились по умолчанию изгоями, их мнением не интересовались, за них не выдавали дочерей из хороших семей … А были, и не так уж давно, времена, когда государство привлекало таких людей к уголовной ответственности за тунеядство, прививая таким образом «любовь» к труду.
Петровское законодательство впервые в России ввело такое наказание для строптивых дворян, как «политическая смерть». Над головой осужденного ломали шпагу, и он становился парией в обществе, лишался всяких гражданских прав и состояния, защиты со стороны государства.
То есть коллективное бессознательное всех народов, если оглянуться, понимало скрытую мощь общественного порицания. Вместе с тем оно было и является мягкой мерой для оступившихся. Не неся в себе немедленной физической расправы, позволяло им так или иначе исправиться и таким образом стать снова причастным к делам племени, народа, села, вернуть себе утраченное честное имя, а символически — вернуть себе право на жизнь и свою долю ее благ.
По сути, это нормально, и хорошо, что кто-то берет на себя, пусть и неблагодарное и осуждаемое «толерантным» обществом дело — вынесение порицания, в попытке заставить человека устыдиться поведения, роняющего его достоинство и авторитет в обществе, лишающего его, в перспективе, достойного будущего.
«Лучше быть худшим из лучших, чем лучшим из худших» — гласит народная мудрость, имея в виду влияние окружения на личность. И если человек видит свои недостатки и рядом тех, кто сумел с ними справиться — он может исправиться, «поднявшись» среди поддерживающего окружения. Если же человек в силу тех или иных объективных или субъективных причин склонен считать себя лучшим из своего окружения, то у него нет стимула стать лучше, равно как и ролевой модели поведения. Иными словами, спортсмен, занявший последнее место на чемпионате мира, худший из сильнейших в мире, но даже он куда сильнее чемпиона из ближайшей деревни, поскольку уровень соперников несопоставим.
Равнодушное окружение, «откупаясь» от жалующихся сограждан мелкими подношениями, на самом деле стимулирует его паразитировать. Если человек может получить что-то легко, то в некотором смысле даже нецелесообразно и неразумно «изобретать заново велосипед». Деградация римского плебса, привыкшего на дармовщинку получать хлеб и зрелища, наглядный тому пример.
Ну и наконец, пока низшие человеческие потребности не удовлетворены, человек никогда не будет стремиться к чему-то высшему. Ведь известно, что организм – «просто скотина», и до высших материй ему дела нет. Можно назвать это цинизмом, но многочисленные описания, к примеру, блокадного Ленинграда, ужасные случаи каннибализма, которые не слишком афишировались, но тем не менее были нередки, наглядно иллюстрируют скрытые темные мотивы людей, которые в мирное время ничего этого не демонстрировали…
И потому, пока не закрыт этот базовый уровень потребностей, человеку неведомы и не нужны высшие идеалы и ценности. Ведь он живёт по принципу: «не до жиру, быть бы живу». Ненормально, когда на этом нижайшем уровне человек застревает, не умея хоть как-то обеспечить себя сам, и во многом благодаря попустительству «любящих» старших родичей.
К сожалению, это так, и прекратить бег по извечно замкнутому кругу удается очень редким счастливцам, так называемым просветлённым.
Из любой ситуации можно выйти с честью, используя те возможности, которые она дает. Разумеется, это невозможно, если сидеть, спрятав голову в песок, или ждать, пока тебе причинят добро другие, а ты благосклонно примешь.
Жасмина Ниязова
№ 15, 24.04.2020