Чтобы понять, идёт ли сейчас Россия по пути прогресса или же скатывается вниз, нужно сделать небольшой экскурс минимум на три столетия назад, увидеть, какой путь страна прошла до XXI века, и узнать, какую роль сыграли в этом мыслители, поэты, писатели и правители.
Одни негативно отзываются о советском периоде страны, другие ругают время перестройки и гласности, а третьим не нравится нынешний политический курс руководителя страны, хотя в России, как и во многих других странах, налицо технический прогресс, улучшилась управляемость страны и вертикаль власти.
«Как быть и с кем быть?» — вопрошает современный человек подобно шекспировскому герою. Страна наша и её граждане находятся в лучшем, чем 25 лет тому назад, материальном положении, но иногда от сограждан можно услышать жалобы и на бедность. Да, действительно, есть и бедные, и нуждающиеся! Но мы ведь не можем не заметить и то, что почти в каждой семье есть машина, персональный компьютер, у каждого россиянина мобильный телефон. О таком мы 10 лет назад могли только мечтать.
С каждым веком окружающий мир вокруг меняется, а человек по сути своей остаётся таким же, мечется в поисках смысла жизни: одни мечтают о счастье и свободе, другие о власти и деньгах. Поэтому в центре внимания, как литературы, так и истории, всегда оставался человек и окружающий его мир.
ЭТО БЫЛА НАСТОЯЩАЯ РЕВОЛЮЦИЯ УМОВ
Долгое время литература и исторические процессы были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например, «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Но уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории неразрывна.
Век Просвещения (XVIII век) проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии аристократии. Открытия в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.
Значение просветительских идей эпохи Просвещения для российской истории нельзя переоценить. По настоящее время культурное и историческое наследие века Просвещения играет большую роль в формировании престижности, приоритета и качества образования и образованности.
В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века, а в середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Великая французская революция (1789-1799гг.) ускорила развитие капитализма и крах феодализма, оказала влияние на всю последующую борьбу народов за принципы демократии, стала уроком, примером и предостережением преобразователям жизни в других странах, содействовала развитию национального самосознания европейских народов.
Во Франции получили развитие экономические идеи товарно-денежных отношений Адама Смита, углубилось представление о гражданском обществе и правовом государстве Джона Локка (Вольтер, Монтескье, Руссо). Мало того, идеи политического переустройства общества стали ведущими (источником власти является народ!) и постепенно расшатывали устои абсолютизма. Это была настоящая революция умов. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. И Россия не хотела отставать от Запада.
ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЛИШЬ УСИЛИЛИ ВЛАСТЬ САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ
Если в Англии и во Франции революция умов началась с так называемого среднего класса, буржуазии, и была направлена на критику и дальнейшую ликвидацию абсолютизма, то в России просветительские идеи «внедрялись» «сверху» и были направлены на усиление абсолютной власти.
В отличие от европейских стран последовательно складывающихся экономических, политических и социальных предпосылок для развития просветительских идей у нас не было.
В эпоху Петра I происходит крутой поворот в истории. С запада импортировались не только специалисты, но и способы организации экономики. Но есть и другая сторона западного влияния. Петровские реформы «пересаживали» на русскую почву передовые формы производства, но таким образом, что этот процесс приводил не к развитию капитализма, а к укреплению феодально-крепостнической системы.
И если в Европе преобладали интенсивные способы ведения хозяйства, то в России производство сохраняло экстенсивный феодальный характер. Пётр не увидел в Европе (или увидел, но не захотел взять) дух свободного предпринимательства и конкуренции, неприкосновенность частной собственности и многое другое. Ему было непонятно ограничение власти, не нужны парламентские формы.
Екатерина II понимала необходимость экономических преобразований в духе эпохи Просвещения (расширение свободы предпринимательства, ослабление государственного контроля экономики, вовлечение большего числа населения в свободную экономическую деятельность и т.д.), стремилась к дальнейшему развитию науки и искусства. С другой стороны, нарастание народного недовольства, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями А.Н.Радищевым и Н.И. Новиковым требовали осторожности в проведении реформ и ужесточения внутренней политики.
Пересмотрев основные идеи английских, а более всего французских просветителей, российские монархи XVIII века понимали, что этика неотделима от политики, мораль напрямую связана с общественной и государственной жизнью.
ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА
Под влиянием идей Просвещения бурно развивается русская литература и театр, имена Тредиаковского, Кантемира, Сумарокова, Ломоносова и Фонвизина в России открывают сокровищницу русского классицизма.
Начало развитию просветительства в России положил Михаил Ломоносов. Он немало способствовал просветительской деятельности, полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов. Ломоносов большие надежды возлагал на деятельность «просвещенных» монархов, к которым в России он относил Петра I.
Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе — в комедиях Д.И. Фонвизина и в одах Г.Р. Державина.
Вершиной русского Просвещения были идеи А.Н. Радищева (1749—1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву» на вопрос, что делать, если монархи добровольно не откажутся от власти, он ответил, что «человечество развивается в оковах и, направляемое надеждою свободы и правом, двинется» на власть, которая «развеется в одно мгновение», и этот день будет «одним из лучших дней».
ФРАНЦИЯ СТАЛА РЕСПУБЛИКОЙ СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН
Франция в XVIII веке была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Королевская власть теряла доверие, потому что являлась узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, в умах образованной части французского общества произошёл переворот, и при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты либеральные реформы в политической и экономической областях. Феодализм во Франции исчез за несколько столетий до революции. После революция Франция из монархии стала республикой свободных и равных граждан с девизом: свобода, равенство, братство. Она пошла другим путём, а Россия оставалась феодальной страной.
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕПЯТСТВОВАЛОКРЕПОСТНОЕ ПРАВО
К началу XIX века и Россия была такой же крупнейшей державой, как Англия и Франция, хотя значительно отставала от них по уровню экономического развития. Основу её экономики составляло сельское хозяйство, она могла экспортировать только сырьё и сельхозпродукцию, импорт в основном состоял из машин, инструментов, предметов роскоши, а также хлопка, пряностей, сахара, фруктов.
Экономическому развитию препятствовало крепостное право, но царь Александр I, понимая необходимость реформ, принимает в 1803 г. лишь указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьяне могли получить освобождение у помещика за выкуп. Александр II в 1861 году отменил крепостного право, им была проведена также военная, судебная и земская реформы. Его сын Александр III основное внимание уже уделяет развитию крупных промышленных предприятий.
Несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, в 90-е гг. XIX века начался бурный рост экономики, и Россия становится индустриальной державой, хотя русская промышленность лишь на 1/3 была русской, а на 2/3 иностранной.
ПРИЗЫВАЛИ К БОРЬБЕ С САМОДЕРЖАВНО-КРЕПОСТНИЧЕСКИМ СТРОЕМ
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали Отечественная война 1812 года и движение декабристов1825 года. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
Основными направлениями в художественной литературе первых десятилетий XIX века были романтизм и реализм.
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры. В произведениях представителя гражданского революционного романтизма К.Ф. Рылеева, автора лирических произведений, исторических «Дум», содержатся политические ассоциации. Пафос революционной гражданственности, призыв к борьбе с самодержавно-крепостническим строем выражены в одах и поэмах «Смерть Байрона», «Тень Рылеева» В. К. Кюхельбекера.
Критический реализм окончательно утвердился на русской почве лишь только в 30-е годы XIX в. Небывалой художественной силой он прозвучал в творчестве трех титанов русской литературы — А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
Как человек и художник, Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории. Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. C него началось последующее развитие русской литературы. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом, «в высшей степени народным произведением» (В.Г.Белинский).
Впервые поэт в своих произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник» заговорил о ведущих проблемах русской жизни: народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждающим крепостничество, поддерживающий многие мысли и действия декабристов, среди которых было много его друзей.
Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого. Он ставил в своих произведениях «великие вопросы», судьба народа и Родины – основная тема его произведений (историческая эпопея «Война и мир», романы «Анна Каренина», «Воскресение»). Изображая жизнь русского общества 70-х годов, он выносит беспощадный приговор его морали, нравам, устоям.
В РОССИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Наиболее значительную роль в развитии политической мысли в начале второй половины 19-го века сыграл А.И. Герцен, автор повести «Кто виноват?». Герцен уехал за границу, там он издаёт газету «Колокол». Он считал, что социализм обеспечит правильную и разумную организацию экономической жизни, уничтожит частную собственность. Он приходит к пониманию необходимости социального переворота, став тем самым одним из родоначальников идеи народной революции в революционно-демократическом лагере, одним из создателей народничества.
Современный английский ученый советолог Эдвард Карр считал, что быстрое распространение марксизма в России среди интеллигенции было обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и отсутствием традиции или буржуазной политической философии (пример -Франция). Зарождающееся в России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и самодержавия.
Во второй половине XIX века на арену политической жизни России вступает пролетариат, рабочее движение приобретает более организованный характер, на них большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.
Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой «Освобождение труда». Он считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти, обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия.
В решении этой новой задачи большую роль сыграли В.И. Ленин, Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Они объединили разрозненные социал-демократические кружки в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация вела пропаганду на фабриках и заводах, руководила стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны. Ближайшей политической задачей была буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. На II съезде произошёл раскол российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков.
С середины 90-х гг. рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, начинается пролетарский этап в освободительном движении в России. Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг. В конце XIX — начале XX вв. в России нарастает экономический и политический кризис.
В политической жизни в 19 веке, как и в предыдущем, не произошло больших изменений, кроме «неясной» для народа отмены крепостного права. Самодержавно-крепостнический строй и его правители, «палачи, стоящие у трона», не услышали ни стон народный, не заметили народных заступников, которых воспел Н.А.Некрасов в своей лирике и поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Самодержавие продолжало высылать неугодных поэтов — вольнодумцев в ссылку на юг России или в Сибирь, поэтому, видимо, поэты и писатели 19 века вынуждены были ограничиваться лишь критикой существующего строя.
Но во второй половине 19 века в России нелегальным путём начали распространять революционно-демократические идеи, марксизм нашёл благодатную почву только в России. «Золотой век» для искусства и науки не стал золотым веком для социально- экономической жизни народа, он ещё более обострил кризис конца века, накопившийся в обществе того времени.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 38, 22.09.2017