ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Я вожу машину. Другими словами: слушаю радио. Практически все, кто водит машину, читай: стоит в пробках, — с радио дружат.

И вот каждую пятницу бодрые голоса диджеев, с трудом сдерживая искусственный восторг, орут: «Ура! Отмучались! Закончилась трудовая неделя! Всем отдыхать».

В понедельник в голосах поселяются нотки вселенской скорби, и диджеи, вздыхая и поскрипывая голосами, сообщают: «Вот и началась новая рабочая неделя. Да, нам будет трудно, практически мы будем умирать, но мы сдюжим и доберемся до конца недели. А теперь послушайте веселую песню, которая позволит вам пережить этот трагический момент — начало рабочей недели…»

Объясняют ли родители детям: выбор профессии — это выбор счастливой или несчастливой жизни

Что такое? Диджеи ведь не хотят говорить глупости. Они чего хотят? Понравиться своей аудитории. И они убеждены, что если говорить, что работа — дело скучное и тяжелое, это слушателям понравится. И ведь они правы. Как же так получилось, что миллионы наших соотечественников живут в такой системе координат: работа — это мучение, оно должно приносить деньги, которые надо накопить и потратить на удовольствие во время отдыха? А если человек любит свою работу, то он называется «трудоголик». Уже в самом этом слове есть что-то сомнительное, не так ли?

Великий психолог ХХ века Абрахам Маслоу изучал жизнь и психологию гениев человечества, чтобы понять, чему у них могут научиться люди менее великие, называемые «обычными», хотя я лично ни одного обычного человека в жизни не встречал. Так вот все люди, которые оставили след в истории человечества — кто больше, кто меньше, любили то, что они делали. В любой сфере жизни только увлеченные люди могут создать что-нибудь серьезное. Не хотим брать с них пример. Почему? Когда начинается вот эта убежденность, что слово «труд» от слова «трудно» и что когда работа не приносит удовольствие — это нормально?

В школе это начинается. Наша школа не заточена на то, чтобы помочь ребенку получить призвание. Ну просто нет у нее такой задачи. Когда в 9-10-м классе проводятся всякие разные профориентации, то, как правило, это, увы, профанации. Выбор призвания — это глубоко индивидуальное дело, столь же личное, как выбор любви. А кроме того, 16 лет — поздно для выбора призвания. В 16-17 лет человек выбирает, как правило, не призвание, а институт.

Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци считал, что ребенок должен определиться с своим призванием — внимание! — в 5-7 лет. Ну, хорошо, Песталоцци давно жил, тогда было меньше информации, сегодня пусть будет 10-12 лет. Ладно. Но не шестнадцать.

В наших школах по-прежнему всех учат всему, и в результате никто не знает ничего. Такой подход к образованию Песталоцци называл «антипсихологическим». Мы по-прежнему растим какое-то неясное существо, которое называется «гармонически развитая личность», забывая почему-то, что мир переворачивали, великие книги писали и открытия делали люди, гармонически недоразвитые, но очень увлеченные своим делом. Леонардо да Винчи, Ломоносов и еще несколько таких же гениев — исключения, которые лишь подтверждают правило.

Когда на своих консультациях или лекциях я рассказываю родителям, как помочь ребенку определиться с делом жизни, основываясь на методе природосоответствия Песталоцци, они удивляются: так просто?

Если школа не занимается тем, чтобы помочь ребенку определить призвание, этим должны заниматься родители. Здесь не место подробно описывать, как это делать — подробно это описано в моих книгах по проблемам воспитания, но для начала зададимся простым вопросом: понимают ли родители, что такое призвание? И объясняют ли это своим детям?

Призвание — это желание, непреодолимое желание заниматься чем-либо. Не умение, а желание. Если не умеешь, но очень хочешь — научишься. Если умеешь, но не хочешь — будешь несчастным человеком. Человек, который нашел свое призвание, получает от работы удовольствие вне зависимости от того, актером он работает или поваром, ученым или водителем, педагогом или врачом. Человек, который выбирает работу по любому иному принципу — например, имея в виду ее престижность или заработок, — обрекает себя на несчастную жизнь. Объясняют ли родители детям: выбор профессии — это, по сути, выбор счастливой или несчастливой жизни?

Выбор призвания — это глубоко индивидуальное дело, столь же личное, как выбор любви.

Вот интересное дело: подавляющее большинство людей уверены, что жениться (или замуж выходить) лучше по любви, брак по расчету может породить несчастную жизнь. Но при этом эти же самые люди убеждены, что профессию по расчету выбирать — это вполне себе нормально. Но разве счастье человека не состоит в том, что он любит свою семью и свою работу, и когда нет одной из этих составляющих, то нет и счастья?

Если в 10-12 лет человек понимает, чем бы он хотел заниматься, если он увлечен, то это решает множество проблем. Такие дети не просиживают часами за компьютерными играми, не связываются с дурными компаниями, не становятся наркоманами.

Когда родители требуют от ребенка учиться на «хорошо» и «отлично» — это довольно бессмысленная история, она не решает ровным счетом ничего. Эту бы энергию направить на то, чтобы помочь своему чаду найти себя.

Призвание и призыв — однокоренные слова. Призвание — то, ради чего человека призвали на Землю. Если он не отыскал этого, значит, зря призвался, не выполнил миссию.

А если нашел — тогда будет от работы получать удовольствие и не понимать, чего эти странные диджеи радуются отдыху, а не работе.

 

Андрей МАКСИМОВ

№ 37, 15.09.2017

Погода в городе

Яндекс.Погода
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031