6 ноября в 19:35 в дежурную часть Дагогнинского отдела внутренних дел поступил телефонный звонок от жителей микрорайона « Черемушки». Обеспокоенные жильцы дома №4 по улице Чкалова сообщили полицейским, что из десятой квартиры, вторые сутки не исходит никаких звуков, и они подозревают, что их сосед, страдающий открытой формой туберкулеза, возможно уже умер.
С этого времени, казалось бы, не сложная процедура установления истины превратилась в настоящую эпопею, потрепавшую нервы не только жильцам данного дома, но и сотрудникам различных служб, прибывшим по вызову.
По словам жильцов дома №4 данная квартира принадлежала Габибуллаху Атлуханову-1955 года рождения, уроженцу Сулейман- Стальского района. Несколько лет назад он вместе с семьей, женой и 15-ти летней дочерью переехал в Дагестанские Огни, где они жили в однокомнатной квартире. Но, полтора года назад, как рассказывают соседи Атлуханова, у него обострилась шизофрения, он стал агрессивным и мнительным, начались бесконечные ссоры в семье, создалась невыносимая обстановка. Не выдержав кошмаров, его жена забрала дочь и переехала в соседний Дербент.
Летом этого года у него выявили еще и открытую форму туберкулеза. Когда соседи узнали об этом, резко ограничили всякие контакты с ним, хотя до этого тот был у них нередким гостем, то на чашку чая зайдет, то за солью. Но жить в одном подъезде с потенциальным носителем опасного вируса, где немало грудных детей, они посчитали слишком рискованным и стали искать родственников Атлуханова. Отозвалась только его жена. Она то и уложила его в Дербентский туберкулезный диспансер. Несносный характер и вызывающее поведение, на которое постоянно жаловались больные и медперсонал довели до того, что врачи сами, спустя каких-то 3-4 месяца, нанимают за свой счет такси и отправляют его домой. Таксист только по прибытию узнал, чем болеет его клиент и, выгрузив его прямо на бетон, поспешил уехать. У него не было ключей от квартиры, и к тому же передвигаться самостоятельно он не мог, поэтому продолжал лежать, пока его не заметили сердобольные соседи. Они вызвали службу МЧС, скорую и участкового полицейского. Когда вскрыли дверь, они уложили его на плед и занесли в квартиру.
В начале ноября едкий дым и запах гари заполонил весь подъезд злополучного дома. Жильцы снова всполошились. Дым шел из квартиры Атлуханова. Прибывшие пожарные быстро потушили тлевший плед и диван, на котором спал хозяин квартиры. Но почему- то больного с открытой формой туберкулеза с возможными ожогами после пожара, никто не вывез, ни в тубдиспансер, ни в отдельный изолированный медицинский бокс. Так погасив огонь, все разъехались, оставив Атлуханова одного в погоревшей квартире, а соседи разошлись по своим квартирам.
Все эти дни из квартиры Атлуханова доносились стоны и сильный кашель. Хотя это раздражало соседей, но они хотя бы знали, что тот, по крайней мере, еще жив. 6 ноября звуки прекратились вовсе. Подозревая неладное, соседи снова начали обрывать телефоны экстренных служб. Почему-то дозвониться до них на этот раз оказалось сложнее. Пришлось звонить на горячую линию Минздрава РД, после их вмешательства к квартире Атлуханова подъехали работники всех служб. Зная, что хозяин болеет туберкулезом, никто не решался войти первым, завязался спор. Непонятно, сколько бы еще длилась дискуссия по поводу, в чьей зоне ответственности больной, пока один из сотрудников ОВД, пропитав водкой марлевую повязку, вошел и тут же вышел и сообщил, что Атлуханов мертв. После этой новости жильцы дома понимая, что сотрудники служб собираются уехать обратно, оставив в их доме инфицированный туберкулезом труп, стали возмущаться и требовать, чтобы они забрали тело покойного с собой. Попытки полицейских объяснить им, что в городе нет морга, куда можно было бы его доставить, нет такой возможности и в городской больнице. Но жильцы стояли на своем, тогда сотрудники ОВД пообещали срочно разыскать родственников Атлуханова. К чести сотрудников полиции, уже к полуночи они доставили в квартиру жену покойного и его родственников. Они быстро здесь навели относительный порядок, а утром омыли тело согласно мусульманскому обряду и похоронили несчастного. Как рассказывают соседи, странно то, что в квартиру снова заселилась жена с дочерью покойного, хотя помещение не было дезинфицировано. Но, главврач городской больницы Магомедсалам Абдусамадов заверил нас, что специалисты эпидотдела ЦГБ обработали помещение необходимыми средствами защиты, так что жителям дома №4 распространение инфекции из десятой квартиры не грозит.
PS
Вся эта история до сих пор на слуху, горожане недоумевают, как можно вот так запросто отправить не долечившегося больного туберкулезом, к тому же не ходячего, домой, подвергая опасности не только жизнь самого больного, но и окружающих. Даже если признать, что наше общество не особо отличается большой гуманностью, то где же все это время были его родные и близкие, ведь наверняка слезы на его похоронах были искренними? Слушая очевидцев этой истории, мы вдруг засомневались, что для нас важнее -человек с его правом на жизнь!
Магомед ХАНМАГОМЕДОВ
№ 45, 13.11.2015