Президент РФ в своем ежегодном Послании к Федеральному собранию инициировал внесение поправок в Конституцию РФ. Эта инициатива главы государства вызвала большой резонанс в российском обществе.
О попытках найти гармонию во взаимоотношениях с властью, а также о цели и смысле жизни мусульманина – в интервью с имамом квартальной мечети г. Дагестанские Огни, сотрудником отдела религиозного просвещения Арсланали Курбанмагомедовым.
— Недавно завершился месяц рождения Пророка (с.а.в.). Как известно, его рождение было предписано, как и вся история человечества и судьба каждого из нас… В чем тогда проявляется наш выбор и влияние на свою жизнь?
— Каждая судьба, будь то каждый из нас, равно как и судьба Посланника (с.а.в.) заранее предписана. Более того, когда эмбрион находится в утробе матери, на 120 день Всевышний отправляет ангела, который предписывает зачатому удел, срок жизни и нрав. Более того, еще до сотворения человека Аллаху, обладающему абсолютным знанием, уже известно все об этом человеке, о каждом своем творении.
Все идет тем чередом, который предписан Аллахом. И когда мы говорим о Судном дне, мы верим, что, как бы мы ни барахтались, он настанет. Это день, когда каждый будет спрошен за то, кто он, как провел свою жизнь, на что ее потратил и т.д.
— Т. е. получается, что мы должны жить в восторженном ожидании Судного дня, как дня окончательного расчета, когда будут получены ответы на все вопросы, мучившие нас при жизни?
— Мы не должны воспринимать нашу жизнь как обычную учебу, когда студент откладывает серьезную работу ближе к экзамену. Наоборот, каждая ситуация в жизни – своеобразный экзамен. Испытание нас на прочность. К примеру, нельзя утверждать, что человек хороший или плохой, пока он не испытан разными ситуациями в жизни. Есть предание, когда к халифу Умару (ран) обратились с похвалой в чей- то адрес, он спросил, были ли вы с ним в пути, получив отрицательный ответ, сказал: значит, вы его не знаете… Судный день- это оценка тому, как мусульманин усвоил уроки жизни и сдал промежуточные «экзамены» жизни.
— Вы сказали, что на 120 день после зачатия ангел записывает, быть человеку счастливым или нет. Неужели этот означает, что Всевышний кого- то хочет сделать несчастным, что это несчастье изначально заложено?
— Несчастье человека не оттого, что Аллах ему ниспосылает, оно исходит из самой сущности человека, из –за его плохого характера, из- за его эго, алчности (т.е нафса), последствием являются несчастья. Несчастье – это следствие поступков, действий, состояния души. Т.е. Аллах знает заведомо, кто ты, что у тебя внутри. Исходя из эго человека, Всевышний дает ему разные положения и средства для улучшения своего нрава. Но человек из- за своей гордыни не хочет следовать этому, вследствие чего неусвоенный урок возвращается к нему снова и снова в виде различных ситуаций, которые люди воспринимают как несчастья. Потом называет себя несчастным человеком.
— Это и грех, наверное, выражать недовольство предопределением Аллаха и тем самым снимать с себя всякую личную ответственность за свое поведение?
— В любой ситуации у человека есть возможность выбора.
— То есть нельзя сказать, что несчастья нам предопределены?
— Ни в коем случае. Более того, Всевышний исключительно милостив к нам. Настолько, что мы не в силах даже оценить степень этого милосердия. К примеру, он даровал нам жизнь. Нас не было и могло бы не быть, но Он сотворил нас, дал возможность прожить жизнь, дал нам сносное здоровье, за которое мы тоже не слишком благодарны. Он дал нам знать о своей религии и Посланнике (с.а.в.). Мы не можем до конца понять цену этой жизни, думая, что я приобрел за отпущенное мне время? Но ведь потом наша душа будет жить в вечности, и как она там будет жить, где находиться, мы выбираем своими поступками.
— Насколько право выбора соотносится с предопределением и собственным эгоизмом человека?
— Человек может идти по пути следования Аллаху, его приказам, и тогда происходящие с ними перипетии могут быть испытанием крепости его на этом пути, проверкой на подлинность и искренность его намерений. С другой стороны, человеку, далекому от веры, это идет в назидание или же как бедствие.
Назиданием оно будет, если в случае несчастья он поймет, что оно пришло в результате его грехов и поступков. Всевышний в одном из аятов Корана говорит: «Разве вы думаете, Я введу вас в рай, не испытав вас?» Для верующего человека каждое испытание повышает его степень в вере, доказывая искренность его убеждений и веры, крепость духа. Лицемерие, показуха и ложь также выявляются благодаря этим испытаниям.
— Все люди рождаются мусульманами, а значит, наиболее любимая Всевышним община. Следовательно, должны быть счастливы. А что такое счастье и может ли мусульманин быть счастлив как в этой жизни, так и в последующей?
— Каждый человек рождается мусульманином, а потом в результате воспитания, влияния окружающей среды, традиций либо собственных духовных поисков он становится либо атеистом, либо христианином, иудеем и т.д. Посланник Аллаха сказал: «Богат тот человек, который доволен тем, что у него есть». Немного перефразируя эту фразу, можно сказать, что счастливый тот человек, который благодарен за все в жизни. И несчастлив тот, кто поступает обратно… Жизнь дает много иллюстраций к этой идее. Мы видим олигархов, которые при уменьшении прибыли на 1 миллион начинают паниковать, повышают наценки на свой товар, сокращают персонал. И рядом же мы видим простых рабочих, которые на скромную зарплату выполняют все нужды своей семьи и не ропщут, что им мало, не хватает на жизнь. Еще пример. Допустим, у мужчины есть жена, хорошая, преданная, родила ему нескольких детей и честно выполняет все свои обязанности в семье. Но мужчина недоволен наличием одной жены, ищет вторую, третью, мотивируя это дозволенностью многоженства. В семье из – за этого наступает разлад и многоженство не делает его счастливым, так как душа его неспокойна и недовольна тем, что есть.
— Вы говорите, что счастье заключается в умении быть благодарным и довольным. Как быть тем, кто не обладает от природы этим умением? Как это воспитать в себе, и возможно ли это вообще?
— Религия как раз и дана для того, чтобы мы все учились. И в этом смысле сейчас нам гораздо легче, чем было сотни лет назад, так как всем доступно образование, наука, есть доступ ко всем источникам. Тогда люди не имели образования, не имели столько информации о хорошем и плохом, о том, чем руководствоваться в своей жизни. И религия, моральные заповеди ее, следование им, как раз и способствуют воспитанию души человека. Человек от рождения не имеет этих способностей, он подвержен влиянию своего эго, эмоций и чувств. И влиять на них, научиться умеренности и здравости или нет, решает сам человек. Частично этому способствует родительское воспитание, частично самовоспитание, национальный колорит. Нельзя сказать, что только исключительно религия влияет на нрав человека. Ведь она как океан, не имеющий пределов. И изучение ее может занять всю жизнь, а жить и быть человеком необходимо постоянно.
— А как быть с тем, что религия – частично способ облегчить себе жизнь, с другой- очень много сообществ, где религия используется как «дубина», провоцируя отход основной массы населения от религии. Формальное, показное следование ей при внутренней готовности выехать за границу, снять с себя платок, надеть шорты в знак протеста. Почему не представлять Ислам в таком виде, чтобы люди его принимали, следовали, облегчая себе жизнь?
— Приведем пример, который ближе. Для чего нужна экономика? Для получения хлеба насущного для жизни. Но мы видим, что сегодня экономика попала в руки алчных людей, которые учиняют искусственные кризисы, способствуя скачкам цен на ресурсы и набивая таким образом свои карманы. Или политика. Первоначальная цель ее сводилась к обеспечению процветания государства, налаживанию хороших отношений между гражданами и с соседними странами. Но сегодня и она подвержена влиянию человеческих недостатков- гордыни, алчности, зависти, использованию любых средств в борьбе за доминирование в мире. Таким же образом мне видится и положение в области религии. Это вопросы не к ней самой, а к тем людям, которые учиняют различные течения внутри нее, потакая своим амбициям и душевным слабостям. Если говорить о конкретно мусульманской общине, то имамы тоже люди со своими человеческими слабостями, которое тоже хотят хорошо жить, и им нужен рычаг воздействия на людей. И тогда задачей его является не столько распространение религии в правильном ключе, но воздействие на толпу с помощью ее авторитета. Хотя изначально в исламе правитель, халиф ничем не отличался от простого мусульманина, был доступен каждому. Известен случай, когда халиф Умар вошел в Иерусалим, ведя под уздцы верблюда, на котором сидел его раб, с которым они менялись местами во время пути. И жители города начали приветствовать этого раба, думая, что он и есть Умар (р.а.н.) …
— Мы плавно перешли к теме власти. Как известно, халиф (правитель), согласно канонам ислама, наместник Аллаха на земле, и хороший мусульманин не имеет права выступать против правителя. Вместе с тем люди могут быть недовольны какими-то действиями властей. Как ислам примиряет это положение? Неужели даже высказать свое недовольство, выразить протест – запрещено?
— Как известно, халифы были очень доступны народу, открыты и просты, были ровней любому мусульманину. Ислам- самое демократичное во всех отношениях религиозное учение, во всех аспектах бытия. Как известно, Посланник Аллаха был доступен всем, причем не только к нему приходили, но и он приходил к людям, садился с ними, беседовал. Шариат требует от нас, чтобы даже в случае нашего недовольства правителями мы подчинялись. Почему, спросите вы?
Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть, сколько стран, где было, пусть и плохое, но легитимное правительство, пусть не очень хорошее для всех поголовно, но мирно жили, имели неплохой достаток. И когда кучка людей стала насаждать чужие идеи, призывая свергнуть плохое правительство, они достигли своих целей, но вместе с тем на место мира и относительного благополучия к ним пришли война, разруха, убийства и беззаконие. Примеры этого мы видим в Ираке, Ливии, Украине, попытались это сделать в Сирии и других странах. Может повториться и у нас…
— Будем надеяться, что здравый смысл и благоразумие, которым отличались дагестанцы, все же возобладают. Спасибо за интересные ответы на вопросы!
Жасмина Ниязова
№ 05, 07.02.2020