Сегодня детей, страдающих нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад.
Одной из причин этого является то, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу».
Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. В результате развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически, стало проблематичным!
Еще век назад Мария Монтессори (итальянский врач) заметила, что развитие речи и интеллекта у детей тесно связано с мелкой моторикой.
Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность.Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, вызывает активизацию процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек, играя «в ладушки», «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы увлеклись ранним развитием детей и посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек».
И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать с года — этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте.
С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма. У детей постарше мелкую моторику хорошо развивает лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятия вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок.
Гюльназ ДЕМИРБЕКОВА
Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 3»
№ 14, 08.04.2016