ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

КарикатураКаждый человек рано или поздно сталкивается с потерей родственника, друга или сослуживца, ведь все мы смертны. Присутствие на похоронах в этом случае неизбежно. Сегодня мы поговорим об  этике  похорон и распространившихся по всему Дагестану нововведениях.

Часто люди, впервые попавшие на траурные мероприятия, не знают, как правильно себя вести во время проведения похорон. Тяжелее всего приходится самым близким людям, которые занимаются организацией похорон. 

 

СВАДЬБА ИЛИ ПОХОРОНЫ? 

Озабоченность и занятость семьи покойного приготовлением еды и накрыванием столов для пришедших на соболезнование является нововведением, явно противоречащим Сунне.

Сунна же состоит в противоположном: соседям желательно принести еду и накормить семью покойного в первые дни траура. Или же пригласить их в свой дом. Желательно, чтобы еды было достаточно много, чтобы её хватило семье покойного на сутки. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые он сказал, когда пришло известие о смерти Джа’фара бин аби Талиба: «Приготовьте еду для семьи Джа’фара, поистине, к ним явилось то, что озаботило их» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие).

Накрывание столов по сложившейся традиции на третий день похорон мы никак не можем запретить потому, что продолжаем традиции предков (первое и второе блюдо, сыр, финики, халва и др.).

Недавно на похоронах дальнего родственника был удивлён богатым угощением. Чего только там не было, столы ломились  от яств, как на свадьбе. Соревнуясь между собой, состоятельные люди порой не знают меры и нарушают границы дозволенного, забывают традиции и обычаи. А малоимущие и многодетные семьи, а их в городе большинство,  не желая «ударить лицом в грязь», лезут в долги, чтобы провести эти обряды достойно. Затем годами возвращают долги. Запрещённая шариатом растрата имущества на кичливое хвастовство и соперничество являются, согласно шариату, отвратительным действием.

 

ПОМИНКИ

К  нововведениям  относится то, что совершает семья покойного, собирая людей для угощения  на  первый четверг,  на сороковой день, на 52-й день  и на годовщину после смерти. Кроме того, близкие родственники коллективно посещают могилу покойника  два  раза после похорон, женщины причитают на могиле покойника и раздают садака.

Если еда в таком случае будет готовиться за счёт наследства наследников умершего и среди них будут несовершеннолетние, то подобные действия в крайней степени запретные, поскольку это будет растратой их имущества. Грех в таком случае будут нести и пригласившие людей, и те, кто примет участие в угощении.

«Почему с меня начинать,- порою восклицает иной упрямец. — У меня есть возможность, как хочу, так и  накрываю столы, а если у кого- то нет  возможности,  пусть не следует моему примеру!» Так гордо заявляют некоторые из нас, потеряв всякое уважение к старшим и традициям предков.

По словам имама Джума–мечети Абдулмалика Магомедова, кто-то должен  показать положительный пример, начав с себя. Если ты  остановил плохое нововведение, значит,  тебе будет  столько вознаграждений, сколько человек последуют  твоему положительному примеру. А если ты начал первым запрещенное нововведение, то получаешь все грехи  тех, кто последовал твоему отрицательному примеру.

 

КЛАДБИЩЕ — ЭТО МЕСТО ПОКОЯ И ТИШИНЫ

 Каждый мусульманин, входя на кладбище, должен соблюдать тишину, испытывать страх перед Аллахом, избегать разговоров на мирские темы. Он должен обязательно вспоминать о Судном дне и будущей жизни, готовиться к смерти, думать о покойных.

Не нужно стремиться сделать могилу особенной и отличающейся от других: обкладывать мрамором, строить что-либо, устанавливать дорогие памятники, ограждения и всевозможные изощрения и приукрашивания памятников. Это приводит к  соперничеству в том, чья могила выглядит богаче и достойнее.

Эти излишества в наши дни можно увидеть на  мусульманском кладбище, они являются показухой и исрафом (бессмысленной тратой денег), которая не приносит никакой пользы мёртвому.

 

Я ВАМ СОЧУВСТВУЮ И РАЗДЕЛЯЮ ВАШУ УТРАТУ

Каждый посетитель, который приходит на соболезнование, даёт салам и читает суру «Аль-ФатихIа», выражает  соболезнование, обращаясь к Аллаху за упокой души усопшего. Затем посетитель первым долгом подходит к родственникам и выражает свое сочувствие  словами: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного», «Покойнику — милость божья и вам соболезную», «Желаю вам  и всем присутствующим здоровья». «Покойнику — ахират   хороший,  родственникам — продления их жизни», «Примите моё искреннее соболезнование».

Искренним соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенёс то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха. Однако соболезнование рукопожатием или объятием не является Сунной. Наилучшее же соболезнование — это соболезнование пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал своей дочери, когда умер у неё ребёнок: «…Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Аль-Бухари 1284, Муслим 923.

Выражать соболезнование следует в то время, когда это будет наиболее уместно. Сочувствие, сопереживание всегда и во все времена объединяют людей, каждый чувствует себя  увереннее после понимания и поддержки со стороны близких людей, становится от этого добрее и терпимее к другому человеку.

 

ПОДОЙТИ ИЛИ ПРОЙТИ МИМО?

ПохороныА как быть, если идешь мимо дома, где хоронят? Вот иду по городу и вижу возле одного дома тазият. У стен  скамейки, стоят родственники покойного, принимают соболезнование. Смотрю по сторонам — везде незнакомые лица. Что делать? Подойти сделать соболезнование или пройти мимо? Остановился и прочитал дуа — молитву (Аль-ФатихIа), обратившись ко всем, выразил соболезнование. Они ответили на приветствие, и я продолжаю свой путь. Прохожу несколько метров —  догоняет знакомый, он поблагодарил меня и говорит, что я поступил правильно, случается, проходят мимо и не выражают соболезнование,  будто не с гор спустились.

— Элементарная культура, чужой или свой — какая разница, уходит-то на это минута или менее, чтобы продемонстрировать сочувствие к человеку, в ауле бы человеку и в голову не пришло пройти мимо, — делится он. — Если не знаешь молитвы, можно просто остановиться, принести соболезнование. Хотя покойник от этого не оживёт, небо на землю не упадёт, но это и есть уважение к себе и окружающим.

Но  реакция моего знакомого говорит о том, что не всё так просто. Именно некоторые городские возле дома покойника ведут себя бестолково, начинают вольно комментировать поступки старших, громко беседуют, иногда можно услышать громкий смех и шутки, как будто они здесь собрались для веселья.

 

КАК НЕЛЬЗЯ

Нельзя оплакивать покойного посредством перечисления его достоинств, а также причитать, сопровождая слова действиями, выражающими отсутствие терпения, такими, как битьё себя в грудь, разрывание одежды. При этом нет ничего запретного в естественном плаче, являющемся следствием нахлынувших чувств или мягкости сердца.

Громкий плач и крики являются нежелательными также во время сопровождения похоронной процессии, это является запрещённым (харам). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил подобное в достоверных хадисах жёстким образом, поскольку в этом содержится противоречие подчинению и принятию воли Всевышнего Аллаха и его предопределения.

Более того, желательно не повышать голос: ни во время чтения Корана, ни поминая Аллаха, ни посредством чего-то другого. Вместо этого желательно размышлять о смерти и о том, какой конец ждёт каждого человека. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сопровождайте похоронную процессию повышением голоса и огнём» (Абу Дауд).

 

КОГДА УМЕСТНО РАЗДАВАТЬ САДАКА?

Один молодой человек поведал Пророку о том, что его отец  не оставил завещания, как провести ритуалы его  похорон. Он хотел бы  во время похорон  раздать садака, но только не знает, принесёт ли покойному пользу это садака или нет? «Твое садака Аллах примет»,- ответил ему Пророк.

По словам имама Джума-мечети Абдулмалика Магомедова, примет Аллах или не примет садака в пользу умершего зависит от того, в какой форме и когда мы его делаем. Если мы  в месяц Рамазан днём кормим пришедших гостей, такое садакьа Аллах, конечно, не примет, потому что люди в это время  держат пост. Всех гостей в этом месяце можно кормить тогда, когда приходит время отпустить пост.

Зачем женщинам в Ураза-байрам рано утром идти с коробками сладостей, предназначенных для милостыни, на могилы близких и стоять там несколько часов, плача и причитая. Здесь тоже, как в любом другом деле,  наблюдается больше показного, чем искреннего и настоящего. Кто им запрещает прийти в любое время дня. Садака надо раздавать нуждающимся, малоимущим и  многодетным семьям, а их в городе, как мы с вами знаем,  немало.

 

ЕСЛИ ПОКОЙНЫЙ БЫЛ ОДИНОК?

Если человек одинок, то в аулах хлопоты по его захоронению берут  на себя  сельчане, хотя одиноких людей в селе, конечно, бывает  очень мало. А если такой человек жил в пансионате – ритуальную услугу оказывают работники отделения временного пребывания Комплексного центра.

Ат-Табари по этому случаю передал такой хадис:

«Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал взаймы, если испытывает нужду – помог, если придет к нему добро – поздравил, если беда – утешил. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его костра, не раздражай запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». Джами-уль-Фаваид.

Таким образом,   траурные ритуалы у мусульман должны быть одинаковы для всех, и  они не имеют отношения к каким-либо течениям Ислама. Пусть Аллах поможет нам избавиться от нововведений, которые приносят людям вред.

 

Рамазан ОСМАНОВ

№ 32, 12.08.2016

Погода в городе

Яндекс.Погода
Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031