Владимир Путин примет участие в совещании рабочей группы по взаимодействию силовиков и бизнеса. Как сообщает газета РБК, одним из вопросов, которые намерен обсудить президент, станет декриминализация предпринимательских нарушений. На сайте Кремля заседание не анонсировано, но, по информации издания, первое заседание рабочей группы состоится 23 марта, а его итоги президент может объявить на следующий день на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Между тем, совещания с силовиками и бизнесом проходят в последнее время достаточно часто: по данным того же РБК, только в последние несколько недель президент провел с ними ряд совещаний. «Было выбрано несколько вопросов, которые касаются темы декриминализации предпринимательских нарушений и по которым после заседания могут быть даны поручения о дальнейшей проработке. Предполагается, что основным докладчиком на заседании выступит (глава президентской администрации — ИФ) Сергей Иванов», — сообщили два источника издания.
Сергей Иванов возглавляет созданную 16 февраля 2016 года рабочую группу администрации президента по мониторингу правоприменения в сфере предпринимательства. О ее создании Владимир Путин заявил на встрече с главой РСПП Александром Шохиным. Группа должна стать посредником во взаимоотношениях силовых структур и бизнеса.
— 20 января президент и многие члены правительства принимали участие в форуме “Опоры России» под названием «Малое предпринимательство – национальная идея?», — напоминает президент финансового холдинга MFX Group Игорь Волков. На этом мероприятии представители малого и среднего бизнеса поставили перед президентом, в том числе и вопрос о декриминализации правонарушений в бизнесе.
В ходе встречи президент выразил согласие со многими предложениями. Он поддержал идею о том, что порог ущерба в 250 тыс. руб., квалифицирующий экономическое преступление как тяжкое, следует увеличить в несколько раз. Кроме этого, он указал, что нужно разобраться, не мешает ли уголовная статья о незаконном предпринимательстве (статья 171) самой предпринимательской деятельности и защищает ли бизнес от недобросовестной конкуренции. Также президент отметил, что налоговые структуры должны выступать по отношению к предпринимателям не как карательный орган, а как сервисно-консультационная служба.
По мнению эксперта, именно озвученные направления и станут основными для рабочей группы. Игорь Волков полагает, что президент всерьез заинтересован поддержать бизнес путем снижения давления со стороны силовых структур. Российская экономика, полагает он, оказалась в ситуации стагфляции, когда падение ВВП сочетается с высокой инфляцией. В такой ситуации традиционное стимулирование путем денежных вливаний в экономику со стороны государства работает плохо, так как приводит к еще большему росту инфляции. Сейчас жизненно необходимо стимулировать рост экономики через структурные реформы и создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Вероятнее всего, президент будет способствовать этому, тем более что к таким решениям подталкивает сама жизнь. Так что ожидаю, что положительные сдвиги в вопросе декриминализации действительно произойдут, — заключает Игорь Волков.
Скорее всего, по мнению профессора Академии МВД России Ивана Соловьева, речь будет идти о нескольких моментах. Во-первых, бизнес-омбдусмен Борис Титов уже давно и последовательно выступает за особый институт ареста предпринимателей. Он предлагает наделить прокурора правом отказываться поддерживать ходатайство следствия об аресте — по аналогии с полномочиями, которыми гособвинитель располагает в уголовном процессе, рассказывает эксперт. При этом, по данным омбдусмена, статистика последних трех лет демонстрирует постоянный рост числа решений об аресте предпринимателей.
— Ведь, — подчеркивает Иван Соловьев, — сейчас отъем бизнеса очень часто происходит еще на стадии ареста предпринимателя, а на этой стадии прокурор бессилен, даже если не согласен с ходатайством следователя. Лучший аргумент в поддержку такой инициативы — статистика, приведенная самим президентом: 200_000 дел возбуждено, закончилось приговором только 15%.
Еще один прогнозируемый вопрос, по мнению профессора, — возвращение в Уголовный кодекс отмененной Конституцонным судом статьи, предусматривающей ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности с максимальным сроком лишения свободы до шести лет, а также передача экономических преступлений в компетенцию присяжных, которые вполне способны справиться с трудностями квалификации в таких непростых делах.
Между тем, указывает советник Адвокатского бюро А2 Фарид Бабаев, по сути о полной декриминализации нарушений, связанных с ведением бизнеса, речи не идет. Сейчас рассматривается возможность увеличения порогового размера ущерба, который может быть основанием для возбуждения уголовного дела при совершении экономических преступлений. Более того: пока что речь идет лишь о нарушениях закона в сфере незаконного использования средств индивидуализации товаров и уклонения от таможенных платежей физическими и юридическими лицами, а это всего две статьи УК из великого множества.
Таким образом, констатирует эксперт, либерализация весьма и весьма условная, а предполагаемый рост штрафов никоим образом нагрузки на бизнес не снизит. Процесс декриминализации стоит рассматривать больше в контексте стремления государства оптимизировать расходы на содержание пенитенциарной системы, снизить нагрузку на суды и повысить доходы казны за счет собираемых штрафов.
Позитивными с точки зрения бизнеса, заключает Фарид Бабаев, можно назвать такие изменения, как снижение числа дел, возбуждаемых в отношении предпринимателей по уголовным статьям, и возможность продолжать ведение бизнеса даже после совершения серьезных «проступков» без риска оказаться в местах заключения. Но это, по его мнению, скорее, факторы моральной поддержки бизнеса со стороны государства, которые не ведут к снижению нагрузки, поскольку штрафы все-таки могут существенно вырасти.
Анна КОРОЛЕВА
№ 11, 18.03.2016