Мы продолжаем рассказывать о программе развития моногородов. В Дагестане их два – Каспийск и Дагестанские Огни, и в каждом из них есть точки роста. Нужно их только увидеть, показать перспективы и найти инвестора, который захочет работать на территории.
Значение термина «моногород» в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Это легко применимо и к нашему городу, который образовался со строительством стекольного завода. За этот период город был тесно связан с градообразующим предприятием, так как свыше 25% жителей работало на заводе. На него возлагалась нагрузка социального характера — строились дома для специалистов, школы, открывались пионерские лагеря, возводились спортивные сооружения. Выпускаемая продукция выдерживала конкуренцию на рынке сбыта. В тучные восьмидесятые годы на заводе трудились более двух тысяч, а сегодня – семьсот человек. Сегодня стеклозавод трудно назвать градообразующим предприятием, но в последние годы стали происходить позитивные изменения.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МОНОГОРОДОВ
Возникновение моногородов в России началось вовсе не в тот период, когда функционировала плановая экономика Советского Союза, а впервые они возникли еще при Петре I. Новый этап развития моногородов начался в конце 19 века. В этот период рабочие поселки возникали на базе угольной и легкой промышленности — Орехово-Зуево, Магнитка. Большое количество монопрофильных городов появилось в послевоенное время на базе эвакуированных предприятий, которые впоследствии стали градообразующими.
В перечне 342 моногорода, где проживает 16 миллионов человек, то есть более 10 % населения России, или более 20% трудоспособного населения России.
«МЫ — ПОМОЩНИКИ. МЫ НЕ РАБОТАЕМ ЗА ДРУГИХ»
Программа «Комплексное развитие моногородов» направлена на то, чтобы собрать в единый пул все меры поддержки. По каждому городу нужно подготовить некий набор мер, создать комплексную программу развития. И «нанизать» все возможные меры поддержки, которые существуют на этой территории. Моногорода привлекают инвесторов, которые формулируют задачи, требующие поддержки фонда, ФРМ оценивает проекты и сопоставляет их значимость и прибыльность с затратами на поддержку инфраструктуры в моногородах, и оказывает поддержку.
По утверждению заместителя председателя Внешэкономбанка Ирины Макиевой, на некоторые субсидии должен дать заявку мэр, а на другую часть субсидий — только регион. Для третьего вида субсидий ни мэр, ни региональная власть не являются участниками процесса, там должен заявиться только инвестор. Все эти меры поддержки находятся в разделах госпрограмм.
К финансовым мерам поддержки относятся: возможность присвоения моногороду статуса территории опережающего социально-экономического развития, поддержка Фонда развития моногородов, который софинансирует расходы субъектов и муниципалитетов на строительство или реконструкцию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, выдает льготные займы, формирует и организует обучение команд, управляющих проектами развития моногородов.
— Наша задача — научить их работать, рассказать, как можно сделать это быстрее. Все города находятся в равных условиях, — поясняет Ирина Макиева. — Потому что сидя в Москве привлечь инвестора на территорию невозможно. Да, линейный менеджер поедет в регион, в город, он расскажет о лучших практиках, о том как это делают другие территории. Но и сама команда мэра должна быть очень активной. Мы — помощники. Мы не работаем за других. Мы можем помочь, но не работать за территорию. Это наш основной посыл.
ПРОБЛЕМЫ МОНОГОРОДОВ
Кризис 2008–2010 стал лишь катализатором копившихся в течение десятилетий финансовых, правовых и социальных проблем. В условиях кризиса обострились проблемы моногородов: высокая зависимость муниципальных бюджетов от налоговых платежей градообразующих предприятий; задолженность по заработной плате; устаревшие технологии производства; износ основных фондов градообразующих предприятий; низкая активность населения; безработица; неразвитая инфраструктура.
Все эти проблемы в моногородах ещё больше обострились с введением внешних экономических санкций. Для улучшения ситуации в них государство разрабатывает программы диверсификации депрессивных территорий — «Фонд развития моногородов», «Комплексное развитие моногородов» и «Территории опережающего социально-экономического развития». Основные исполнители Минэкономразвития России и Внешэкономбанк России, общее количество исполнителей и соисполнителей более тридцати.
Безработица в моногородах достигает 30% трудоспособного населения, она снижает налогооблагаемую базу, увеличивает дотации бюджетов, ведёт к социальной пассивности части населения. Молодежь вынуждена покидать такие населенные пункты и мигрировать в поисках работы в другие города.
Для улучшения ситуации нужно стимулировать развитие гражданского общества, социальной активности местного населения, привлекать трудовые ресурсы из числа местного населения, сотрудничать с местными предприятиями, стимулировать предпринимателей и привлекать инвесторов.
Чтобы стать инвестором компания должна заключить соглашение с органами власти о создании инвестиционного проекта. Соответственно государство дает гарантию предоставить компании-резиденту всестороннюю поддержку и софинансирование проекта через Фонд развития моногородов.
ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Знания и способность членов представленных команд эффективно управлять является частью успеха всей страны. Первый этап программы обучения управленческих команд моногородов прошел в период с сентября по декабрь 2015 года.
В настоящее время глава городского округа «город Дагестанские Огни» Зейдула Гашимов, и.о. заместителя главы администрации городского округа Эльдар Назаралиев и два инвестора вместе с мэрами других моногородов проходят обучение в московской школе управления Сколково. Участие в обучении — обязательное условие получения средств из Фонда развития моногородов и присвоения городу статуса территории опережающего развития. Итогом учебы станет защита проектов, которые позволят городу развиваться.
Одна из целей обучающей программы — умение работать в команде. В каждой проектной команде — по четыре или пять человек, они учатся за счет средств Фонда развития моногородов (ФРМ). Начались занятия в феврале 2017 года и проходят они по модулям, в одном цикле их четыре. Итоговые занятия этого цикла пройдут в июне 2017 года.
— Изменился сам подход к анализу текущей ситуации, — уточняет Эльдар Назаралиев. — Раньше опирались на экономические показатели: сколько продукции отгружено, километров дорог отремонтировано, сколько человек родилось, куда движемся — вверх или вниз. Сейчас смотрим по-новому: город, как предпринимательский проект, должен зарабатывать, расти и развиваться. И не только с точки зрения экономики и промышленности. Он должен быть интересен людям, прежде всего, своей городской средой.
Надо подчеркнуть, что Фонд не финансирует инвестиционные проекты, он финансирует подготовку площадок для их реализации — подведение всех инженерных сетей и создание необходимой инфраструктуры. Нельзя смешивать два разных направления государственной поддержки: Фонд развития моногородов и создание территории опережающего развития (ТОР). Это два параллельных процесса. Даже если городу не будет присвоен статус ТОР, то реализацию проектов можно проводить на тех площадках, в которые вкладывает средства Фонд.
ВЫЖИВУТ НЕ ВСЕ
В правительстве России говорят честно: выживут не все. Многие превратятся в поселки городского типа без собственной производственной базы. Куда и как развиваться каждому моногороду — на это и направлена работа по проектированию. Ставка делается на то, что в процесс будут вовлечены все: муниципалитеты, федеральная и региональная власть, негосударственные организации, а самое главное — горожане. Если все будут не ждать, а действовать, бить в одну точку — на формирование нового облика города, тогда и будет реальный шанс сделать прорыв и выйти на новый уровень.
ПУТЬ ДЕТРОЙТА ИЛИ ПОЗНАНИ?
Проблема моногородов является актуальным не только для России, но и для таких развитых индустриальных стран, как США, Великобритания, Германия. Ее решение в этих странах началось еще в 1970-е годы.
В мировой экономике есть примеры возрождения и гибели моногородов. Вот Детройт в США — некогда был столицей автомобильной промышленности, четвертым городом по численности населения. Сегодня признан самым депрессивным и криминальным в Америке, стал символом упадка.
Был тоже моногородом и влачил жалкое существование польский город Познань. Пока за его будущее не стали бороться сами жители. Начали с малого: облагораживали дворы, улицы, дома, объединялись в сообщества. Менялась городская среда, менялось и отношение к городу со стороны. На производственную площадку Познани зашли ведущие автомобильные концерны. За несколько лет город превратился в город-сад. Почти половина населения в нем — студенты. И это все сделала не власть, а горожане. Власть лишь помогала развитию городских сообществ.
Проект создания территорий опережающего развития не является чисто российским изобретением. В некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Китай, Южная Корея, Сингапур, аналогичные территории созданы и успешно развиваются. Их отличительной особенностью является наличие отдельного нормативно-правового акта, который устанавливает изъятие из общих правил и установление особенностей регулирования земельных отношений, предпринимательской и инвестиционной деятельности, налоговых и таможенных режимов.
БЛАГОУСТРОЙСТВО ГЛАВНОЙ УЛИЦЫ
В программе «Комплексное развитие моногородов» большое внимание уделяется развитию городской среды — реализации мероприятий по благоустройству самых оживлённых городских общественных мест, центров досуга молодежи, объектов культурного наследия и местных достопримечательностей и объектов социальной инфраструктуры.
По утверждению Эльдара Назаралиева, в этом году завершится строительство детской площадки в парке, затем можно начать реконструкцию центральной площади. В перспективе — создание необходимой инфраструктуры на городском пляже, благоустройство придомовых территорий многоквартирных домов.
На заседании комитета по стратегическому развитию «Моногородов» принято решение об определении основной улицы в каждом из моногородов.
Эльдар Назаралиев поясняет по этому вопросу: «Мы определяем улицы, которые нужно благоустроить, из них выбираем одну. Хотим, чтобы не мэр, а горожане подтвердили, что она главная. Только тогда мы эту улицу сможем включить в программу». На сайте администрации для этого размещён специальный раздел «Голосование» (моногорода.рф). Сбор общественного мнения продлится до конца марта 2017 года, после чего данные передадут федеральному правительству, региональным и муниципальным властям. По этой программе предусмотрено благоустройство центральной улицы в каждом российском моногороде, в том числе в городе Дагестанские Огни.
Р. S.
Реализация программы позволит обеспечить инвестиционную привлекательность монопрофильных муниципальных образований, сформировать и ускоренно развивать высокотехнологичные кластеры по перспективным направлениям, увеличить объем производства импортозамещающей продукции, создать новые высокопроизводительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней и снизить зависимость местных бюджетов от градообразующих предприятий.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 11, 24.03.2017