Традиционно в Дагестане август считается не только временем сбора урожая, но и месяцем свадеб. Для горцев последнее — значит гораздо больше, чем просто матримониальный обряд. Для семьи — это возможность продемонстрировать гостям всю силу, мощь, статус и место в социальной иерархии, а для «тухума» — повод для гордости. Раз так, вот и пускаются достойные «даги» во все тяжкие, даже если придется затем годами расплачиваться с кредиторами, лишь бы не ударить в грязь лицом и устроить свадьбу лучше, чем у соседа.
Широко разрекламированная федеральными СМИ кавказская свадьба с километровыми кортежами из дорогих машин и стрельбой в центре Москвы с газетных полос плавно перекочевала и уже прочно засела в сознании столичного обывателя, да и не столичного тоже: горцы — все без исключения богатые, бесшабашные и гуляют, как и живут, на всю катушку! Стереотип, хотя и ложный, но вполне оправданный, и виноваты в этом, прежде всего сами кавказцы. Ведь не секрет, что число гостей, по крайней мере, в Дагестане, на средней свадьбе — от 300 человек, при этом расходы на одного гостя — от 1000 до 1500 рублей. Если учитывать совокупные расходы, то выходит, что самая скромная свадьба обходится родителям молодоженов в миллион рублей! Прибавьте сюда — аренду зала, работу видео-операторов, фотографа, музыкантов, тамаду, кортеж, фейерверки, конфетти, тяжелый дым и прочие прибамбасы (платье, макияж, прическу, букет и т.д.). Это по самым скромным подсчетам плюс еще около 250 тысяч рублей.
Но при этом по уровню роста доходов населения наша республика находится на предпоследнем месте в России, опережая лишь маленькую Ингушетию, а если добавить сюда и уровень безработицы, то вообще становится непонятным, откуда у наших земляков деньги на воистину барскую роскошь?
ЖАЖДА НИЧТО — ИМИДЖ ВСЕ!
В Дагестане по общероссийским меркам женятся очень рано. Здесь, почему-то даже принято считать, что если девушка не вышла замуж до 25 лет, то она непременно «старая дева». Поэтому у дагестанцев, среди пожеланий тем, у кого есть дети, присутствует неизменное – « дай Бог, погулять на свадьбе ваших детей!». И действительно, все ответственные родители готовятся к этому событию, чуть ли не с момента их рождения. Но, к сожалению, низкий уровень жизни, то есть объективная бедность большинства дагестанских семей делают эти усилия тщетными. Мало кому удается накопить к 18-летию своего чада достаточную сумму, чтобы «достойно» организовать и провести главный праздник его жизни. Поэтому, если у родителей молодоженов нет богатого родственника, который мог бы одолжить необходимую сумму, то тут на помощь приходят, как ни странно коммерческие банки. Они с удовольствием субсидируют таких клиентов, ибо риски здесь минимальные, а возврат скорый. Но иногда случается, что денег, собранных на свадьбе, не хватает, чтобы расплатиться с кредиторами, и тогда долговые обязательства тяжелым бременем ложатся на всю семью, в том числе и на вновь созданную. Зачастую без серьезного, качественного профессионального образования, без навыков самостоятельной жизни, по сути инфантильные, всецело зависимые от родителей молодые люди не в состоянии справиться с внезапно возникшими вызовами. В молодой семье начинаются раздоры, что в итоге приводит к разводам.
По данным городского отдела ЗАГС только в прошлом 2015 году на 296 зарегистрированных браков приходится 110 разводов, то есть почти половина, а по июль текущего года на 122 заключенных брака — 68 разводов. Статистика пугающая, и к тому же имеет тенденцию к росту. Жанна Мирзабалаева — руководитель городского отдела ЗАГС, рассказывает, что большинство семейных пар расторгших брак имеют, как правило, одного ребенка после 6-7 лет совместной жизни, этим сроком по ее наблюдениям и определяется кризисный период. По мнению начальницы, в основе причин роста числа разводов лежит и экономическая составляющая. Молодые семейные пары, не найдя в родном городе постоянного источника дохода, то есть работы, зачастую уезжают в Москву или Петербург. Большие города полны не только возможностей, но и искушений, и молодые люди зачастую забывают о взятых на себя обязательствах, заводят новые отношения вне семьи. Еще одной немаловажной причиной разводов является то обстоятельство, что молодожены, не имея собственного жилья, вынуждены жить вместе с родителями, в Дагестане в основном — с родителями жениха. Неспособность, как взрослых, так и молодоженов выстраивать нормальные отношения, соблюдать правила общежития делает это самое совместное проживание невыносимым. Как водится, в таком доме правила устанавливает свекровь, и все здесь подчинено ее диктату. Понятно, что такое положение долго продолжаться не может, и развод в такой семье лишь дело времени. «Я почему-то уверена, что в недалеком будущем, мода на «пышные свадьбы — любой ценой» уйдет в прошлое. Все-таки дагестанцы — народ прагматичный. Наступит время, когда они научатся правильно расставлять приоритеты, то есть будут вкладываться не во внешнюю мишуру, не на антураж, а на самих детей, их образование и будущее», — заключила руководитель городского отдела ЗАГС.
К сожалению, ментальность дагестанцев проявляется не только в проведении пафосных мероприятий, таких как свадьба, это отчетливо проявляется и в архитектуре. Как правило, наши земляки теперь строят дома, ориентируясь на европейские журналы, при этом, не отдавая себе отчета в том, что собственники, как в Европе, так и в Америке вообще-то представители среднего класса, то есть белых воротничков — основных налогоплательщиков! У нас же дом строят не столько по необходимости, сколько «назло соседу на два камня выше»! Но проходит время, уже подросшие дети в поисках применения своих талантов разъезжаются по разным городам огромной страны, и родительский дом пустеет и приходит в упадок из-за отсутствия должного ухода.
Магомед Ханмагомедов — главный редактор «ДО» на вопрос: «Как вы считаете, насколько современные 18-20-летние молодые люди готовы к самостоятельной жизни» — приводит свои аргументы: «Мне кажется, беда многих сегодняшних родителей подрастающих детей — и в Дагестане, да и по всему Кавказу в том, что они плохо понимают, что в первую очередь в современном мире необходимо дать детям. Мы говорим о свадьбах, но ведь на самом деле и диплом престижного вуза, и «приобретенная» родителями для любимого чада должность могут оказаться такими же бесполезными подарками, как и дорогая свадьба. Почему? Да потому, что сегодня мир меняется очень стремительно. За ближайшие десять лет сам состав профессий на рынке труда изменится очень серьезно. Изменятся навыки, которые важны человеку для достижения успеха. Сейчас все это меняется гораздо быстрее, чем раньше. А потому самое важное, чему надо научить ребенка — это самостоятельно ориентироваться в окружающем мире и принимать решения. Простого способа научить этому, к сожалению, нет. Деньгами это точно не измеряется.»
НЕ ВСЕ ДАГЕСТАНЦЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ
Конечно, не во всех дагестанских семьях в плане воспитания детей придерживаются строго устоявшихся правил, есть и исключения. Причем исключения такие, что вызывают гордость и уважение не только у наших земляков, но и у тех, кого иногда называют «сильными мира сего». Например, консультантом руководителя «Росснефти» Игоря Сечина является наша землячка Наталья Цуканова, в девичестве — Мамедова. Дочь бывшего министра сельского хозяйства Дагестанской АССР, выпускница экономфака МГУ Наташа Мамедова попала в Гарвард в конце 1980-х. Цукановой она стала в 1992 году, выйдя замуж за будущего основателя компании «ЦентрИнвест Капитал Партнерс» Игоря Цуканова.
Учеба в США круто изменила жизнь Цукановой. В Москву она вернулась в 1992 году вместе с группой «гарвардских мальчиков» во главе с Джонатаном Хэйем и профессором Андреем Шлейфером и стала одним из консультантов Госкомимущества накануне ваучерной приватизации. Занималась в основном бумажной работой: отслеживала статистику аукционов, составляла служебные записки. Один из последних проектов Цукановой в Госкомимуществе — участие в организации ваучерного аукциона по приватизации «Юганскнефтегаза», ключевого актива нефтяной компании ЮКОС и одного из самых крупных предприятий из когда-либо выставленных на чековые аукционы. В 1994 году Цуканова устроилась консультантом в Boston Consulting Group в Москве и Лондоне. В 1997 году перешла в международный инвестбанк JP Morgan на должность старшего специалиста и в 2005-м стала главой банка в России и СНГ. Инвестбанк под ее руководством заметно укрепил позиции в России, агрессивно работая на рынке слияний и поглощений.
Список успешных и независимых, но при этом вызывающих всеобщее уважение наших земляков и землячек не мал, к их числу также смело можно отнести жену вице-премьера РФ Аркадия Дворковича — уроженку Дербента Зумруд Рустамову (одну из самых успешных женщин в стране), Елену Исимбаеву — легенду отечественного спорта, двукратную олимпийскую чемпионку. Конечно, трудно себе представить всех этих женщин, проживающими где-то в хивском районе, и что они каждый день ходят к роднику с кувшином на спине, рожают каждый год по ребенку и коротают свои дни, сидя за ковровым станком. Но, тем не менее, эти женщины счастливы, потому что сделали главное в своей жизни, они нашли достойное место под солнцем! Разве не этого желают все без исключения родители своим детям?!
Сюзана САФАРБЕКОВА
№ 33, 19.08.2016