О списках так называемых «неблагонадежных», куда заносились в основном персональные данные представителей радикальных исламистов, дагестанцы впервые услышали лет десять назад. Правда, кто и по какому принципу формировал эти списки, общественности до сих пор никто не объяснил.
Как показывает опыт, в группе риска могут оказаться не только салафиты, но и вполне светские граждане, далекие от радикальных идей. Причин здесь несколько: от банальной лени участковых инспекторов, когда нужно было детально разбираться персонально по каждому из кандидатов, а вместо этого, до кучи, нередко в списках оказывались люди, не представляющие какой-либо опасности, до откровенного шантажа, когда нечистый на руку полицейский мог намеренно заносить фамилию совершенно постороннего человека и затем предлагал ему за определенную мзду исключить его из общей базы данных. Правда, в руководстве республиканского МВД быстро пресекли такие попытки, сделав невозможным удаление из списков и повысив тем самым ответственность сотрудника полиции в подозрении на неблагонадежность.
Но населению от этого не легче, люди, таким образом, оказавшиеся в поле зрения правоохранительных органов, жалуются на частые и необоснованные обыски в их домах, при этом они указывают на вызывающее поведение сотрудников полиции, когда те матерятся, ведут себя грубо и бесцеремонно, иногда это происходит прямо на глазах у детей. Однако, Дагестан субъект Российской Федерации, нашу республику еще никто не выводил за рамки правового поля РФ, и презумпцию невиновности на территории страны еще никто не отменял. Следовательно, если вина гражданина не доказана судом, то никто не вправе считать его преступником и отношение к нему (к гражданину) должно быть соответствующее требованиям конституции РФ. А чтобы оградить наших соотечественников от неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов, мы предлагаем создать общественный гражданский Совет при главе города. В состав этого Совета должны войти представители городского комитета по делам молодежи, городского Совета старейшин, представители городского ОВД (скорее это начальник полиции общественной безопасности) и заместитель главы города по безопасности. Совет создаст прецедент, когда техническое мероприятие вроде обыска, проводимое сотрудниками полиции, будет осуществляться под их наблюдением, они будут следить за тем, чтобы все было строго в рамках закона, не выходя за рамки своих компетенций и не унижая человеческого достоинства. Они также должны будут сказать свое веское слово по лицам, оказавшимся в списках неблагонадежных, и если у них будет достаточно доказательств в необоснованности включения кого-либо в эти списки, то они смогут обращаться напрямую к министру ВД РД с ходатайством об исключении данного человека из этой базы.
Несомненно, такой подход усилит авторитет местной власти, вернет доверие к нему и к законам России.
ОТ РЕДАКЦИИ
№ 47, 27.11.2015