Августовская конференция педагогов занимает особое место в жизни педагогов. Здесь они встречаются с коллегами, подводят итоги прошедшего года и определяют задачи на будущее. В этом году, как и всегда, она прошла в отреставрированном зале Дворца культуры 26 августа.
Перед началом конференции, по уже сложившейся традиции, педагоги школ с интересом осматривали выставку работ воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений города, которую была развернута в фойе Дворца культуры.
Открыл и вёл конференцию глава городского округа «город Дагестанские Огни» Алахверди Халилов. Он поздравил педагогов с началом нового учебного года и пожелал им успешной и плодотворной работы.
— Через несколько дней начинается новый учебный год. В школах уже завершаются ремонтные работы, и вскоре ученики войдут в чистые, отремонтированные классы, — сказал он. — Нынешний учебный год, как и многие предыдущие, начинается в условиях реорганизации системы среднего образования. И это естественно, ведь любые перемены в обществе могут и должны начинаться с изменений в образовании и воспитании детей.
По его мнению, особое внимание надо уделять развитию массового спорта, привлечению молодых специалистов в школы города, а также работе с одарёнными детьми. Он указал на недостатки, имеющиеся в городской системе образования, – это хроническое недофинансирование, нехватка инвентаря в спортивных залах и многое другое.
Далее слово было предоставлено начальнику городского управления образования Максиму Алиханову, который отметил, что цель сегодняшней традиционной педагогической конференции – дать комплексную оценку деятельности муниципальной системы образования за истекший год и определить задачи ее развития на перспективу.
— Через несколько дней в образовательных учреждениях города вновь прозвенит звонок на первый урок 2015-2016 учебного года, — сказал он. — Подводя итоги прошедшего учебного года, можно отметить, что система образования совершенствуется и развивается. Благодаря целенаправленной, систематической и последовательной работе мы добились хороших результатов по многим направлениям педагогической деятельности.
Сделано немало, но впереди, как всегда, нас ждут новые большие дела. Жизнь меняется, и образование должно идти впереди, в ногу с инновационной педагогикой, чтобы готовить воспитанников к будущей самостоятельной деятельности.
Сегодня школы города могут гордиться тем, что в их стенах работают 8 обладателей Президентского гранта, 33 почётных работника общего образования РФ, 17 заслуженных учителей РД, 16 отличников образования РД.
В истекшем году 19 учащихся получили высшую награду – медаль «За особые успехи в учении».
Начальник УО отметил, что теперь особое внимание уделяется и дошкольному образованию, так как оно в законодательстве — первый самостоятельный уровень общего образования. Для этого надо будет повысить его качества и обеспечить доступность. Знаковым событием для города было открытие нового детского сада «Орленок» на 110 мест, отвечающего всем современным стандартам и требованиям.
С введением 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования в организации воспитательно-образовательного процесса произошли изменения, так как повышается качество подготовки малышей в детских садах, как самостоятельном звене общего образования.
В УО утвержден план основных мероприятий по введению ФГОС ДО, создан муниципальный совет. Сегодня оценка эффективности и качества работы специалистов системы дошкольного образования должна быть соотнесена с уровнем готовности первоклассников к обучению в школе.
Задача воспитателей детских садов – подготовить ребенка к успешному получению образования в начальной школе. Для этого необходимо корректировать программу подготовки детей, должна быть постоянная связь с учителями начальных классов и родителями.
Педагоги ДО показали свои результаты в различных конкурсах. В 2014-2015 учебном году 5 педагогов приняли участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года», победителем которого стала воспитатель ДОУ № 3 «Улыбка» Татьяна Замкова.
В республиканском смотре-конкурсе «Безопасные дороги детям» в номинации «Лучший воспитатель ДОУ по пропаганде правил дорожного движения среди детей и родителей» III место заняла педагог детского сада «Улыбка» Ильмира Бабаева.
В 2014-2015 учебном году начальная школа подвела первые итоги внедрения ФГОС НОО, благодаря которым обучающиеся научились свободно обращаться с новыми технологиями, высказывать собственное мнение и выражать свою позицию.
В Республиканском фестивале исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» в 2014 году учащиеся 3-4 классов «СОШ № 2» заняли одно первое и два вторых места, в 2015 году — три третьих места.
Модернизация технологии проведения ЕГЭ, совершенствование технологии доставки экзаменационных материалов, по мнению начальника УО, дали свои результаты. О повышении качества говорили результаты ЕГЭ. Он помог определить не только качество знаний учащихся, всесторонне оценить эффективность образовательного процесса, принять обоснованные управленческие решения.
Средний балл по русскому языку в городе составил 53,4, по математике – 30,9.
Так как основным условием проведения ЕГЭ стало обеспечение порядка в процедуре его проведения, а значит, результаты – предельно объективные: процент успеваемости выпускников 2014-2015 учебного года по обязательным предметам составил 91% , т.е. на 4% выше, чем в прошлом учебном году.
М.Алиханов признал, что из выпускников, сдававших ЕГЭ по информатике, ни один не преодолел минимальный порог. И на сегодняшний день без аттестатов остаются 47 выпускников, 39 из них не преодолели минимальный порог ЕГЭ и по математике.
По его мнению, особое внимание следует обратить на результаты по математике и информатике, которые стабильными назвать никак нельзя. Необходимо активизировать работу городского методического объединения учителей математики и информатики, сделать доступным опыт учителей, выпускники которых показывают высокие результаты на ЕГЭ. Наибольшее количество высоких баллов приходится на СОШ № 2, за ней следует СОШ № 5.
Сегодня мы можем выразить благодарность учителям, выпускники которых получили высокие баллы на ЕГЭ: Татьяну Мустафаеву, Тамару Пиррову, Гюльнару Махмудову, Луизу Султанову, Афизат Альдерову, Заидат Шахбанову – СОШ № 2, Арзимана Арзиманова – СОШ № 3, Джамилю Шихбалаеву — СОШ № 6, Айну Гаджиеву, Марину Карагезову — СОШ № 5, Хумару Абдулазизову, Гюлюмсет Гаджиеву, Эмину Ханахмедову — СОШ № 4.
Далее начальник УО рассказал о масштабных системных изменениях в рамках модернизации российского образования в образовательных учреждениях города в 2014-2015 учебном году.
Одним из важнейших направлений модернизации образования на сегодняшний день является переход на новые образовательные стандарты. Была проведена апробация ФГОС общего образования (в 5-м классе МБОУ СОШ № 4), а в 2015-2016 учебном году все 5-е классы общеобразовательных учреждений страны перейдут на обучение по ФГОС ООО.
Для этого, как считает М. Алиханов, всем педагогам школ необходимо создать рабочие группы по отработке основных разделов образовательной программы, прописать систему оценивания, разработать рабочие программы.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельной, творческой и уверенной личностью.
По словам начальника УО, растет также число учителей, имеющих квалификационные категории. В истекшем году 139 педагогов прошли курсы при Дагестанском институте повышения квалификации, 69 педагогических работников города прошли аттестацию. На сегодня 79 педагогов школ имеют высшую квалификационную категорию, 454 педагога — первую квалификационную категорию.
Важным направлением работы городской методической службы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей.
Победителями на республиканских конкурсах 2014-2015 учебного года стали педагоги: учитель математики СОШ № 5 Айна Гаджиева, занявшая 3-е место в зональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года -2015», учитель ОБЖ СОШ № 5 Сейфудин Пашаев — первое место на республиканском конкурсе «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности». А учитель родного языка СОШ № 1 Майханум Шахсинова заняла 3 место в республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка — 2015», педагог–психолог «СОШ № 1» Алина Гусейнова была награждена Дипломом III степени во Всероссийском творческом конкурсе «Жизнь без опасности и безопасная образовательная среда». Учитель русского языка и литературы «СОШ № 1 Самира Мирзоева была награждена Дипломом II на республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку урока литературы, учитель родного языка МБОУ СОШ № 6 Зарема Ханмагомедова заняла 2-е место на республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку урока родного языка «Второе дыхание родным языкам».
М.Алиханов отметил, что образовательные учреждения города продолжают работу по реализации президентской инициативы «Наша новая школа », которая чётко определяет работу с талантливыми учащимися как одно из приоритетных направлений. Педагоги выявляют одаренных детей, пополняют банк данных, используют современные технологии в работе с талантливыми учащимися.
На республиканских олимпиадах по разным предметам учащиеся города завоевали 15 призовых мест.
Значимыми мероприятиями по интеллектуальному развитию обучающихся являются конкурсы «Шаг в будущее», «Первоцвет» и «Юный краевед», где учащиеся города завоевали пять призовых мест.
На олимпиаде по математике имени П.Л. Чебышёва в зональном этапе приняли участие 45 учащихся 5-8 классов, где также призёрами стали шестеро учащихся общеобразовательных учреждений.
Расширяется система дистанционных олимпиад и конкурсов. В этом учебном году семеро учащихся СОШ № 2, № 5 стали победителями и призерами Международного проекта «Видеоуроки» и Всероссийских предметных соревнований «Сириус».
Порадовали победители олимпиады «Шаг в науку» и Международного конкурса детского рисунка — учащиеся СОШ № 2 — двое учащихся стали обладателями гранта Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
В 2014-2015 учебном году Управлением образования был проведен рейтинг по 12 критериям оценки качества образования среди общеобразовательных школ города, по итогам которого на 1 месте была СОШ № 2, на 2 месте — СОШ № 4 и на 3 месте — СОШ № 5.
Важный приоритет муниципальной политики в сфере образования – это доступность качественного образования, предметом повышенного внимания здесь являются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В работе с учащимися с ограниченными возможностями на дому разрабатывается индивидуальный учебный план, корректируются учебные программы, совместно с учителями осуществляется подбор необходимых учебников. По желанию родителей и в целях социальной адаптации такие дети могут участвовать во внеурочных классных и общешкольных мероприятиях.
Учащиеся 1-4 классов были полностью обеспечены учебниками федерального комплекта. Предполагается, что до 1 сентября поступят учебники для пятиклассников, которые начнут обучаться по ФГОС ООО.
Как констатировал докладчик, какие бы стандарты ни реализовывал педагог, личность ребёнка – самая главная ценность. Образование не ограничивается уроками. Личность необходимо развивать, а также создавать условия для профессионального самоопределения, творчества, содержательного досуга детей, адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей и экологической культуры, воспитанию гражданственности и любви к Родине.
Во всех общеобразовательных учреждениях разработана модель организации внеурочной деятельности в соответствии с условиями образовательного учреждения и запросами родителей.
Сегодня важно изменить подходы к преподаванию физкультуры в школах, приблизить их к современным педагогическим требованиям и потребностям обучающихся, формировать у современных школьников устойчивую потребность в здоровом образе жизни и постоянном занятии физической культурой и спортом.
Как известно, качество работы педагога – это достижения его учеников. В истекшем году спортивными школами было проведено более 50 соревнований по боксу, вольной борьбе, легкой атлетике и другим видам спорта, в 44 выездных соревнованиях спортсмены города заняли 88 призовых мест.
В Доме детского творчества функционируют 18 объединений по разным направлениям, воспитанники которого приняли участие в 20 республиканских конкурсах.
По итогам республиканского конкурса педагогов дополнительного образования «Талант живет в сердце каждого» в номинации «Ковроделие»
I место заняла педагог ДДТ Кистаман Исмаилова, номинациях «Живопись» и «Мягкая игрушка» призерами стали Атикат Тагирова и Муминат Магарамова.
В республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ педагогов и учащихся «В зеркале истории: 70-летие Великой Победы» победителем стала Чимназ Имамова.
В соответствии с приоритетными целями и задачами Министерства образования и науки Российской Федерации и Республики на конференции были сформулированы основные задачи на новый учебный год. В них отмечалось, что нужно совершенствовать уровень педагогических работников, улучшить систему патриотического воспитания, активно внедрять современные информационные технологии, а также усилить работу по выявлению и поддержке одарённых детей, повысить роль дополнительного образования в воспитании и создании благоприятных условий для развития творческого потенциала детей.
— Насколько насыщенной, качественной будет школьная жизнь, зависит от каждого из нас. Мы лучше, чем кто-либо другой знаем, что и как нужно сделать на новом этапе развития, — сказал М.Алиханов. — Для этого мы должны закреплять положительные результаты, развивать свой потенциал! Хочется пожелать, чтобы новый учебный год стал для вас годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами!
В своем выступлении на конференции начальник Управления образования Министерства образования и науки РД Лариса Абрамова поздравила собравшихся с началом нового учебного года и пожелала педагогам умных и воспитанных детей, терпения и удачи в нелёгком труде. По её словам, появление новых, современных стандартов помогают повысить общий уровень образованности и грамотности, улучшить качество жизни людей.
Эстафету поздравлений принял председатель профкома ГОП УО Адам Исинов. Оживление в зале вызвали пункты доклада, касающиеся заработной платы работников образования. Как подчеркнул докладчик, молодые специалисты в школу не идут из-за низкой зарплаты, а в нашей республике у педагогов самая низкая зарплата по России. Говорил он также о расширении материально-технической базы школ и об улучшении условий работы учителей.
О внедрении инновационных образовательных программ в учебно-воспитательный процесс в своём докладе затронул директор СОШ № 5 Ибрагим Курбанов. Он подвёл итоги работы всего коллектива школы за истекший год, рассказал, как проходит внедрение новых стандартов в школе, какая работа проводилась в ходе подготовки к ЕГЭ.
Августовская учительская конференция собрала немало творческих и талантливых педагогов. Среди них и учителя с большим стажем работы, и недавно начавшие свой трудовой путь. Все они зарекомендовали себя инициативными, профессионально компетентными, ответственными работниками. В завершении конференции состоялось чествование лучших педагогов. За многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения почётными грамотами Министерства образования РД награждены учителя, руководители учреждений образования, специалисты городского отдела образования.
P.S.
Сегодня в государстве основным требованием к образованию становится формула «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Способность к постоянному обучению и совершенствованию выступает как важнейшее качество, определяющее конкурентоспособность человека на рынке труда. При этом очень важно, чтобы детям нравилось учиться. Должна быть выстроена непрерывная, постоянная система мотиваций во время обучения. Каждая система обучения — детский сад, школа, учреждение дополнительного образования — должна делать человека более востребованным. А наша задача — обеспечить ребенку возможность найти себя на каждом этапе жизни.
Рамазан ОСМАНОВ.
№ 36, 04.09.2015