Открывая аппаратное совещание с руководителями служб и структурных подразделений городской администрации, состоявшееся 6 июля, и.о. главы администрации Ахмед Изилов поблагодарил ответственных работников администрации — заместителя главы администрации А. Наврузбекова, руководителя аппарата администрации Н. Гаджикурбанова, главного бухгалтера С. Сефербекова — за ту работу, которую они выполняли во благо города на протяжении последних лет. Сейчас они уволились по собственному желанию, и исполнять обязанности руководителя аппарата администрации будет заместитель главы администрации Н. Ибрагимов, вопросы жилищно-коммунального хозяйства будет курировать заместитель главы администрации А. Халилов, а исполнение обязанностей главного бухгалтера администрации возложено на Г. Расулову.
Кадровые изменения в службах и структурных подразделениях городской администрации будут продолжаться. С теми руководителями, которые не в состоянии выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, придется, как заявил и.о. главы администрации, распрощаться. Их места займут молодые и грамотные специалисты, которые примут участие в объявленных конкурсах и выиграют их. На конкурсной основе будет создан и резерв местных кадров.
Затем с информацией о совершенствовании механизма обеспечения бюджетных поступлений муниципального образования и исполнении плановых налоговых назначений 2015 года на совещании выступил начальник отдела экономики администрации Джанплад Муртазаев.
— Проблема собираемости налогов и сборов актуальна на всей территории России, однако собираемость именно местных налогов представляется наиболее важным для органов местного самоуправления, — отметил он. — Основные мероприятия по реализации данных задач обозначены в приоритетном проекте развития РД ««Обеление» экономики».
В целях реализации этого приоритетного проекта создан ряд рабочих групп и комиссий, цель которых — актуализация налогооблагаемой базы города, ее дополнение, корректировка.
19 мая 2014 года состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по координации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета города, на котором присутствовали представители Контрольно-финансового управления Администрации Главы и Правительства РД, Министерства финансов РД, ООО «Дагестан-Парус», регистрирующих структур. Как результат — с 19 мая на территории города был объявлен «месячник», в течение которого дагогнинцы смогли в краткие сроки и льготном режиме пройти процедуру регистрации прав собственности.
Работа по актуализации налогооблагаемой базы и увеличении сбора местных налогов раньше велась разрозненно, было много упреков заинтересованных служб друг к другу, в том числе и к администрации, из-за отсутствия корректной налогооблагаемой базы. Сегодня такой проблемы, по словам Д. Муртазаева, нет. В налоговой базе городского округа 199 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в налоговых органах (14 малых предприятий и 185 индивидуальных предпринимателей), 5358 физических лиц — собственников имущества, 5500 — владельцев земельных участков.
Д. Муртазаев подчеркнул, что ежегодная защита налогового потенциала в межведомственной комиссии РД удается с трудом. Нелогично, что назначения по некоторым видам налогов в Дагестанских Огнях близки или выше уровня таких городов как Избербаш, Дербент, Буйнакск. В частности, назначения по ЕНВД на 2014 год по нашему городу составляли 10 010 тыс. руб., Избербашу – 11 029 тыс. руб., т.е. всего лишь на 1 019 тыс. руб. выше, Буйнакску – 5 850 тыс. руб., Кизилюрту – 5 897 тыс. рублей. И это — при имеющейся разнице торгово-экономического потенциала этих городов.
Немаловажен и тот факт, что корректирующий коэффициент базовой доходности К2 по ЕНВД доведен до рекомендованного Правительством РД значения. Манипуляции со ставкой К2 поставили предпринимателей города в трудное положение. Сегодня, когда руководство страны говорит о надзорных и налоговых каникулах для малого бизнеса, у нас его душат высокими налоговыми ставками. Как результат — снятие с налогового учета предпринимателей и переход их на нелегальное ведение бизнеса. Если в 2014 г. показатель по ЕНВД составлял 6 204 тыс. руб., то в 2015 г. — уже 5 095,2 тыс. рублей. Решением Собрания депутатов от 17.06.2015 № 229 коэффициент К2 по двум видам деятельности – розничная торговля и услуги общественного питания — изменен в пользу предпринимателя. Начальник отдела экономики выразил уверенность, что это даст положительный результат. И тем не менее, ничто не должно освобождать предпринимателя от ответственности вести свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, т.е. оформлять трудовые отношения со своими работниками, уплачивать налоговые и страховые взносы и т.д.
Что касается налога на имущество физических лиц, то на 2014 г. плановые назначения по данному виду налога составили 9600 тыс. руб., поступило 1624 тыс. рублей. Из 5 358 физических лиц, облагаемых налогом на имущество, 2879 освобождены от уплаты налога. Согласно расчетам отдела экономики, в бюджете города на 2015 год по данному налогу утверждена цифра 1 856 тыс. руб., а МВК без объяснений определило другую цифру — 3151,8 тыс. рублей. Понятно, что в течение ряда лет эти цифры формировались без учета реального положения дел и, чтобы привести их в соответствие, придется немало еще потрудиться.
Земельный налог, как известно, является основным бюджетообразующим налогом. В структуре местных налогов он составляет 27%. В целом за отчетные годы уровень его собираемости держится на отметке 70-75%. С учетом увеличения кадастровой стоимости земель по РД общая сумма земельного налога по факту должна составлять 26 691 тыс. руб., но это — если право собственности на землю зарегистрируют еще 3300 человек. Такая картина создается в основном за счет несоответствия баз данных по земельному налогу.
Д. Муртазаев еще раз подчеркнул, что показатели по местным налогам по г. Дагестанские Огни изначально завышены и необъективны, где-то не учитываются налоговые льготы, где-то — сумма страховых взносов. И то и другое уменьшает налогооблагаемую базу. В итоге возникает ситуация, когда процент собираемости не выдерживает плановых показателей.
— Однако это не освобождает нас от ответственности по исполнению доходной части бюджета нашего города, — добавил он.
Говоря о работе по принудительному взысканию налоговой недоимки, Д. Муртазаев указал на слабую работу судебных приставов. На исполнении в отделе судебных приставов по г. Даг. Огни УФССП России по РД по состоянию на 01.10.2014 г. находилось 662 исполнительских производства на общую сумму 13 607 тыс. руб., взыскано 1 364 тыс. руб., или 10% долга.
Докладчик также отметил низкую налоговую культуру наших горожан. Зачастую население не знает о своих обязанностях, ошибочно считая, что имеет налоговую льготу на тот или иной налог. В этой связи проводились «круглые столы», просветительские семинары, велась пропаганда среди населения, объяснялась необходимость своевременной уплаты налогов.
Начальник отдела экономики указал на необходимость качественно улучшить работу по неналоговым доходам.
В целях эффективного использования имеющегося налогового потенциала, а также в рамках актуализации сведений о правообладателях земельных участков были созданы 9 рабочих групп с привлечением работников администрации и участковых инспекторов ОМВД России по г. Даг. Огни. Задачей этих групп была инвентаризация объектов недвижимости, находящихся на территории города. С 1 января 2014 года в этом направлении уже работает «налоговая группа» в составе 3-х человек, которых практически нет.
В администрации города обеспечено функционирование системы электронного похозяйственного учета. На 01.06.2015 г. в данное программное обеспечение занесено 4668 лицевых счетов. Д. Муртазаев считает, что эта работа не должна останавливаться, так как еще не проведена полная инвентаризация объектов недвижимости.
По состоянию на 01.06.2015 г. обследовано 440 домохозяйств, всего – 5370. Посредством программного продукта «Дагестан-Парус» выгружено на сверку в МРИ ФНС РФ № 4 по РД 458 (всего – 998) материалов с содержанием полной корректной информации для «АИС-Налог3».
Также с целью увеличения налогового потенциала создана рабочая группа из числа сотрудников налоговой службы, участковых и работников администрации для инвентаризации действующих на территории города субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на январь-апрель 2015 года составлено 118 протоколов за незаконное ведение предпринимательской деятельности, вынесено 62 постановления об административных правонарушениях на общую сумму 35500 рублей. Общее количество обойденных объектов составило 197.
С начала 2015 года отдел экономики занимается снижением неформальной занятости. В ходе проведенных мероприятий обойдено 103 объекта предпринимательской деятельности, 48 из них работают без регистрации своей деятельности, на 26 человек работниками полиции составлены протоколы. В 39 объектах, подвергшихся инвентаризации, 74 человека работали без регистрации трудовых отношений, материалы по ним направлены в трудовую инспекцию. В отношении 11 объектов по 18 работникам Госинспекцией труда проведена проверка по факту нарушения статей трудового законодательства. В отношении 24 коммерческих объектов материалы направлены в МРИ ФНС № 4 и прокуратуру города с целью выявления собственников этих объектов.
Подробное изложение докладчик аргументировал тем, что приходится слышать упреки в адрес администрации о бездействии в этих вопросах. Но разве структуры, которые призваны принудительно заставить незаконопослушных предпринимателей встать на учет, платить налоги, не знают, как это делать? Сегодня отдел экономики, по мнению его руководителя, занимается несвойственной для него функцией — сбором информации для правоохранительных и надзорных органов, а каждый, как известно, должен заниматься своим делом.
— Отделом экономики делается все возможное по увеличению налоговой базы, сбору местных налогов, совершенствованию форм и методов этой работы, — сказал в заключение Д. Муртазаев и выразил готовность выслушать конструктивные замечания и предложения по ее улучшению.
Что сделано в городе, чтобы вывести бизнес из тени, если в 2013 г. на налоговом учете состояло 800 индивидуальных предпринимателей, а в 2014 г. – 600? Сколько всего субъектов среднего и малого предпринимательства в городе? Три тысячи? Больше или меньше? Сколько торговых объектов площадью свыше 150 кв. м и сколько – с меньшей? В скольких коммерческих объектах число работающих превышает 15 человек? Каков налоговый потенциал в городе? Не на все эти вопросы, заданные А. Изиловым, были в дальнейшем даны ответы.
Выступая в продолжение темы, руководитель МРИ ФНС № 4 К. Яхьяев сообщил, что бюджетные назначения за первое полугодие выполнены, а показатель эффективности работы налоговых органов – это как раз обеспечение выполнения бюджетных назначений. По итогам первого полугодия 2015 года исполнение по Дагестанским Огням следующее: НДФЛ – 4176 тыс. руб., или 121% от планового назначения, единый налог на вмененный доход — 1580 тыс. руб., или 146%, налог на имущество физических лиц -188 тыс. руб., или 246%, земельный налог – 4056 тыс. руб., или 93%.
— Сегодня проводится огромная работа по модернизации налоговой системы. Вся собственность — земля, имущество, объекты капительного строительства должны быть поставлены на учет, — заявил К. Яхьяев.
Руководитель налоговой службы констатировал, что примерно 60% объектов собственности не подпадают под налогообложение, так как оформлены на пенсионеров. С увеличением кадастровой стоимости земель по РД только один объект, принадлежащий пенсионеру, будет освобождаться от налогов.
Сегодня на учете состоит более 1 тысячи предпринимателей, которые в действительности не занимаются предпринимательской деятельностью, они выехали из города, проживают в других регионах и, конечно, не представляют отчеты в налоговую службу. Те же торговые объекты, которые работают, закрываться, как заявил К. Яхьяев, не будут. Он также подчеркнул, что к более половине организаций и учреждений есть претензии в части несвоевременного перечисления налогов, в том числе НДФЛ.
К. Яхьяев сообщил, что налоговиками проведено 7 налоговых проверок, оказавшихся довольно эффективными. В бюджеты доначислено 23 млн. руб., а материалы по одной организации переданы в следственный комитет. Руководитель налоговой службы отметил, что ни в Дахадаевском, ни в Кайтагском районах нет ни рубля задолженности по земле и имуществу, а вот в Дагестанских Огнях с этим вопросом сложнее. Поэтому надо вести разъяснительную работу с населением, убедить людей, что платить налоги — их обязанность. Сегодня общая задолженность тех, чьи долги превысили 50 тыс. руб., составляет около 7 млн. рублей. Только один житель города задолжал более миллиона рублей. Имущественного налога не уплачено 56 млн. руб., 40 миллионов из них должны были поступить в местный бюджет. В суды общей юрисдикции направлено 1677 исков на неплательщиков налогов, причем материалы могут быть переданы в суд лишь в том случае, если сумма долга превысила 3 тыс. рублей.
К. Яхьяев обратился к руководителям учреждений и организаций с просьбой провести беседы со своими работниками о необходимости уплаты налогов. Кстати, на налогоплательщика, если он не получил налогового уведомления, возложена обязанность самому обратиться в налоговый орган и оплатить налоги. Также к сведению граждан: сегодня действуют много электронных сервисов, на которых любой налогоплательщик может узнать, какая задолженность за ним имеется и в какие сроки он должен ее погасить. В личном кабинете налогоплательщика можно узнать, какое имущество за ним числится, другую нужную для него информацию.
Заместитель главы администрации Н. Ибрагимов заострил внимание на том, что факты нарушений выявляются, но дальнейшие мероприятия по ним не проводятся. Взять, к примеру, ситуацию с неформальной занятостью населения: в ходе проверок выявлено 105 человек, которые работают без трудовых соглашений с работодателями, однако до сих пор ни один из них не оформил трудовых договоров. В конце мая были представлены сведения о задолженности по налогам работников администрации, но до сих пор не проконтролировано, выплатили ли они имеющиеся долги. Долгое время действовали рабочие группы по актуализации налогооблагаемой базы и увеличению налоговых поступлений, но результаты их работы не были приняты к сведению. Получается очередная кампанейщина. Работу провели, а довести все до ума не получилось. Есть, конечно, субъективные и объективные причины: частая смена кураторов по тем или иным вопросам, отсутствие взаимодействия между отделом экономики и управлением имущественных и земельных отношений, другими службами. В сложившейся ситуации, возможно, придется прибегнуть не к популярным мерам, к примеру, потребовать от работников администрации, руководителей различных служб предоставить справки об отсутствии у них задолженности по налогам. Вместе с тем, как отметил Н. Ибрагимов, практика показывает, что в условиях, когда люди несвоевременно получают зарплату, когда высокая безработица и низкие доходы, лишь незначительная часть населения может оплачивать налоги, а принудительные меры не всегда дают нужный эффект. Отсюда потребность совместно с налоговой службой вести разъяснительную работу с населением, особенно со злостными неплательщиками.
Н. Ибрагимов также указал на низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины и необходимость ее укрепления. Некоторые работники администрации могут приходить и уходить с работы в любое время. Заместитель главы администрации предупредил, что будут проводиться внезапные проверки и в случае выявления нарушений трудовой дисциплины будут приниматься жесткие меры, вплоть до увольнения с занимаемой должности. Также ежемесячно будет проводиться мониторинг исполнения поручений республиканской власти и руководства города.
Свои предложения по увеличению доходной базы бюджета высказал инспектор контрольно-счетной палаты городского округа К. Ханмагомедов. Он напомнил, что, согласно решению о бюджете города на 2015 год, собственные доходы бюджета предусмотрены в сумме 60,79 млн. руб., т.е. на 13,6 млн. руб. больше, чем фактически поступило в 2014 году. В структуре собственных доходов бюджета 2015 года 38,25 млн. руб. (63%) должны составить налоговые поступления, главным администратором доходов по которым выступает Федеральная налоговая служба, и 22,15 млн. руб. (37%) — неналоговые поступления, главный администратор доходов по которым — исполнительные органы местного самоуправления.
С целью выявления дополнительного налогового потенциала и увеличения собственной доходной базы городского бюджета КСП, по словам выступающего, считает целесообразным начать реализацию мероприятий по повышению собираемости местных налогов и сборов. Для повышения собираемости налога на имущество физических лиц следует выверить списки плательщиков налога и провести инвентаризацию объектов недвижимости на территории города. Практика показывает, что отдельные собственники недвижимости несвоевременно и неохотно регистрируют свое право на недвижимое имущество. Горожане уверены, что эта процедура длительная и затратная. Было бы правильным начать оказывать им помощь в регистрации права собственности на имущество, в том числе проработать возможность сокращения сроков и упрощения процедуры получения документов, необходимых для регистрации имущественных прав, от структурных подразделений администрации города. Все это должно сопровождаться постоянной разъяснительной работой, в том числе через СМИ.
Что касается мероприятий по земельному налогу, то также следует выверить списки плательщиков этого вида налога, провести инвентаризацию земельных участков и оказать при необходимости помощь в оформлении права собственности.
Значительную часть собственных доходов бюджета дает налог на доходы физических лиц. И здесь, прежде всего, важна полнота и своевременность выплаты заработной платы, доведение ее как минимум до уровня средней по отраслям. Проверками, проводимыми КСП в организациях и учреждениях города в 2014 году, установлены факты не начисления на отдельных работников сумм налога, а также не перечисления и несвоевременного перечисления в бюджет удержанных с работников сумм НДФЛ.
Следует обратить внимание и на неналоговые доходы. Это, прежде всего, доходы от использования муниципального имущества. Было бы целесообразно провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью выявления неиспользованного или бесхозного имущества и продумать, как с наибольшей эффективностью использовать его для пополнения бюджета.
Для того чтобы повысить арендные поступления, высокодоходную недвижимость следует предоставлять в аренду только на конкурсных условиях. Чтобы физические и юридические лица владели информацией о земельных участках и объектах недвижимости, которые могут быть переданы в аренду, необходимо создать их реестр и сделать его доступным для каждого желающего, разместив на официальном сайте администрации города.
Перечисленные предложения, по мнению К. Ханмагомедова, могут стать основой для активизации работы по увеличению доходной базы городского бюджета, однако конкретные предложения с указанием количественных и качественных показателей могут быть подготовлены КСП только по результатам проведения плановых проверок деятельности УИ и ЗО в части учета и использования муниципальной собственности, обеспечения поступлений неналоговых доходов, организации контроля за правильностью, полнотой и своевременностью их перечисления в городской бюджет.
Подводя итоги обсуждения, и.о. главы администрации А. Изилов призвал представителей всех служб, имеющих отношение к сбору местных налогов и погашению задолженности по налогам, упорядочить свою работу в этом направлении, улучшить взаимодействие и искоренить ошибки, которые отражаются как на общей ситуации по налоговой задолженности, так и на общественном мнении и настроении людей. А. Изиловым были даны конкретные поручения, которые позволят улучшить ситуацию в данном направлении. Во-первых, объявить акцию и в льготном режиме провести регистрацию прав собственности на жилье, другое имущество. Во-вторых, разделить город на 5 кварталов и с участием представителей УИ и ЗО, отдела экономики, участковых уполномоченных полиции, контрольно-счетной палаты, прокуратуры в течение месяца предоставить полную информацию о всех субъектах малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории города. В-третьих, активизировать работу административной комиссии, составлять протокола на тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет, принимает на работу без оформления трудовых соглашений и платит зарплату в конвертах.
И.о. главы администрации еще раз напомнил, что местные налоги являются основным источником пополнения бюджета муниципального образования и от их собираемости во многом зависит исполнение полномочий органов местного самоуправления.
На совещании также рассматривались вопросы, связанные с обеспечением горожан питьевой водой, строительством детских игровых площадок на дворовых территориях, благоустройством федеральной трассы, уборкой улиц и поливом деревьев.
Н. КАСИМОВА.