На одном из аппаратных совещаний глава городского округа Зейдулла Гашимов обратился к главному архитектору муниципалитета с предложением установить рядом с малым архитектурным сооружением, символизирующем наш город, баннер с надписью «В Дагестанских Огнях реализуется программа «Моногород»».
Это слово сравнительно недавно вошло в обиход и многим, наверняка, не до конца ясен его смысл. На вопрос: почему термин «моногород» в последнее время так часто стали употреблять в нашем городе, и что эта программа даст дагогнинцам в беседе с нашим корреспондентом Альбиной Ибрагимовой ответили заместитель главы городской администрации Алахверди Халилов и руководитель ООО «ДагестанСтеклоТара» Патахудин Магомедов.
А. Халилов — курирует вопросы реализации программы «Комплексное развитие моногородов» в Дагестанских Огнях.
— Распоряжением председателя Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668, касающимся изменений, внесенных в перечень монопрофильных муниципальных городов (319 моногородов), Дагестанские Огни отнесены к городам с наиболее сложной экономической ситуацией.
Вокруг одного крупного промышленного предприятия (стеклозавод), на котором сегодня работает небольшая часть трудоспособного населения, образовалось поселение, ставшее впоследствии городом. Это означает, что образовалась сложная социально-экономическая ситуация, из которой руководству городского округа в одиночку выйти не так просто. В целях поддержки создана программа «Комплексное развитие моногородов». Государство предлагает выгодные условия для предпринимателей, инвесторов по созданию индустриального парка (предоставляется территория с подведением всех коммуникаций). В частности, в Дагестанских Огнях планируется запуск картонажного и сокового заводов, а также предприятия по производству жидкого стекла и изделий из стекла.
— Не считаете ли вы, что отведенного времени для реализации задуманного недостаточно?
А. Халилов
— Думаю, что мы справимся. На сегодняшний день осуществлены основные мероприятия по продвижению программы, выделена площадка для развертывания индустриального парка. Главная задача – подать заявку от предпринимателей на включение и определение территории. Основные проекты уже сформированы, определены инвесторы, но если есть еще интересные предложения, городская власть готова рассмотреть их.
П. Магомедов — один из членов дагогнинской команды, проходившей обучение в Сколково по программе «Комплексное развитие моногородов».
— Чем больше участников программы, тем больше шансов у Дагестанских Огней получить статус города с территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Самое сложное в любом бизнесе – это начальный этап. А здесь у бизнесменов благодаря программе есть ряд преимуществ: освобождение от уплаты налогов на прибыль и имущество сроком на 10 лет, земельного налога – на 5 лет, снижение страховых выплат. Земельный участок будет предоставляться в аренду на три года, и если за этот период резидент вкладывает в дело не менее 2,5 млн рублей и создает 20 рабочих мест, то по истечении этого срока участок становится его собственностью.
— Каков главный риск при реализации программы?
П. Магомедов
— Отсутствие финансирования. Статус ТОСЭР облегчает привлечение инвестиционных денег. Моногород – это город, основанный на предприятии, а задача программы задать направления, не связанные с градообразующим, уйти от монопрофильности. Во внимание принимается любая форма собственности, своего рода это реструктуризация.
Приветствуется автоматизированное производство. При обучении в Сколково особый акцент делался на высокотехнологичные рабочие места.
При участии в подобных проектах предусмотрено финансирование части ставки 2/3 расходов из фондов банков, т.е. оплату определенного процента за предпринимателя на себя берет государство, чтобы бизнесмен имел возможность использовать средства только по целевому назначению – на создание предприятия. Плюс такой практики — минимальный банковский риск.
На некоторые программы российскими банками предусмотрены займы до 5% годовых, таких условий не предоставит ни один иностранный банк. Плюс еще и в том, что процент ставки влияет на рентабельность и окупаемость проекта.
— Как были определены направления инвестпроектов?
П. Магомедов
— Все осуществлялось по мере необходимости. Была проблема, возникла идея, которая переросла в цифры. К примеру, несколько лет назад наблюдался жесткий дефицит картона, в то время как сырье малозатратное и переработанное. Нас это заинтересовало, т.к. данное производство не энергоемкое. Наши специалисты в течение трех лет изучали технологию изготовления картона в таких странах как Чехия, Китай, Турция.
Далее производство стекловолокна. Существует действующее предприятие на территории города Махачкалы. Когда встал вопрос о его переносе, был предложен наш город, и, скорее всего, в итоге завод перенесут именно сюда.
Сегодня на рынке есть спрос, у нас – специалисты и дешевое сырье, нужно только расширять производство.
— На каком этапе пункты и этапы реализации программы, какие из них на сегодня исполнены, а какие на стадии завершения?
А. Халилов
— Единственное, что задерживает вхождение в программу и реализацию всех планов – определение и узаконивание земельных границ города. Дело в том, что обязательным условием данного этапа является вынесение решения о передаче земель, предназначенных для ТОСЭР, через Народное Собрание РД с последующим утверждением Постановлением Правительства РФ. Далее резиденты подают заявки, идет запуск проектов, и тут главное условие – производство, а не торговля. Кстати, ТОСЭР создается в пределах административного участка, а не только лишь на выделенной территории и не локально. Государство не ставит кабальных условий, и во главе угла — повышение уровня жизни людей и увеличение процента их доходов.
Согласно программе, разработанной и представленной командой Дагестанских Огней на обучении в Сколково, предусматривается запуск проектов в различных направлениях и сферах деятельности. Одним из пунктов является развертывание индустриального парка, что предполагает создание свыше 1000 рабочих мест, и это постоянные рабочие места, плюс вакансии при его строительстве. При этом 90 % проекта финансирует Федеральный центр, по 5 % — республиканский фонд и резиденты ТОСЭР, и последние готовы потратить свои средства на благоустройство города. Все резиденты по собственной инициативе могли бы часть сэкономленных средств направлять на развитие объектов социальной инфраструктуры: детских площадок, благоустройство территорий, городских дорог, школ, детских садов.
Еще одна возможность развития — создание дополнительных коммерческих объектов, например, плавательного бассейна, крупного супермаркета. Но и тут строго будет отслеживаться благоустройство прилегающих к объектам территорий.
— Вы люди с высшим университетским образованием, богатым практическим опытом, и, тем не менее, снова поехали учиться в Сколково. Что это вам дало?
П. Магомедов
— Повторимся еще раз, что моногород – это населенный пункт, который находится вдали от крупных городов, когда возможность обучения и получения нужной информации сведена к минимуму. Для каждого моногорода была разработана своя концепция, исходя из существующих в нем проблем. Главная задача – научить, как управлять городом, выходить из сложных ситуаций, наращивать производство. Обучение было полезным и результативным, нам четко объяснили, почему важно двигаться вперед. В нашем городе проблема номер один – безработица, по официальным данным не трудоустроенными значится около 8 тыс. горожан.
Экспертная комиссия в Сколково высоко оценила результаты работы команды Дагестанских Огней и выступление главы города. Он был единственным из докладчиков, к которому у специалистов не возникло вопросов.
— Как вы считаете, чем можно привлечь инвесторов в наш город?
П. Магомедов
— Многочисленные преференции, которых при иных обстоятельствах вряд ли можно добиться, прозрачность, когда существенные выгоды предприниматель получает посредством открытости.
Еще один плюс при создании индустриального парка состоит в том, что функцию оформления документов на себя берет проектный офис, а это значит, что бизнес уходит от бюрократических проволочек.
Стоит также указать, что в нашем случае больше преимуществ у малых предприятий – им легче уйти от кризиса.
— Как быть, если будут открываться однотипные предприятия, как в случае с заправками по Федеральной трассе?
П. Магомедов
— Если рынок в состоянии поглотить производимый товар, то почему бы и нет. Развитие получит то дело, которое, в первую очередь, нужно городу и людям.
— Существуют ли препятствия на пути реализации, и что на сегодня самое важное?
А. Халилов
— Никаких препятствий нет, было бы желание действовать, идти уверенно к поставленной цели. Приветствуются любые идеи инвесторов, от реализации которых зависит будущее нашего города.
В завершение беседы Алахверди Халилов призвал предпринимателей обращаться в городскую администрацию с интересными деловыми предложениями, их поддержат и поспособствуют реализации представленных проектов и далеко идущих планов.
Альбина ИБРАГИМОВА
№ 32, 11.08.2017