В России условия пенсионного обеспечения считаются одними из самых демократичных в мире. Правом на пенсию в системе обязательного пенсионного страхования обладают все жители, как граждане РФ, так и постоянно проживающие на ее территории иностранцы и лица без гражданства; трудовая пенсия не облагается налогом на доходы физических лиц; она предоставляется по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца при условии, что страховой стаж (стаж работы, в течение которого работодатель вносил за работника денежные средства на страховую часть трудовой пенсии) застрахованного лица составляет не менее 6 лет; официальный возраст выхода на пенсию по старости — один из самых низких в мире: 55 лет женщин и 60 лет для мужчин; социальная пенсия представляется раньше достижения официального пенсионного возраста; будучи однажды предоставленной, трудовая пенсия продолжает выплачиваться, даже если ее получатель меняет страну проживания.
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ В РОССИИ
До недавнего времени в нашей стране было два вида пенсионного обеспечения: государственные и трудовые, которые включали в себя страховую и накопительную часть. Но в настоящее время накопительная часть выделена в отдельную самостоятельную пенсию. Таким образом, в Российской Федерации пенсии делятся на три вида: государственные (социальные); страховые; накопительные.
С 1 января 2015 года на территории нашей страны действует Федеральный закон № 424 «О накопительной пенсии». В связи с этим гражданам был предоставлен выбор: перечислять страховые взносы (6%) на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной.
Однако следует учитывать продленный и в 2018 году мораторий на формирование накоплений, запрещающий переводить страховые взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Ежемесячно в ПФР отчисляется 22% от заработной платы работника. С этих отчислений 6% идут на солидарный тариф (на формирование фиксированной выплаты (базовая часть), если человек выбрал смешанную (страховую и накопительную), из 16% страховых взносов, 6% идут на формирование накопительной пенсии, а 10% на страховую пенсию.
Накопления (6%) индексации не подлежат, их доходность зависит от инвестирования выбранного НПФ, УК, ГУК «Внешэкономбанк». Вплоть до конца 2015 года лица, родившиеся в 1967 году и раньше, должны были определиться с формированием своего будущего обеспечения.
С 2014 года правительство приняло решение «заморозить» пенсионные накопления, то есть все страховые взносы обязательного пенсионного страхования (ОПС), которые работодатели уплачивают за своих работников, направляются на формирование только страховой пенсии. Мораторий продлен и на 2018 год, причем такое ограничение на накопительную пенсию будет наложено также и в 2019-2020 гг.
Сейчас активно продолжают обсуждать тему переведения накопительной пенсии в квази-добровольную форму, то есть отчислять на нее средства нужно будет не из взносов на ОПС, а в добровольном порядке, как предлагалось ранее Минфином. Формировать накопительную пенсию можно и в государственном Пенсионном фонде. Период ее выплаты определяется самим застрахованным лицом, но он должен быть не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 1183 ГК РФ и Федеральным законом № 424 накопления могут быть унаследованы другим человеком в случае смерти застрахованного лица по договору или по закону.
ПЕРВАЯ ОПОРА ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ
В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система «солидарности поколений», когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется «Pay as You Go» (PAYG), что можно перевести как «выплата по ходу». Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта «первая опора» становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более «щедрых» пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений и росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП. Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам — «второй опоре», основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан — так называемой третьей опоре пенсионной системы.
НУЖНО СОГЛАСИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА ДЛЯ НОВОВВЕДЕНИЙ
Развитые страны в 80-е-90-е годы пошли по пути упорядочения распределительных схем и осторожного введения обязательных накопительных элементов. Особенностями данной группы стран являются, во-первых, наличие зрелых, универсальных, распределительных схем, охватывающих все население и дополняемых действующими в основном в частном секторе добровольными системами, основанными на личном страховании.
И, во-вторых, необходимость в силу специфики социально-экономического и политического развития осуществлять изменения таким образом, чтобы не нарушать согласия политических партий и социальных партнеров и уверенности населения в долгосрочной дееспособности систем пенсионного обеспечения. Эти два момента определяли характер пенсионных реформ и складывающихся пенсионных систем в этой группе стран.
Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода, т.е. нужна опора на ясную и понятную каждому методологию формирования пенсии вписанной в общую концепцию развития народного хозяйства. Общим недостатком пенсионных реформ является их изолированность от других реформ — налоговой, рынков труда, капитала и др.
В развитых в социально-экономическом отношении государствах (США, Франция, Германия, Италия, Испания и др.) прошли дискуссии на эту тему, но до настоящего времени не приняли решения о введении обязательных накопительных компонентов в национальные пенсионные системы. Системы пенсионного обеспечения в данных государствах организованы по распределительной модели, а пенсионные накопления формируются населением исключительно в добровольном формате.
НУЖНЫ ГАРАНТИИ И ПРОЧНОСТЬ
Замечу, что я в принципе не являюсь сторонником того, чтобы отдать эту сферу исключительно НПФ. Мне кажется, что здесь был бы более разумен принцип разнообразия инструментов: пусть бы в эту сферу со временем пришли страховые компании и банки со своими финансовыми продуктами. Однако только при условии адекватно жесткого контроля за ними: ведь у них есть свои дополнительные риски. Но, во всяком случае, самих механизмов дополнительного пенсионного обеспечения (страхования), на мой взгляд, должно быть более одного. Должна быть институциональная конкуренция (возможность выбора между разными моделями, которая в конечном счете, должна будет вести к повышению эффективности пенсионных услуг, а значит, будет в интересах потребителей этих услуг.
РЕФОРМА ПЕНСИИ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ И ГРАНДИОЗНОЕ
Реформирование пенсионной системы – дело поистине грандиозное, для построения целостной модели требуются не только усилия государственного масштаба, но и достаточно длительный период времени. Пенсионная система является одной из основ общества современного вида, ее стабильность и качество напрямую влияют на стабильность и качество экономики и государства в целом, на уровень жизни населения. Развитая пенсионная система связана практически со всеми сферами жизни государства, поэтому для ее существования нужно развивать и связанные с ней области, начиная с государственного образования и адекватного ценностного ориентирования будущих поколений и заканчивая развитием финансового сектора.
НУЖНА РЕФОРМА СМЕЖНЫХ СФЕР
России предстоит долгий и тяжелый путь для того, чтобы обустроить все сферы, но это и неудивительно, учитывая всего лишь двадцатилетнюю историю существования рыночных отношений в современном их виде. Однако должна быть разработана четкая и последовательная программа реформ, которая будет затрагивать не только пенсионный сектор, но и смежные сферы общественной жизни.
В ближайшем будущем резкое и радикальное изменение системы неприемлемо, поскольку в России не созданы адекватные институциональные условия для функционирования накопительной пенсионной системы. Однако в силах государства начать подготовку к реформам уже сейчас: усиливать правовой контроль, создавать независимую судебную систему, улучшать образовательный процесс, повышать финансовую и социально-экономическую грамотность и ответственность населения и бизнеса, создать во всех сферах конкурентную среду.
Продолжение. Начало в № 04
Рамазан ОСМАНОВ
№ 05, 02.02.2018