Уважаемые депутаты!
Завершился, стал историей 2014 год. Смена календаря – это повод подвести итоги. Традиционно в этом зале мы собираемся, чтобы дать честную и объективную оценку нашей совместной работе за прошедший год, сделать выводы, что получилось, а что пока нет, определить планы на будущее, наметить стратегию дальнейшего социально-экономического развития нашего города.
Главным политическим ориентиром в 2014 году для всей Республики Дагестан стало Послание Главы республики Рамазана Абдулатипова Народному Собранию РД. В этом программном обращении сформулированы актуальные задачи, которые стоят перед руководством всех уровней, и задан курс на динамичное развитие республики с целью превратить ее в один из успешных и динамично развивающихся регионов России. Команда Дагогнинского муниципального образования поддерживает этот курс, а также принципы работы в единой команде, опираясь на мнение и интересы горожан.
Прошлый 2014 год будет вписан яркой страницей в историю нашей страны благодаря зимним Олимпийским играм, которые на высочайшем уровне были организованы и проведены в городе Сочи, и присоединением к Российской Федерации автономной республики Крым и города Севастополя в соответствии с волеизъявлением проживающих там граждан. Эти события вызвали у россиян чувства патриотизма и искренней гордости за нашу страну. Много интересных мероприятий, посвященных этим знаменательным событиям, было проведено в нашей республике. Дагогнинцы принимали в них самое активное участие.
В конце года обострились негативные явления в экономике страны, обусловленные нестабильной ситуацией на сырьевом рынке, а также экономическими санкциями, введенными против России целым рядом зарубежных стран. Проявление кризиса в той или иной степени ощущают предприятия и организации во всех сферах экономической деятельности, оно отражается на состоянии рынка труда и уровне благосостояния населения. Антикризисные планы Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Дагестан направлены на обеспечение устойчивого развития экономики и сохранения социальной стабильности. Администрацией города подготовлен антикризисный план действий на уровне муниципального образования. Президент Российской Федерации В.В. Путин и Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов призывают нас всех сконцентрировать усилия для скорейшего преодоления кризисной ситуации, принять меры по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитию производства импортозамещающей продукции, поддержке малого и среднего бизнеса.
Новые вызовы и реалии вносят определенные коррективы в наши планы и социальные проекты, но главные задачи, связанные с улучшением условий проживания для жителей города, повышением качества государственных и муниципальных услуг, остаются неизменными для нас.
Деятельность администрации городского округа «город Дагестанские Огни» в 2014 году, в первую очередь, была направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, целью которых является совершенствование экономической и социальной политики в нашей стране, а также задач, поставленных Главой Республики Дагестан Р.Г. Абдулатиповым. Мы имеем определенные успехи и достижения в экономике, социальной сфере, привлечении инвестиций, наполнении бюджета. Вместе с тем, на территории города существует множество проблем, связанных, в основном, с отсутствием свободных земель, высокой безработицей. Среди них также очереди в детские сады, недостаточность благоустроенных парковых и пешеходных зон. В той или иной степени эти проблемы ощущают на себе все жители города. Над решением всех проблемных вопросов администрация города работает в тесном взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями и организациями, общественными формированиями.
На основных результатах этой работы я остановлюсь в своем отчете.
Сразу оговорюсь, что доклад о социально-экономической ситуации городского округа «город Дагестанские Огни» за 2014 год подготовлен на основе анализа социально-экономических показателей развития городского округа «город Дагестанские Огни», представленных предприятиями, организациями и учреждениями города в отдел экономики администрации города.
За 2014 год в администрацию поступило 1 701 обращение граждан. Как показывает анализ, граждане обращаются по самому широкому кругу вопросов, но наиболее многочисленными и острыми остаются вопросы обеспечения жильем, предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, устройства детей в детсады, трудоустройства.
Принято 906 постановлений и 496 распоряжений администрации города по различным вопросам экономического и социального развития, которые исполнялись в установленные сроки.
За истекший год зарегистрировано 1 976 исходящих писем и 4 353 — входящих. Все поступившие документы своевременно рассмотрены и доведены до конкретных исполнителей. Проведенная работа (основные направления социально-экономического развития города, социальной защиты населения, использования средств бюджета и муниципального имущества и т.д.) основывалась и четко регламентировалась муниципальными правовыми актами.
К сожалению, в нынешней сложной обстановке решить сразу все проблемы граждан практически невозможно. Однако компетентность, отзывчивость и искреннее желание помочь человеку должны оставаться неотъемлемыми принципами в нашей работе с обращениями граждан.
- Оценка социально-экономического положения городского округа «город Дагестанские Огни»
1.1. Демографическая ситуация
Одним из определяющих факторов уровня социально-экономического развития территории является демографическая ситуация. Численность населения городского округа «город Дагестанские Огни» на 01.01.2015 г., по данным городского отделения Дагестанстата, составила 28,7 тыс. человек. На территории города проживают представители 19 наций и народностей, в том числе шести коренных, говорящих на родных языках.
В 2014 году в городе родилось 755 человек, умерло 214 человек. Естественный прирост населения — 541 человек. Количество рожденных детей составило 2 % от общего числа населения города.
Демографическая ситуация в городе за последние два года определяется снижением естественной убыли населения за счет увеличения числа родившихся. Такая благоприятная тенденция увеличения населения города за счет рождаемости носит положительный характер и должна благоприятно сказаться на росте численности населения. С полной уверенностью можно говорить о том, что меры, предпринятые государством в целях улучшения демографической ситуации, дают свои результаты.
Показатель общей рождаемости за 2014 г. составил 26,3 человек на 1 тыс. населения и увеличился по сравнению с показателем за 2013 год (25,1) на 104 %. Показатель общей смертности за 2014 г. составил 7,4 человек на 1 тыс. населения и увеличился по сравнению с показателем 2013 года (6,6) на 112 %.
Показатели рождаемости и смертности населения города за последние три года отражены в следующей диаграмме:
_______
Число браков, зарегистрированных в 2014 году, составило 312. В расчете на 1 тыс. населения зарегистрировано 10,8 браков. Число разводов, зарегистрированных в 2014 году, составило 86. В расчете на 1 тыс. населения зарегистрировано 3 развода.
Другая особенность демографической ситуации — миграционная активность населения, что связано с выбытием части населения в другие регионы России.
В городе сохраняется отрицательная тенденция миграции населения. За 2014 год прибыло 952 человека, убыло 962 человека. Убыль населения, таким образом, составила 10 человек.
Миграция населения городского округа «город Дагестанские Огни» характеризуется следующей диаграммой:
_________
Отрадным является тот факт, что снизился отток населения города и повысился приток в наш город.
1.2. Трудовые ресурсы городского округа
Численность трудовых ресурсов в г. Дагестанские Огни составляет 16 473 чел., численность экономически активного населения — 15 000 человек.
Численность занятых в экономике –.6 450 чел., из них занято:
— в сфере образования – 1470 чел.;
— в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг – 560 чел.;
— в сфере торговли – 1523 чел.;
— в промышленном производстве – 578 человек.
Возрастная структура населения характеризуется следующими параметрами:
— моложе трудоспособного возраста – 8 428 человек;
— трудоспособный возраст (от 16 до 60 лет — мужчины, от 16 до 55 лет женщины) – 15 891 человек;
— старше трудоспособного возраста — 3 816 человек.
1.3. Социальная сфера
Образование
В 2014 году в образовательных учреждениях городского округа «город Дагестанские Огни» продолжались масштабные системные изменения, протекающие в рамках модернизации российского образования. Достаточно отметить наиболее значимые события прошедшего учебного года:
- Реализация нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Реализация Государственной программы развития образования;
- Реализация программы модернизации региональных систем общего образования;
- Внедрение стандартов нового поколения;
- Реализация подпроекта «Просвещенный Дагестан» приоритетного проекта развития РД «Человеческий капитал».
Говоря о городской системе образования, нужно отметить успешность реализации данных проектов, потому что:
- Улучшилась материально-техническая оснащенность школ, а значит,
условия получения образования;
- Выросла заработная плата педагогов;
- Особое внимание уделялось сохранению здоровья детей и обеспечению безопасности образовательного процесса.
Система образования города состоит из 18 образовательных учреждений: 5 учреждений дошкольного образования, 9 — общего образования, 4 — дополнительного образования.
Совокупная мощность всех общеобразовательных школ города составила 2 618 мест. Доля учащихся общеобразовательных учреждениях города, занимающихся в первую смену, — 56%.
На сегодняшний день у нас работают 8 педагогов — обладателей гранта Президента России, 16 заслуженных учителей РД, 32 почетных работника общего образования и 15 отличников образования РД.
Определенных успехов достигли учащиеся общеобразовательных школ: 19 выпускников получили аттестаты особого образца. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников муниципальных бюджетных образовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене, составил 87%.
По итогам республиканской олимпиады школьников 13 учащихся школ городского округа стали победителями и призерами. Выражаю особую благодарность учителям, подготовившим этих детей.
Одним из достижений системы образования нашего города является то, что 68% выпускников этого года стали студентами ВУЗов и ССУЗов.
В городе Дагестанские Огни проживает 3060 детей от 1,5 до 7 лет.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования городского округа насчитывается 5 детских садов с числом детей 1159 (тогда как в 2011 году в детских садах было всего 577 детей).
По состоянию на 01.01.2015 г. при плановой мощности в 830 мест фактически детские учреждения приняли 1 159 детей, а в очереди стоят свыше 1 555 детей.
Таким образом, можно отметить положительную динамику по охвату детей услугами дошкольного образования. Однако вопрос нехватки мест в дошкольных учреждениях остается актуальным.
Проводится поэтапное повышение заработной платы работников дошкольных учреждений: в среднем заработная плата работников ДОУ по городу на сегодняшний день составила 9200 руб., тогда как в 2012-2013 учебных годах — 8780 рублей.
На развитие сети общеобразовательных учреждений оказывают влияние демографические процессы и движение контингента обучающихся по классам. Общий контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2013/2014 учебном году составил 4753 чел. (103% по сравнению с началом прошлого учебного года). В этом учебном году принято 613 первоклассников.
Единственным учреждением начального профессионального образования на территории городского округа «город Дагестанские Огни» является ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 3», в 2014 году преобразованный в ГПОБУ «Республиканский сельскохозяйственный колледж — 1». Количество учащихся в колледже — 629 человек.
Также, в рамках расширения сети дошкольных образовательных учреждений, администрацией города было приобретено здание под детский сад на 110 мест, что позволит хоть в какой-то степени снизить социальную напряженность, связанную с нехваткой мест в ДОУ города. Детский сад № 6 «Орленок» с просторными музыкальными и художественными классами, игровыми зонами, спортивным залом, современным медкабинетом, автономной кухней и благоустроенной дворовой территорией готов принять первых воспитанников.
Здравоохранение
В городском округе «город Дагестанские Огни» функционирует государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» (ГБУЗ «ЦГБ») на 144 места, детская, взрослая и стоматологическая поликлиники, женская консультация.
В ЦГБ работают 84 врача.
В городском округе сохраняется низкий уровень обеспеченности больничными койками — на 10 тыс. человек населения приходится 51,2 койки. Общее число работающих в ЦГБ в расчете на 10 тыс. населения составляет 164,2. Обеспеченность врачами в ЦГБ – 29,8 на 10 тыс. населения, из них участковых врачей и врачей общей практики — 7,1, среднего медицинского персонала – 83,6 на 10 тыс. населения.
Уровень госпитализации в ЦГБ на 100 человек – 14,3. Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в круглосуточном стационаре составляет 9,8 дня.
Объемы медицинской помощи, представляемые ЦГБ в расчете на одного жителя, за 2014 год составили:
— стационарная медицинская помощь – 1,3 дня;
— амбулаторная помощь – 9,6 посещения на одного жителя;
— скорая медицинская помощь – 0,42 вызова на одного жителя.
Городская поликлиника в настоящее время расположена в помещении, находящемся в аварийном состоянии. Тем не менее, работа амбулаторной службы поставлена на должном уровне. Количество посещений в поликлинике за 2014 год составило 27 169,4, вызовов «скорой помощи» – 14 847.
В рамках реализации Республиканской целевой программы на территории ЦГБ в настоящее время продолжается строительство поликлиники на 200 посещений в смену.
Доля муниципальных медицинских учреждений, применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи, составляет 90 %.
В течение отчетного года были выделены бригады из врачей-терапевтов и среднего медперсонала для проведения вакцинации от дизентерии, гепатита А и других инфекций.
Согласно социальному опросу, 97% от числа опрошенных удовлетворены качеством медицинского обслуживания в городском округе.
Культура
Прошлый год был объявлен Годом культуры в Российской Федерации. В Дагестанских Огнях он был ознаменован началом капитального ремонта главной достопримечательности нашего города — Дворца культуры. Средства на его проведение было выделено Министерством культуры республики.
За короткое время Дворец культуры преобразился. Здесь теперь новые окна и двери, свежая краска на стенах, уложенный красивой плиткой пол. Проведена замена отопительной системы, электропроводки, особое внимание уделено актовому залу. К сожалению, недостаточное финансирование не позволило провести ремонт во всех помещениях, но надеемся, что уже в ближайшее время появится возможность отремонтировать кабинеты, библиотеки, подсобные и служебные помещения, находящиеся в здании Дворца культуры.
Сегодня в городском округе «город Дагестанские Огни» функционируют 6 учреждений культуры, из них 1 учреждение – досугового типа общей мощностью 530 посадочных мест. Обеспеченность клубами и учреждениями клубного типа -21,2% от минимальной нормативной потребности (по республике – 35,4%).
В городском округе имеются музей, две детские школы искусств, республиканская школа циркового искусства, детская и взрослая библиотеки, хореографический ансамбль, русский хор «Огонек», Дом детского творчества.
В Год культуры МБУК «Дворец культуры» провело 40 культурно-досуговых мероприятий в области культуры и искусства, в которых приняли активное участие большое количество жителей города и гостей. На должном уровне прошли мероприятия, приуроченные к Дню молодежи, Дню единства народов Дагестана, 69-й годовщине Великой Победы, финал городского фестиваля игр «КВН-2014» и т.д.
В краеведческом музее города собраны экспонаты, рассказывающие о жизни нескольких поколений жителей поселка, проводятся экскурсии для школьников и всех желающих. Экскурсоводы из числа работников музея своими интересными рассказами прививают любовь к своему городу, родному краю.
Свою лепту в прославление города вносит Республиканская школа циркового искусства, которая является кузницей кадров для всего Дагестана. Воспитанники цирковой школы выступают с интересными номерами не только в родном городе, но и за его пределами.
Библиотека является культурным центром любого общества. Конечно, за последние годы читающего населения стало меньше, но сейчас просматривается обратная тенденция, многие начинают заново осознавать: грамотность для человека является жизненной необходимостью. Библиотеки служат прекрасными проводниками в мир знаний, искусства, культуры, истории страны и т.д. Фонды библиотек постоянно пополняются, имеются в наличии редкие уникальные экземпляры.
В конце 2014 года в рамках реализации приоритетного проекта Главы республики «Человеческий капитал» в городе появился Центр традиционной культуры народов России. Основной задачей центра является создание новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей города. Он совмещает функции учреждения культуры, образовательного центра и общественного пространства.
Приоритетными направлениями по развитию культуры в городском округе являются:
— строительство Дворца бракосочетания;
— строительство культурно-развлекательного центра.
Молодежная политика
Одним из важных направлений работы с молодежью стало создание условий для интеллектуального и творческого развития, социальной адаптации молодежи. Большая роль в решении этих задач принадлежит Дагогнинскому молодежному центру.
В рамках реализации мероприятий в сфере молодежной политики молодежным центром организованы и проведены торжественные проводы юношей города в ряды Вооруженных Сил РФ, конкурс КВН среди молодежных команд, комплекс мероприятий, посвященных Дню молодежи и др.
Успешная работа Дагогнинского молодежного центра уже отмечена на республиканском уровне, он стал лауреатом молодежной премии «Прорыв» в номинации «Молодежный многофункциональный центр года», а руководитель молодежного центра Сосланбек Раджабов к тому же получил грант Главы РД в области физической культуры и спорта на реализацию проекта «Многофункциональная спортивная площадка». Дипломом 2-й степени награждена сборная команда КВН города Дагестанские Огни, ставшая серебряным призером Дагестанской лиги КВН.
Еще одна значимая победа — город Дагестанские Огни признан самым эффективным муниципальным образованием в реализации молодежной политики» и награжден Дипломом Министерства по делам молодежи РД.
Сегодня в Дагестанских Огнях много молодых людей, обладающих отличными организаторскими способностями, имеющих твердую гражданскую позицию и способных вести за собой молодежь. С ними мы связываем надежды на успешное, прогрессивное развитие муниципального образования.
Физкультура и спорт
В г. Дагестанские Огни регулярно занимаются физической культурой и спортом 3600 (1288 — в ДЮСШ) человек. Занятия в кружках, секциях, образовательных школах, дошкольных учреждениях проводят учителя, тренеры-преподаватели, штатные физкультурные работники, инструкторы по физической культуре. Наибольшей популярностью пользуются такие виды спорта, как: вольная борьба, бокс, армспорт, футбол, волейбол, легкая атлетика.
Количество спортивных сооружений — 19 единиц, общая площадь спортивных сооружений – 27 408 кв. м. Из общего количества спортсооружений спортивных залов — 9 с общей площадью 3 222 кв. м. Спортивных площадок в городе — 10.
В городе функционируют 3 ДЮСШ, в которых работают 37 тренеров-преподавателей, 12 — с высшим образованием, 2 — со средним педагогическим и 15 — без профессионального образования.
За отчетный период всего в городе было проведено 43 спортивно-массовых мероприятия, в котором приняли участия 5474 человек.
Состояние материально-технической базы учреждений физкультуры и спорта в городе, их оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием на сегодняшний день не полностью удовлетворяет потребности населения в занятиях физкультурой и спортом, ощущается острый недостаток сети физкультурно-оздоровительных спортивных сооружений, в том числе на предприятиях, в местах массового отдыха — на пляжах, в парках, в микрорайонах.
Для улучшения спортивно-массовой и оздоровительной работы необходимо:
— реконструкция стадиона;
— строительство нового стадиона;
— реконструкция ДЮСШ № 1;
— капитальный ремонт ДЮСШ № 3;
— строительство спортзалов СОШ № 2 и СОШ № 6;
— строительство спортзала ДЮСШ № 4,
— строительство двух ФОК;
— приобретение и укладка футбольного поля с искусственным покрытием;
— строительство шести спортивных площадок в микрорайонах.
Стоит отметить, что в начале июля в Дагестанских Огнях на пересечении улиц Валиева и Кутузова открылась многофункциональная спортивная площадка. Она отвечает всем современным требованиям. Здесь можно заниматься мини-футболом, волейболом, баскетболом и теннисом. В том, что у молодежи города появились условия для физического развития, заслуга депутата городского Собрания Руслана Алисултанова, профинансировавшего строительство объекта. От имени горожан я выражаю ему свою благодарность и признательность.
1.4. Уровень жизни населения
Одним из основных факторов, определяющих повышение уровня жизни населения является рост заработной платы.
Рост заработной платы, а также повышение качества уровня жизни населения являются первостепенной задачей администрации городского округа «город Дагестанские Огни».
За 2014 год, по данным статистики, среднемесячная номинальная зарплата работающих по городу составила 14 190 руб., рост к значению 2013 года составил -112%.
диаграмма
В прошлом году продолжалось поэтапное повышение заработной работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений в 2014 году составила 14 200 руб., работников дошкольных образовательных учреждений – 9 200 рублей.
Социальная поддержка населения
Одним из важнейших условий жилищно-коммунальной реформы является применение мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий малоимущим гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
За 2014 год было зарегистрировано на предоставление субсидий 1 380 семей общей численностью 5 366 человек. Начислено за отчетный период 17 083,47 тыс. руб., профинансировано по состоянию на 01.01.2015 г. 21704 тыс. рублей. Задолженность перед получателями субсидий на 1 января 2015 года – 23 009,4 тыс. рублей.
По обращениям граждан и организаций МБУ «ГЦС» выдано 176 справок.
1.5. Рынок труда
Ситуация на территориальном рынке труда остается стабильной. С начала 2014 года в службу занятости населения обратилось 2 384 человек. Численность незанятого населения, состоящего на учете в ЦЗН, на 01.01.2015 г. составила 1 050 человек. Из состоящих на учете безработных высшее образование имеют 128 чел., среднее профессиональное и незаконченное среднее образование — 89 чел., начальное профессиональное образование — 384 чел., среднее образование – 401 человек.
Уровень зарегистрированной безработицы составляет в настоящее время 7,06%, по методологии МОТ – 9,8%, то есть ситуация на рынке труда оценивается как стабильная. В банке данных имеется 2 060 вакансий, большая часть — по рабочим специальностям.
Центром занятости населения во взаимодействии с отделами Министерства труда и социального развития РД и администрации города была разработана и утверждена «Программа содействия занятости населения г. Дагестанские Огни на 2011 — 2015 гг.».
Число вновь созданных рабочих мест — 146 ед.
Проводится работа по контролю за своевременным назначением и выплатой пособия по безработице безработным гражданам, состоящим на учете в ЦЗН, пособие по безработице назначено 1059 горожанам.
1.6. Финансовая и бюджетная сфера
Доходы
Доходная часть городского округа «город Дагестанские Огни» в 2014 году уменьшилась на 0,5% по отношению к доходам в 2013 году.
Доходы местного бюджета за 2014 год составили 470 183 тыс. рублей.
В общей сумме доходов бюджета поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет за 2014 год составили 423 003 тыс. рублей.
диаграмма
Доля собственных налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета города за 9 месяцев 2014 года составила 10%.
Доходы бюджета городского округа «город Дагестанские Огни» за 2014 год на душу населения составили 16 732 рубля.
Собственных налоговых и неналоговых доходов поступило в местный бюджет в 2014 году 47 180 тыс. руб. (78% годового задания), в 2013 году – 51 474 тыс. руб., убыль составила 8,4%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет за 2014 год характеризуется следующей таблицей:
____________________________
№ | Наименование | Назначено | Поступило | % исп. |
1 | НДФЛ | 12 769 | 10 015 | 78 |
2 | ЕНВД | 10 010 | 4 067 | 40 |
3 | Налог на имущество физлиц | 9 600 | 1 624 | 17 |
4 | Акцизы | 4 816,58 | 3 570 | 74 |
5 | Земельный налог | 16 100 | 16 120 | 100,1 |
6 | Госпошлина | 387 | 406 | 105 |
7 | ЕСХН | — | ||
8
9 |
Прочие неналоговые
Родительская плата Всего: |
1 717
5 000 60 399,58 |
2 362
9 016 47 180 |
137
180 78 |
В городе активно ведется работа по увеличению доходной базы, работает межведомственная комиссия по мобилизации доходов. Среди мероприятий в этом направлении можно отметить работу по постановке на налоговый учет предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории района, вовлечению в налоговый оборот земельных участков и объектов недвижимости, сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам. Сейчас в период осложнения экономической ситуации бизнес вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства, но он обязан повысить и свою ответственность.
Расходы
Расходная часть бюджета городского округа «город Дагестанские Огни» в 2014 году уменьшилась на 2,5% по сравнению с 2013 годом и составила 474 120 тыс. рублей.
1.7. Отраслевая структура экономики
Реализация социальных программ возможна при успешно развивающейся экономике. Только мощная экономика может обеспечить поступления в бюджет, рабочие места для жителей, стать основой для социального развития, для улучшения качества жизни каждого человека.
Общий объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг в прошлом году составил около 50 4591 тыс. руб., что на 21% больше, чем в 2013 году.
Основным градообразующим предприятием городского округа «город Дагестанские Огни» является ООО «ДагестанСтеклоТара», которое специализируется на выпуске консервной стеклотары и банок для пищевых продуктов. Ассортимент выпускаемой продукции — более 25 видов стеклотары емкостью от 0,25 до 3 л. На предприятии работают 575 человек, эксплуатируются две стекловаренные печи и пять машинолиний.
За 2014 год предприятие произвело:
— бутылки из стекла для напитков и пищевых продуктов – 83,9 млн. штук, против 66,1 млн. штук за 2013 год, или 126%;
— банки стеклянные для консервирования – 26,4 млн. штук, против 27,09 млн. штук за 2013 год, или 97%.
Объем отгруженных товаров собственного производства на одного жителя в 2014 году в городе составил 17 957 руб., что составляет 121% к аналогичному периоду 2013 года (14 740 руб.).
1.8. Малый бизнес
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по городу в 2014 году составляло 648 ед., в том числе малых и средних предприятий — 148 ед., или 104% к уровню 2013 года (142), индивидуальных предпринимателей — 500 ед., или 97% к уровню 2013 года (512). По сравнению с 2013 годом общее количество субъектов малого предпринимательства снизилось на 6 ед., при этом количество предприятий увеличилось на 6 ед., а количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 12 ед., или на 2,4%.
Подавляющее большинство занято в следующих сферах: строительство — 40 ед., оптовая и розничная торговля — 232 ед., транспорт — 55 ед., ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 24 ед.
Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. населения в 2014 году по городскому округу «город Дагестанские Огни» составило 23 ед.
Развитию малого предпринимательства в республике придается серьезное значение. Непосредственным показателем являются приоритетные проекты Главы РД, в перечне которых первым пунктом стоит проект «Обеление экономики», «Точка роста, инвестиции и эффективное развитие», предусматривающий легализацию неформального рынка труда и скрытой заработной платы. Сегодня наличие большого неформального сектора в экономике не только уменьшает поступления в бюджеты всех уровней, но и затрудняет решение вопросов, связанных с социальной поддержкой тех или иных групп населения. Для решения проблемы теневой занятости постановлением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации города, полиции, прокуратуры, управления пенсионного фонда, налоговой инспекции.
В свою очередь, администрацией городского округа «город Дагестанские Огни», в частности отделом экономики, в целях поддержки малого предпринимательства разработана «Муниципальная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городском округе «город Дагестанские Огни» на период с 2014-2017 гг.».
1.9. Инвестиционный климат городского округа
Динамичное развитие территории невозможно без привлечения инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2014 год (предварительно) составил 71 320 тыс. руб., за исключением бюджетных средств – 57 820 тыс. рублей. Объем инвестиций на душу населения в 2014 году достиг 2538 рублей.
Основные показатели по инвестициям в основной капитал г. Дагестанские Огни
таблица
В 2014 году продолжалось строительство социально-важных объектов:
— школы на 504 ученических места на территории СОШ № 6. Выполнены строительно-монтажные работы на сумму 10 млн. руб., работы по строительству стен учебного корпуса и перекрытие первого этажа, а также кровельные работы в здании столовой;
— строительство водопровода на сумму 15 млн. руб. по ул. Калинина диаметром стальной 500 мм и вдоль южного оросительного канала диаметром полиэтиленовый 250 мм, длиной 2548 м; диаметром 160 мм, длиной 299 м; диаметром 90 мм, длиной 440 м.; диаметром 50 мм, длиной 129 м.
— произведена прокладка канализации по ул. Одоевского, уложена труба диаметром 500 мм, длиной 866 и стоимостью 2 668 828 руб.;
— при подготовке к осенне-зимнему периоду произведен ремонт котельных на сумму 685 256 руб. — котельной №7 в СОШ № 2, котельной № 9 в СОШ № 4, котельной № 11 в СОШ № 7, а также замена отрезок теплотрассы в ДОУ № 1.
В 2014 году продолжалась реконструкция Самур-Дербентского оросительного канала, проходящего в черте города.
Выполнены работы по благоустройству и асфальтированию подъезда к новому детскому саду по ул. Полякова на сумму 500 тыс. руб., газификации — на сумму 149 тыс. рублей.
Выполнены работы по капитальному ремонту Дворца культуры.
Проведена работа по благоустройству городских территорий:
— гравирование улиц города: Полякова, Жукова, Меджидовых, Марданова, Сурмача, Громаковского, Шемелева — на общую сумму 4 681 067 руб.;
— установка знаков дорожного регулирования на сумму 290 816 руб., установлено 72 знака;
— разметка асфальтированной части улиц города и пешеходных переходов: пр. Калинина, пр. Сталина, ул. Пушкина, Революции, Ленина, Козленко, Некрасова.
В 2014 году в полутора километрах от Дагестанских Огней, на территории, которая входит в зону перспективного развития города, началось строительство современного консервного завода по производству концентрата из плодовоовощной продукции и соков прямого отжима.
1.10. Потребительский рынок
На территории городского округа «город Дагестанские Огни» действует один оптово-розничный рынок — ООО «Дагогнинский универсальный рынок» Дагпотребсоюза, общая площадь которого составляет 1895,31 м2.
Оборот розничной торговли за 2014 год по городу составил 2 499 032 тыс. руб., что составляет 135% от уровня 2013 года – 1 845 223 тыс. рублей.
Объем платных услуг, оказанных населению города, — 48 419 тыс. руб. 133% от уровня 2013 года – 36 206 тыс. рублей.
Объем платных услуг на душу населения в 2014 году составил 1 723 руб., или 133 % от уровня 2013 года – 1 288,4 рубля.
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2014 году составил 88933 руб., или 135% от уровня 2013 года – 65666 рублей.
В прошлом году велась целенаправленная работа по исполнению федерального и республиканского законодательства, регулирующего деятельность розничных рынков и ярмарок. Данному сегменту розничной торговли в нынешних условиях придается большое значение в части предоставления возможности местным производителям и фермерам реализовать свою продукцию, а также обеспечения населения рабочими местами. С августа прошлого года отмечается существенный рост цен на такие продукты, как овощи, фрукты, рыба, молочные продукты. Малый бизнес в данном секторе экономики в наибольшей степени ощутил на себе влияние кризиса.
1.11. Отдел архитектуры и градостроительства
Действующий Генеральный план города разработан Институтом проектирования городов «Гипрогор» в 2002 году со сроком реализации в 2012-2015 гг. В том же году он прошел государственную экспертизу и был утвержден распоряжением Минстроя РД. В декабре 2013 года ООО «Научно-внедренческий центр «Интеграционные технологии»» (г. Долгопрудный, Московская область) осуществило корректировку Генплана и правил землепользования и застройки, утвержденную Собранием депутатов городского округа в мае 2014 года.
В декабре 2014 года был созван градостроительный совет при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РД по разработке и корректировке генеральных планов муниципальных образований городов и районов республики. На совете обсуждалась корректировка Генплана и правил землепользования и застройки с перспективным развитием города Дагестанские Огни, им дана положительная оценка.
Земельный фонд города на сегодняшний день составляет 927 га, из которых: жилая и общественная застройка – 400 га, зеленые насаждения общего пользования -10 га, улицы и площади – 160 га, промышленно-складская застройка – 63 га, земли железнодорожного транспорта – 35 га, прочие земли – 159 га.
Вновь разработанным Генпланом в первую очередь предусмотрено присоединение к городу Дагестанские Огни земельного участка площадью 1022,6 га на юге и на расчетный срок — присоединение земельного участка площадью 2079,06 га на севере. В результате изменения границ общая площадь муниципального образования увеличится на 3 101,66 га и составит 4 028,66 га.
В настоящее время рассматриваются варианты улучшения архитектурного облика города: благоустройство и асфальтирование улиц и тротуаров, установление «красных линий» застройки улиц, приведение в соответствующий вид и порядок парков отдыха и скверов, устройство искусственного освещения ФАД «Кавказ» в черте города и на городских улицах, благоустройство ФАД «Кавказ», установка дорожных знаков и разметок, аншлагов улиц и нумерации домов.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в 2014 году, составила 20,4 кв. м, что на 0,1 кв. м. больше, чем в 2013 году, или 100,4%.
Ввод в действие жилых домов составил 4130 кв. м. Удельный вес жилых домов, построенных населением, — 100%. ‘
Общая площадь жилищного фонда городского округа «город Дагестанские Огни» за 2014 год составила 572 130 кв. м.
1.12. Сброс, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов (ТБО)
Главной проблемой благоустройства территории города остается низкая активность граждан — землевладельцев, арендаторов, индивидуальных предпринимателей и постоянных жителей частного жилого сектора в заключении индивидуальных договоров на вывоз твердых бытовых отходов со специализированной организацией. Это приводит к возникновению несанкционированных свалок, чем наносятся существенные убытки для местного бюджета, поскольку органам местного самоуправления приходится оплачивать не только уборку и вывоз свалок, но и штрафы.
Сбором, вывозом и захоронением ТБО в 2014 году занималось ООО «Огни-Строй». В задачи предприятия входили санитарная очистка (уборка) территорий, вывоз ТБО и их утилизация на полигоне, а также обеспечение должного санитарного состояния городского округа «город Дагестанские Огни». С этими задачами предприятие справлялось недостаточно хорошо, что вынудило администрацию города в новом 2015 году передать функции по уборке города МБУ «Зеленый город».
Недостаточно в 2014 году проводилась работа по заключению договоров по оказанию услуг вывоза ТБО с населением, предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями.
Оплату за вывоз ТБО производит только та часть населения, которой необходимы справки для получения субсидий.
Совместно со средствами массовой информации, административной комиссией и сотрудниками МВД, населением проводилась огромная работа по ликвидации несанкционированных свалок, уборке строительного мусора, веток и других отходов. Административной комиссией составлялись списки лиц, уклоняющихся от заключения договора на вывоз ТБО, для привлечения их к ответственности.
Высокая степень изношенности инженерных сетей, неэффективная работа управляющих компаний, задолженность населения по оплате за услуги ЖКХ негативно влияют на качество услуг в этой сфере и порождают многочисленные жалобы и нарекания со стороны населения. В настоящее время задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги в целом по городу составляет несколько миллионов рублей. Борьбу с задолженностью по платежам за коммунальные услуги необходимо активизировать.
Обслуживанием жилфонда в прошлом году занималась управляющая компания «Жилфонд». Эффективность ее работы была низкой, и жители многоквартирных домов на своем собрании отказались от услуг этой управляющей компании. В настоящее время идет процесс лицензирования управляющих компаний, благодаря которому недобросовестные и непрофессиональные компании будут вынуждены уйти с этого рынка.
1.13. Озеленение города
За 2014 год проведена объемная работа, в частности работы по содержанию объектов внешнего благоустройства, санитарной прочистке древостоя, санитарной уборке объектов и т.д.
Проводилась работа по обрезке вечнозеленых кустарников общей протяженностью около пяти тысячи погонных метров.
Начиная с ранней весны и до конца ноября производился полив деревьев, кустарников и цветов на территории города.
Спилено 120 высохших и утративших декоративную ценность деревьев. Весной проводились работы по посадке деревьев и кустарников. До начала майских праздников отремонтирован и приведен в рабочее состояние фонтан в центральном парке города. Отремонтированы 22 сломанные вандалами скамейки в парке. Спилены деревья в полувысохшем состоянии в количестве 47 шт. и заранее подготовлены лунки для посадки молодых саженцев в количестве 150 шт. по обе стороны дороги.
В течение всего года администрация проводила субботники и санитарные пятницы. Печально, но многие люди неохотно принимают участие в таких мероприятиях или вообще не принимают.
1.14. СМИ
В 2014 году существенно расширилось информационное пространство для освещения деятельности органов местного самоуправления и информирования о главных событиях в жизни города. Теперь это не только городская газета «Дагестанские Огни» и телевидение «Огни-ТВ» — город широко представлен и в социальных сетях. В течение года удалось выработать схему взаимодействия с информационными агентствами, в том числе с РИА Новости Дагестана, Кавказ-пресс. В значительной степени увеличился объем информации на официальном сайте городской администрации.
Основными инструментами и принципами деятельности средств массовой информации городского округа «город Дагестанские Огни» были и дальше должны оставаться объективность, оперативность, правдивость, опора на факты, соблюдение интересов граждан. Ведь именно на этих принципах и должно существовать современное СМИ.
- 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем отчете я остановился на основных направлениях деятельности администрации городского округа. Не все результаты работы, события и мероприятия вместились в рамки отчета. Не все из намеченного удалось сделать за истекший период, но главное – мы сохранили положительные тенденции в экономике и социальной сфере. Безусловно, мы видим недостатки и упущения в своей работе. С пониманием относясь к критике, делаем выводы. Да, в городе существуют серьезные проблемы, мы о них знаем и ищем пути их решения. Разумеется, хочется сделать больше и лучше, но администрация работает в условиях реальных возможностей.
Основные задачи на предстоящий период обусловлены реальной экономической ситуацией, в которой находится наша страна. Администрацией города разработан план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной стабильности в городском округе на 2015 год. В нем предусмотрены мероприятия по таким направлениям, как:
— повышение бюджетной эффективности. В первую очередь намечены мероприятия по оптимизации численности и структуры органов местного самоуправления. Предстоит продолжить реализацию мероприятий в области оптимизации муниципальных учреждений, повышения эффективности использования муниципального имущества, сократить расходы муниципальных программ, которые не являются первоочередными. Эта работа уже начата, уточняются целевые показатели программ, подготовлено несколько вариантов сокращения расходов, исходя из реального прогноза бюджетных поступлений. Корректировка бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за первый квартал должна быть направлена на обеспечение сбалансированности бюджета города;
— экономика. Мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования экономики направлены на создание условий для привлечения инвестиций и поддержку малого бизнеса. Необходимо скорректировать муниципальную программу поддержки малого и среднего предпринимательства после определения приоритетов поддержки. Этому во многом будут способствовать регулярные встречи с субъектами малого и среднего бизнеса. Будут проводиться мероприятия по развитию потребительского рынка. Должны быть приняты меры по реализации продукции и товаров, выпускаемых местными производителями, свое развитие должна получить ярмарочная торговля, сезонная торговля. Предстоит реализация мероприятий для достижения нормативной обеспеченности бытовыми услугами, повышения качества и доступности их для населения;
— обеспечение социальной стабильности. В условиях кризиса необходимо проинвентаризировать все меры социальной поддержки, отказаться от неэффективных форм, уделив большее внимание нуждающимся гражданам. Особое внимание в канун 70-летия Великой Победы должно быть уделено ветеранам войны;
— мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере. Будет создана межведомственная оперативная группа по мониторингу социально-экономической ситуации в городе. Результаты мониторинга, выявленные проблемные вопросы с целью выработки мер по стабилизации обстановки будут обсуждаться в администрации города.
Главные наши задачи остаются неизменными независимо от экономической ситуации. Это целенаправленная работа по увеличению налогооблагаемой базы и увеличение собственных доходов городского бюджета, создание новых рабочих мест, увеличение заработной платы, привлечение инвестиций в город, строительство объектов социальной сферы, ремонт и строительство дорог и другие не менее важные задачи, которые позволят жить лучше и комфортнее жителям нашего города. Реализация всех намеченных планов в 2015 году возможна только при совместной и эффективной работе органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций города и активного участия жителей.
В сентябре на территории города пройдут муниципальные выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления, от их результатов во многом будет зависеть, как в дальнейшем будет развиваться город.
В заключение хочу выразить признательность всем своим коллегам, депутатам, руководителям предприятий и учреждений за взаимодействие и сотрудничество и пожелать успехов в реализации намеченных планов и программ. Хочется также поблагодарить активных жителей, кому не безразлична жизнедеятельность города, кто не только критикует, но и предлагает пути решения стоящих проблем и вопросов.
У нас есть все условия для того, чтобы не только сохранить в нашем городе стабильность, но и обеспечить его развитие.
№ 15, 10.04.2015