Русский француз Сергей Мюнье воссоздал легендарную эскадрилью
За время своего создания с 2023 года через это небольшое подразделение прошли более 10 граждан Франции, которые убеждены в том, что здесь, как и 80 лет назад, они вместе с русскими сражаются против мирового зла.

Сегодня до места расположения русско-французского отряда «Нормандия — Неман» можно проехать только на броневике с РЭБами на крыше и мангалами по бокам по дороге, над которой кишмя кишат вражеские дроны, а на обочинах зияют остовы сожженной военной техники.
Создатель этого подразделения Сергей Мюнье приехал из Франции воевать в Донбасс еще в 2014 году. Он отлично, не хуже меня, говорит по-русски. Интересуюсь у него, где научился. Оказывается, он и сам русский, родом из Донбасса. История его жизни похожа на приключенческий роман.
— Я родился в Луганске, — рассказывает «РГ» Сергей Мюнье. — Когда мне было 10 лет, моя мама, которая хорошо знала иностранные языки и работала в туркомпаниях, познакомилась с французом. На дворе стояли 90-е годы, в Луганске была очень тяжелая экономическая ситуация после развала Советского Союза. Мама вышла замуж, и мы вместе с отчимом уехали за рубеж.
Во Франции Сергей, взявший фамилию отчима, отучился в школе, в университете, поступил на военную службу — четыре года отслужил по контракту, а потом сдал экзамены в военное училище, чтобы выучиться на офицера. Но в 2014 году началась Русская весна, и Мюнье решил вместо подписания офицерского контракта возвратиться в Донбасс, чтобы защищать своих земляков от геноцида со стороны новых майданных властей. Из рядов французской армии его, конечно же, исключили «за действия, противоположные интересам Французской Республики».
— Расставаться с европейским комфортом мне было не тяжело, потому что я русский человек и у меня способность к адаптации в крови. Другое дело, что это был тяжелый выбор между карьерой и беззаботной жизнью во Франции и путем в неизвестность, которая могла стать билетом в один конец, — признается Сергей.
Его боевой путь в 2014 году начался со взятия административных зданий областной администрации и СБУ в Донецке. Ополчение на тот момент состояло из простых местных шахтеров с дубинками и щитами. Сергею пришлось их обучать не только стрельбе, но и элементарным принципам военной организации. А уже в июле его отряды с легким стрелковым оружием держали оборону на западной окраине Донецка от украинских танков, артиллерии и авиации. До начала СВО было почти восемь лет…
— Идея создать «Нормандию — Неман-2» пришла постепенно, — вспоминает русский француз. — В начале спецоперации мы все были обычными штурмовиками. И за год штурмов на различных направлениях (для меня это были Докучаевск, Мариуполь, Запорожье, Великая Новоселовка, Авдеевка) мы видели, как стремительно развиваются украинские БПЛА. Дошло до того, что в начале 2023 года на штурмах Авдеевки наша армия начала терять бойцов от ударов вражеских дронов.
На самом деле Мюнье к этому времени уже имел опыт работы на беспилотниках. Как волонтер он еще 2021 году участвовал в тушении лесных пожаров в Якутии, работая на «мавике», а потому прекрасно представлял, какое преимущество может дать БПЛА.
— Поэтому я решил начинать обучать бойцов своего штурмового взвода управлению коптерами в свободное от основных обязанностей время, — признается Сергей. — В этот же момент как раз начали появляться FPV-дроны, и мне посчастливилось встретиться с производителями из Москвы, перед которыми была поставлена задача внедрения БПЛА в российскую армию.
Премудростью управления FPV-дроном с успехом овладели все вчерашние штурмовики. Ну а так как кроме Мюнье в отряде было еще трое настоящих французов, то, памятуя о преемственности поколений борьбы с фашизмом, решили назвать его «Нормандия — Неман».
— Но «Нормандия — Неман» была эскадрильей самолетов, — напоминаю я Сергею.
— Ну и что, самолеты в то время были такой же технологической новинкой, как нынче БПЛА, которые тоже относятся к авиации, хоть и беспилотной, — парирует Мюнье.
К тому же русский француз, осознавая важность этой работы для фронта, создал учебный центр и начал формировать подразделения БПЛА в разных батальонах Добровольческого корпуса.
Со временем в отряд «Нормандия — Неман» кроме французов вошли бойцы из Донбасса и Новороссии, а также добровольцы из разных городов России. Многие из них, как и Сергей, воюют за родную землю с 2014 года. К апрелю 2024 года подразделение уже вовсю щемило «побратимов» и забирало себе «малое небо» на тех участках, которые контролировало. За это время через отряд прошло не менее десятка французов.
Среди них встречаются выдающиеся личности. Например, воюющий больше года в отряде Готье — кадровый военный, в свою французскую бытность он был личным телохранителем Жана-Мари Ле Пена, основателя «Национального фронта» Франции, который при жизни поддерживал ДНР и ЛНР. Дед Готье был участником Французского сопротивления во время Второй мировой войны. «Нынешняя спецоперация — не война между Украиной и Россией. Это война между Западом с его дегенеративными идеями и оплотом консервативного мира — Россией», — убежден Готье.
Например, Готье — в прошлом личный телохранитель Жана-Мари Ле Пена
У другого французского добровольца, Падре, боевого опыта явно меньше, чем у Готье, он мечтает создать нормальную христианскую семью. Когда проходил обучение русскому языку в Санкт-Петербурге, то познакомился с русской девушкой Анастасией. Предложил ей руку и сердце.
Французы из отряда «Нормандия — Неман-2», как правило, монархисты, они против республиканской формы правления и не поют «Марсельезу», потому что за короля. Французские добровольцы считают Францию оккупированной страной, в которой разрушаются моральные ценности и национальная индустрия.
Часто, узнав о существовании «Нормандии», к Мюнье обращаются с просьбой о переводе и другие французы, воюющие на спецоперации. Но это далеко не всегда возможно, так как они уже подписали контракт с конкретным соединением Вооруженных сил и должны служить там до его окончания.
— В целом на стороне России на данный момент воюет немало коренных французов, — считает Мюнье, не уточняя цифру. — На стороне Украины их, конечно же, больше. У нас есть данные на 104 таких французов, которые показывали свое присутствие на этой войне в соцсетях. Полагаю, что если считать и тех, кто не засветился в интернете, то таких может быть до двухсот человек.
В России, в отличие от Незалежной, нет структур, которые бы помогали иностранным гражданам попасть в ряды Вооруженных сил. Поэтому одной из задач «Нормандии — Неман» является помощь французам, желающим попасть в ряды ВС РФ.
С момента своего создания отряд участвовал в штурмах Авдеевки и Часова Яра, воевал в Курской области, а сейчас вернулся на артемовское направление.
Во время Великой Отечественной войны летчики эскадрильи «Нормандия — Неман» совершили свыше 5000 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев и сбили почти 300 самолетов противника, четыре французских летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. На счету нынешней «Нормандии» несколько сотен единиц сожженной украинской и натовской техники, часть которой — история циклична — тоже с немецкими крестами на борту.
№ 29, 25.07.2025
