Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Безусловно, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Настоящему учителю необходимо не только владеть своим предметом и методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, хорошо ориентироваться в современной политике, экономике.
Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но и в то же время наиболее тяжелой из всех существующих. Умение передать свой опыт и знания молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, — это талант. Чтобы прийти к этому таланту, нужно постоянно совершенствовать свои знания, углублять их. Для таких целей и нужны обучающие курсы.
С 5 по 24 февраля я прошла курсы повышения квалификации в ДИРО (Дагестанский институт развития образования). Дружелюбная атмосфера, доброжелательное отношение преподавателей с первого дня дало настрой на плодотворную работу. Под чутким руководством кандидатов педагогических наук Шекерханум Магарамовой, Магомед-Расула Расулова, Руманиет Асельдеровой, Румины Исабековой, Хайбат Хаджимурадовой были рассмотрены вопросы, касающиеся ФГОС, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Магомед Абакаров, Магомед Амиродинов провели лекции по основам законодательства РФ в области образования, повышению финансовой грамотности педагога. Основополагающим содержанием курсов явилось не только ознакомление с подходами в обучении, но и демонстрация при помощи обучающих тренингов возможности применения современных образовательных технологий в обучении. Теория была тесно связана с практикой: организованы круглый стол, ролевые игры и посещение уроков в школах г. Махачкалы. Были посещены уроки в РМЛИ для одаренных детей (Республиканский многопрофильный лицей-интеранат) и ЧОУ (Частное образовательное учреждение) «Возрождение» учителей Хайбат Хаджимурадовой, Шекерханум Магарамовой, Ирины Белаловой. Хочется отметить настоящий профессионализм педагогов и творческую атмосферу на уроках.
В условиях реализации ФГОС ООО учитель русского языка и литературы должен также умело использовать информационно-коммуникационные технологии и интерактивные методы обучения. Как отметила Аминат Газимагомедова, старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования ДИРО, современные компьютерные технологии позволяют педагогу быть в тесном контакте со своими учениками практически круглосуточно. Грамотный, компетентный учитель правильно использует эту возможность: не «скатится» на один уровень с воспитанниками, став своего рода «подружкой», а «подтянет» их на свой, обучив культуре интернет-общения. Это является очень важным моментом, так как зачастую эта культура находится на невысоком уровне у юных пользователей Всемирной сети. Кроме того, интернет-общение – прекрасная возможность понять, чем живет ученик в свободное от школы время, а учитывая индивидуальные психологические особенности личности, наладить контакт даже с самыми замкнутыми детьми.
Множество важных задач стоит перед современным педагогом. Образовательный стандарт ставит одни задачи, руководство образовательного учреждения, в котором он трудится, — другие, ученики, приходящие к нему на урок, — третьи, сам он перед собой – четвертые. Умение грамотно решить эти задачи, не упустить ничего из виду, правильно расставить приоритеты, не забывая при этом о собственной жизни и жизни близких людей, – это и есть профессиональная компетентность. Со студенческих времен мы помним книгу Владимира Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Только так, отдавая детям свое сердце, можно получать взамен частички их сердец и двигаться вперед, решать задачи и совершенствовать свои умения, каждый день входить в класс и «заражать» своим любимым предметом учеников.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Даг. Огни
Марина МИРЗОЕВА
№ 10, 09.03.2018