Дербент — один из древнейших городов Северного Кавказа. Его история теряется во мраке веков, но он выстоял перед безжалостными ураганами времени, вопреки многочисленным разрушениям и войнам. Его историко-культурное и природное наследие — великое чудо света, оно повергает человека в изумление и благоговейный трепет. Архитектурные памятники — настоящий источник знаний. По ним можно прочесть историю города. Узнать о трагических и радостных событиях, познакомиться с судьбами великих и простых его горожан, увидеть взаимосвязь времен, проникнуться уважением к его народу.
Дербент считается самым древним городом России, самым древним христианским городом России, самым древним мусульманским городом России. Персы его называют «Дар-банд»(узел ворот), арабы — «Баб-аль-абваб»(ворота ворот), монголо-татары и турки — «Демир-Капы»(железные ворота), грузины- «Дзгвие- Кары»(морские ворота).
Южный форпост России готовится к юбилею, который с размахом отметим 19 сентября. На наш праздник съедутся тысячи гостей со всего мира. А 2015 год объявлен Годом города Дербента в России.
Изменения в современном Дербенте.
За несколько лет город буквально на глазах преобразился, изменился, вызывая восторг и восхищение жителей и посетителей. На что только не способны человеческие руки! Выражаю от имени всех большую благодарность тем, кто внёс в эту красоту свою лепту: и спонсорам, и строителям, и руководителям республик и стран. Хотелось бы охватить все изменения, но, к сожалению, печатные страницы позволяют нам рассказать только о некоторых из них.
Подходит к завершению реконструкция парка им. С. Стальского. Здесь уже полностью вымощены местным камнем пешеходные дорожки, уложены газоны, установлены стилизованные под старину фонари. А совсем скоро в центре парка будет закончен монтаж каскадного фонтана.
На завершающей стадии находится реконструкция парка им. Н.Самурского.
Усиленными темпами ведутся работы и на ул. Г.Алиева, причем в прямом смысле и днем, и ночью. Реконструкцию данной улицы проводит Республика Азербайджан. Здесь были заменены все инженерные коммуникации, расширена проезжая часть. В настоящее время производится замена кровли домов, облицовка заборов камнем и обшивка зданий современным материалом – фиброплитами и полиуретановыми декоративными архитектурными элементами, которые не боятся ни влаги, ни огня.
Особое внимание строители уделили школе-интернат №6, расположенной на перекрестке улиц Гагарина и Г. Алиева. Можно сказать, что от прежнего основного здания школы остался только каркас.
Вот такими же темпами ведутся строительные работы на всех улицах города, они уже выполнены на 90% и близятся к завершению.
23 июля в Дербенте прошло знаковое и историческое событие — презентация уникального музейного комплекса «Дом Петра I в Дербенте».
Группе компаний «Сумма», в лице учредителя фонда «Пери» Зиявудина Магомедова, удалось сохранить в образе Петра I – его нацеленность на развитие, образование и инновации во всех областях и сферах жизни.
В Дербенте за счет благотворительного фонда Сулеймана Керимова в 2012 году начато строительство центра для детей с заболевание ДЦП. Этим же фондом построен и сдан в эксплуатацию спортивный комплекс для Дербентского кадетского корпуса.
Так, сколько же лет древнему Дербенту?
И сегодня идут споры между учеными, сколько же лет городу на самом деле. Часть историков считает, что городу-крепости исполнится 5000 лет, другие — 1500 лет. В городе появилась надпись на воротах «Дербенту — 5000 лет». Но не тут-то было. В 2013 г. после долгих споров сошлись на дате 2000 лет. Правда, с этим совершенно не согласны местные жители и основоположник дагестанской археологии профессор Александр Кудрявцев, считающий, что у города украли три тысячи лет.
Хотя идут споры, город от этого не потерял своего престижа. Как был перекрестком цивилизаций, так и остался. … Материалы, указывающие на связь между этим 5000-летним поселением, поселением средней бронзы и эпохи поздней бронзы, несомненно, есть. Достоверно известный факт — обнаружение скифских наконечников в стене Дербента, которым 2800 лет.
Дербент — музей под открытым небом.
Дербент обладает уникальными памятниками. Один из них – цитадель Нарын-Кала, внесенная в реестр памятников культуры ЮНЕСКО. Сама крепость сохранилась практически идеально.
Нарын-Кала — древняя крепость площадью 4,5 га. Внутри сохранились бани, резервуары для воды на случай осады и руины древних зданий. К их числу принадлежит крестово-купольная церковь V века, позднее перестроенная под храм огнепоклонников и мечеть. Шахский дворец дошёл до нашего времени в развалинах.
Эта величественная твердыня из камня, сооруженная в труднодоступном месте, была призвана символизировать могущество обитавших в ней властителей, демонстрировать непререкаемость власти и внушать страх. Цитадель занимает вершину ближайшего к морю холма. Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены, примыкавшие на западе к цитадели, восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Меж этими стенами и располагался город Дербент.
Джума-мечеть — древнейшая мечеть в России и на территории СНГ.
Армянская церковь Святого Всеспасителя построена в 1860 году. После завершения капитального ремонта и реставрационных работ — в мае 1982 года в нём открылся филиал республиканского музея изобразительного искусства.
К западу от цитадели на сорок километров тянулась крепостная стена Даг-бары, которая раньше называлась Великой Кавказской стеной, призванной предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам. Дербент, его история и культура – это достояние Дагестана, Азербайджана, Ирана, Кавказа, достояние мировой истории и культуры.
Археологические находки последних лет.
По всем документам на территории крепости Нарын-кала имеется водохранилище VI века, но почему-то вопреки всем нормам строительства того времени водохранилище крестообразной формы. В найденных в правительстве РСФСР документах, которыми утвержден перечень памятников, обнаружились записи, что это крестовое сооружение названо не водохранилищем, а крестово-купольным сооружением.
По версии археолога Александра Кудрявцева, после того как арабы утвердились в Дербенте, начиная с VIII века храм был заброшен и в конце концов в период XVII начале XVIII вв. приспособлен для использования в качестве цистерны для хранения воды в крепости.
Археолог обращает внимание на крестообразную планировку, строгую ориентацию памятника по сторонам света и на его расположение в центре цитадели, в самой высокой ее точке. Не остается незамеченным и тот факт, что из шести водохранилищ, известных сегодня в Дербенте, пять имеют рациональную стандартную квадратную или прямоугольную форму (и все они подземные или полуподземные), а это почему-то крестообразное.
В настоящее время продолжают проводяться археологические раскопки. Наверняка при этом выявятся и другие сооружения, расположенные на данной территории. После завершения раскопок храм предстоит восстановить, самая главная цель – вернуть людям уникальнейший исторический памятник, аналогов которому нет на всей территории современной России. Крест является главным символом христианства. Разве могли мусульмане в XVII или XVIII веках построить крестовокупольное водохранилище, в основе архитектуры которого заложен главный идеологический символ другой веры?
Раскопки экспедиции А. Кудрявцева показали, что все водоводы от цистерны обнаружены только в верхних слоях и относятся, предположительно, к XVIII-XIX вв.; может быть, захватывают конец XVII века. А внизу, у основания, нет ни одного водовода. А как же тогда брали воду? Несомненно, это сооружение не было водохранилищем с самого начала, уверен профессор А. Кудрявцев.
Кроме того, раскопки показали, что на стенах объекта три слоя штукатурки. На двух поздних слоях при лабораторных анализах обнаруживаются бактерии, которые образуются в водной среде, а на самом раннем, красивом, розового цвета слое их нет. А зачем вообще нужна была цветная штукатурка в водохранилище? Это означает, что изначально там не было воды, и перед тем как заполнить его, стены поверх декоративного слоя были оштукатурены высококачественным раствором. А потому сооружение это не было построено как водохранилище.
В преддверии 2000летнего юбилея Дербента количество гостей в древний город из российских регионов, официальных делегаций, в том числе и деятелей церкви, постоянно растет. Особый интерес у них вызывает именно это водохранилище в цитадели, о котором просят рассказать более подробно. Радостное удивление вызывает у российских гостей сообщение, что современные дагестанцы являются потомками первых на территории современной России христиан. Их радует то, что дагестанцы в прошлом были причастны к духовным ценностям, исповедуемым сегодня православными россиянами. А беседы жителей и гостей древнего города на религиозную тему завершаются признанием истины: все мы дети Адамовы и поклоняемся Единому Всевышнему, и велено нам жить в дружбе и согласии, помогая друг другу.
Не сомневаюсь, что при раскопках на крестово-купольном сооружении в крепости Нарын-кала ученые разгадают еще одну тайну Дербента, что будут найдены дополнительные доказательства, артефакты, подтверждающие его культовое назначение. И храм к юбилею города станет еще одним объединяющим народы России символом, уникальным древнейшим историческим памятником Дербента.
История войн за Дербент.
Согласно церковному преданию, первым проповедником веры Христовой на дербентской земле в период Кавказской Албании был один из любимых учеников Иисуса Христа апостол святой Варфоломей.
Как сообщает Моисей Каланкатуйский, вторым в Албанию направляется святой Елисей.. Некоторые исследователи допускают, что Елисей мог быть не только учеником апостола, но и очевидцем жизни и проповедей Иисуса Христа. В период расцвета Армянского халифата, в состав которого в какое-то время входил Дербент, армянские миссионеры в 4 веке также начали насаждать христианство в Албании.
Простой народ Албании приветствовал христианство – религию человеколюбия, равенство всех людей перед Богом, проповедуемое православием, освобождало от безграничного владычества языческих жрецов и магов, человеческого жертвоприношения и варварства
Ездигерд II, пришедший к власти в Персии в 438 году, решил искоренить христианство на территории Кавказской Албании и насадить там свою религию зороастризма. Он и начал строительство Дербента. Первые стены его были глинобитными.
Его внук Ваче II публично отрекся от зороастризма и обратил в христианство свою мать и жену. Ученые предполагают, что обнаруженный на территории Дербентской цитадели крестово-купольный храм построил Ваче II, возглавлявший в 461- 462 гг. борьбу албан против персов.
В 6 в. н. э. сасанидский шах Кавад начал перестройку и укрепление Чолы (Дербента).
Строительство мощных каменных стен, которые опоясывают Дербент, было начато при иранском царе из династии сасанидов Хосрове I Ануширване, который перестроил всю крепость Чолы, заодно сменив название города на Дербент. Крепость начинает приобретать вид, который сохранился до нашего времени. Чтобы закрепиться в Албании (в её состав входили часть Азербайджана и Дагестан), он переселил из Персии в Дербент в этот период часть иранских племён и евреев. В 630-х гг. Дербент захватили хазары.
На протяжении всей истории христианская Кавказская Албания вела борьбу за свою независимость: сначала с Римской империей, потом с Византией, Парфией и Персией, хазарами и Арабским халифатом.
В 652 году у стен Дербента появились арабы, однако прочно закрепиться они смогли лишь в 734 году при Масламе. Они упразднили ее государственность и включили ее в состав халифата. Одного столетия оказалось достаточным, чтобы с прикаспийских земель Албании христианство, оставшееся без поддержки единоверцами извне, было вытеснено исламом.
В отличие от юго-западных областей страны в Дербенте мусульманство насаждалось относительно мягче. Арабский полководец Маслама запретил воинам трогать патриарший дворец. Создавая благоприятные условия для исламизации населения Дербента и прилегающих территорий, Маслама переселил сюда 24000 арабов из Ближнего Востока, разбил город на магалы, построил несколько квартальных мечетей и, возможно, как предполагают некоторые историки, соборную Джума-мечеть. Дербент стал центром распространения мусульманства на Северном Кавказе.
В период распада Халифата жители Дербента в 869 году провозгласили Хашима ибн Сурака своим эмиром, ставшим основателем династии Хашемидов. В 969 году эмир Ахмад построил цитадель и укрепился в ней
В ХI Дербент взяли турки-сельджуки, в ХIII веке — монголо- татары, когда город увидел знаменитого Тамерлана.
Дербент штурмом был взят донским казачьим атаманом Степаном Разиным, а в начале XVIII века к стенам Дербента подошёл Пётр I, и русская армия заняла город. Он был рад тому, что город легко сдался ему, хотя могли оказать сопротивление. Жил он в небольшом домике, где сейчас открыт музейный комплекс Петра I. После его смерти прикаспийские земли и Дербент в 1735 году по Гянджинскому договору вновь отошли к Ирану. Но объединённые силы Дагестана наголову разбили войско Надир-Шаха, и в 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору Дагестан был присоединен к России.
Дербент — удивительный город.
Проходя по древней земле цитадели, мы ощущаем свою сопричастность к окружающему волшебному миру, соприкасаемся с чудом нашего времени, чувствуем холодок его дуновения, слышим застывшую в камне музыку, звуки которой пробудят в нашей душе радугу чувств. Крепость Нарын-кала, подобно машине времени, переносит нас в иные эпохи, миры, а знакомство с историко-архитектурными памятниками Дербента оставляет неизгладимое впечатление, и еще долго нас не будет покидать ощущение нереальности, таинственности, и непременно появится желание вновь посетить эти места ещё раз.
С цитадели Нарын-кала открывается перед нами чудесный вид на город: живописная древняя часть с его узкими улочками, куполами мечетей, новыми приморскими микрорайонами, бескрайними просторами моря, причудливой зеленью.
Город уникален не только своими архитектурными ценностями. Это культура городской жизни, культура общения между людьми, когда представители разных конфессий, разных национальностей живут рядом на протяжении многих веков, сохраняя эту культуру общения, самые добрые взаимоотношения. Эти отношения можно перенести как образец в другие города Дагестана.
В советские времена в Дербенте бывало по 300 тысяч туристов в год, сегодня таких цифр нет и в помине. Однако, мы, дагогнинцы, и жители самого древнего города России надеемся, что после масштабного празднования 2000-летия в Дербент вернутся былые времена — и он станет одним из центров туризма России и не только.
Рамазан ОСМАНОВ