Открытый урок на тему «Нормы морали и нравственности в современном обществе» прошёл 10 марта в МБОУ «СОШ №4». Открыла и вела мероприятие классный руководитель 10 «б» Мухлиса Абдулкеримова.
— Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить идеалам мира и добра? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания будут обсуждаться сегодня, — сказала Мухлиса Абдулкеримова.
Педагог-психолог СОШ №4 Надир Мирзоев сообщил ученикам 10 «б» класса результаты тестирования на моральную устойчивость и подробно рассказал, что такое мораль, нравственность и этика. По его словам, в обществе могут быть разные моральные кодексы: профессиональные (клятва Гиппократа у врача, кредо журналиста, военная присяга), общественные (кодекс горца), религиозные (хадисы пророков). — В отличие от норм права, где за соблюдением законов наблюдают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему, — сказал Надир Мирзоев.
Ведущая вспомнила слова Льва Толстого: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше, а отдавать как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
— Какое нравственное правило является для вас основополагающим в жизни? Как отличить нравственный поступок от безнравственного? Какие проблемы существуют в нашем обществе? Что можете сделать вы, чтобы устранить или хотя бы уменьшить эти проблемы? — с такими вопросами обратилась к ребятам Мухлиса Абдулкеримова.
Дети приводили примеры из книг и кинофильмов, читали стихи, высказывали своё мнение и отношение к той или иной ситуации.
— Моральными качествами человека характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в совместной деятельности людей — это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и другие. Вырабатывая в себе эти качества, мы становимся нравственными. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства,- сказал один из учащихся.
Школьники прочитали стихотворения современных поэтов: Николая Булгакова «Пересмотри свою мораль», поэта-философа Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
— Думаю, смысл стихотворения «Не позволяй душе лениться» вам понятен. Автор говорит о том, как важно развиваться духовно, воспитывать себя. Человек сам по себе уникален. Но к тому, что даёт ему природа, еще многое он сам должен прибавить и, прежде всего, качества, которые принесут пользу ему и окружающим, — сказала ведущая.
«Слово «этика» первоначально означало то же, что «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере жизни», — обратился к ребятам депутат Народного Собрания РД Сефер Алиев. По словам депутата, поведение человека тогда оказывается высокоморальным, оправданным, когда оно согласуется с законом, обществом, в котором он живёт. Он вспомнил, как молодой парень из Табасаранского района Марат Рахметов ценой своей жизни спас двух девочек. Депутат выразил надежду, что школьники станут честными, доброжелательными, высокодуховными членами общества.
Начальник УО Максим Алиханов отметил, что человек становится личностью под влиянием общества и педагогического воздействия. «Чем нравственнее человек, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих», — подчеркнул руководитель УО. По его мнению, в образовательном процессе большое значение в последнее время придаётся не столько обучению, сколько воспитанию. Он поблагодарил коллектив школы за хорошо поставленную воспитательную работу, отметил успехи детей на олимпиадах. Максим Алиханов напомнил присутствующим о случае, когда первоклассник СОШ № 2 спас своего соседа.
— Надеюсь, честность, доброжелательность, умение сочувствовать будут сопровождать вас всю жизнь, — сказал он, обращаясь к учащимся.
Заместитель председателя горСобрания депутатов Магомед Гафаров подчеркнул, что нравственное состояние общества зависит не только от поступков отдельных личностей, но и от многих других факторов.
«Воспитание начинается с семьи, потому отрадно сегодня видеть родителей учащихся», — сказал Магомед Гафаров.
На открытом уроке выступили также председатель профсоюзной организации работников народного образования и науки Адам Исинов, депутат городского Собрания и отец одного из учащихся Рафиг Тагиров. Директор СОШ №4 Расим Мирзаев поблагодарил детей и гостей и выразил надежду, что участники мероприятия вырастут нравственно устойчивыми и достойными людьми.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 10, 17.03.2017