15 апреля в Дербентском филиале Дагестанского государственного педагогического университета состоялась II научно-практическая конференция «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии». Кстати, в филиале подобные научные форумы, фестивали, конференции проводятся ежегодно. Причем, и это отрадно, с каждым годом формат этих мероприятий и география участников становится все представительнее и солиднее.
На этот раз свое желание принять участие в работе конференции выразили более ста человек. Те, кто хотел, но по уважительным причинам не смог приехать, прислали свои научные статьи, доклады, и это, по мнению, организаторов конференции, придало мероприятию особую значимость. Известных ученых, преподавателей и научных сотрудников вузов из Чехии, Турции, Азербайджана, из городов Санкт-Петербург, Грозный, Махачкала, Хасавюрт приветствовала и пожелала плодотворной работы директор филиала ДГПУ в г. Дербенте кандидат педагогических наук Диана Мустафаева. Она не только открыла конференцию, но и выступила с докладом на тему: «Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза».
С каждым годом, как отметила она, внедрение информационных технологий в систему педагогического образования становится все более масштабным. При этом в ходе информатизации в педагогических вузах разрабатывается большое число информационных ресурсов, значимых для всей системы образования. В электронную форму переведено большинство используемых на практике учебных, научных и методических разработок. Существенным элементом системы подготовки педагогов в вузе была и остается педагогическая практика. Вне зависимости от ее профильной направленности, непрерывности и продолжительности полноценная работа студентов в качестве школьных учителей требует использования особых подходов к информатизации. В этом случае информационные технологии не только способствуют решению организационных вопросов, связанных с проведением практики — учетом школ, студентов, хода и результатов такого вида учебной деятельности, но и позволяют студентам проводить занятия со школьниками, опираясь на возможности и преимущества, которыми обладают такие технологии.
Сегодня, по мнению Д. Мустафаевой, необходима, разработка теоретических подходов и систем требований для создания и использования информационной образовательной среды в педагогическом вузе, а также для дальнейшего вхождения таких сред в состав общегосударственного информационного образовательного пространства.
Участников и гостей конференции также приветствовала и выступила с докладом на тему «Моделирование образовательной среды высшего учебного заведения» заведующая кафедрой педагогики, теории и методики начального образования филиала ДГПУ в г. Дербенте доктор филологических наук профессор Маида Баширова. В настоящее время, считает она, существует проблема целевого разрыва деятельности образовательных учреждений различной направленности, а также отрыв результатов реализации образовательных программ системы от уровня требований, предъявляемых на сегодняшний день вузам.
В связи с этим одним из способов решения данной проблемы является моделирование образовательной среды, включающей объединение школьного, дополнительного, довузовского и вузовского образования с единой целевой установкой, предусматривая участие в процессе обучения. Тем самым будет создана основа планомерной и стабильной подготовки квалифицированных специалистов.
— Моделирование в педагогике, — отметила М. Баширова, — это процесс создания образовательной среды, в которой реально существующий объект или его свойства преобразуются в различных аспектах, различными средствами для изучения возможных последствий с целью исключения рисков.
Так как на сегодняшний день, ядром образования является побуждение обучающихся к самостоятельному поиску нового в индивидуально интересующей его области, и в первую очередь — в вопросе выбора профессии, то, на ее взгляд, в основу образовательной среды должна лечь интеграция личностно-ориентированного и профессионально-ориентированного подходов, опирающаяся, в первую очередь, на принцип социального партнерства. Модель профессионально-ориентированной образовательной среды, опирающаяся на вышеперечисленную стратегию социального партнерства позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию развития и социализации обучающихся.
На пленарном заседании с докладом выступил заведующий лабораторией малокомплетной школы, профессор кафедры педагогики и психологии ДГПУ М. Арипов, который рассказал об особенностях организации учебно-воспитательной работы в дагестанской малокомплектной школе. Старший преподаватель кафедры педагогики, теории и методики начального образования филиала ДГПУ в г. Дербенте кандидат филологических наук Р. Сеидова посвятила свое выступление воспитанию орфографической зоркости у учащихся начальных классов, а учитель начальных классов, методист начального образования МБОУ «Прогимназия «Президент»» А. Алиева — технологии деятельностного метода и ее реализации на уроках в начальной школе.
Темой доклада заведующей кафедрой методики начального обучения ДИПКПК А. Гебековой стали актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе в связи с реализацией ФГОС НОО и пути их решения, а заведующая ДОУ «Петушок» А. Касимова рассказала об условиях и средствах творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Особый интерес у участников конференции вызвало выступление П. Леменковой — аспирантки Карлового университета (Чехия, Прага), которая предложила преподавателям вузов, а также студентам при написании дипломов воспользоваться веб сервисом ГИТХАБ (GITHUB) и текстовым редактором ЛАТЕХ (LATEX). Они, по ее мнению, являются наиболее эффективными средствами контроля и проверки работ студентов, а также обмена и распределения данных.
Затем работа научно-практической конференции продолжилась по секциям по таким направлениям, как: концептуальные основы моделирования образовательной среды высшего учебного заведения, интеграция как средство организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации. Участники конференции также обсудили проблемы качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования и актуальные вопросы преподавания в современной школе.
Стоит отметить, что в Дербентском филиале ДГПУ учится немало юношей и девушек из Дагестанских Огней. В этот день они также присутствовали в актовом зале вуза и с интересом слушали выступления своих преподавателей и известных ученых из других городов и стран.
Н. Касимова
№ 16, 17.04.2015