3 декабря старшеклассники школ Дагестана, как и всей России, написали итоговое сочинение, результаты которого будут влиять на допуск к Единому государственному экзамену. Интерес к чтению в России с каждым годом неуклонно падает, и главная цель введения итогового сочинения — возродить интерес к литературе. Хочется надеяться, что эта мера повысит культурный уровень общества и заставит подростков читать.
В итоговом сочинении должно было быть не меньше 250 слов, основное условие – как можно полнее раскрыть тему, не менее важны грамотность, композиция, логика и аргументация, умение использовать литературные источники.
По большому счету, сочинение нужно для того, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Но школьники, которым не стыдно за свою работу, могут попросить, чтобы их сочинение учитывали при поступлении в вуз. При хорошем раскладе, это может принести до 10 баллов в дополнение к результатам единого экзамена. И это много, особенно, в топовых вузах, где бьются за каждый балл. Вот только эксперты признали, что в прошлом году оценивать было, в общем-то, нечего. Интересные, яркие эссе можно было пересчитать по пальцам руки!
В Дагестане сочинение написали 15 тысяч 750 выпускников, изложение – 21 выпускник с ограниченными возможностями здоровья.
В городе Дагестанские Огни сочинение было написано 201 учеником. Зачет получили 199 старшеклассников, незачет — двое. Показатель неплохой. Подготовка к сочинению шла более двух месяцев, школьники писали пробные сочинения на разную тематику, но больше времени уделили теме «Любви». Именно она оказалась в числе 5 направлений, и большинство выпускников выбрали эту тему. Возможно, поэтому итоги оказались столь радующими.
В целом сочинение показало, что наши школьники не проявили умения размышлять над текстом, ставить вопросы и выдвигать гипотезы.
Подрастающее поколение — это будущее страны, его перспективы и гарантии. Именно его представители в скором времени займут руководящие посты в политике, экономике, культуре и образовании. Оттого, какими они вырастут духовно, какие идеи, мысли, идеалы будут заложены в них, зависит какие нравственные и идеологические ориентиры ждут страну в будущем.
И литература — могучее средство воспитательного воздействия. Она может помочь понять давно минувшие исторические события, современную жизнь, научить разбираться в людях.
Статистика для размышления
Как оказалось, подростки в Албании, Китае, Казахстане и Таиланде читают значительно больше различной литературы, чем их российские сверстники. В странах, оставивших Россию позади, — более 90% регулярно читающих подростков. Близкие результаты выявились у Индонезии (88%) и Перу (86%). Россия (72%) по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии и Италии, но обгоняет Японию и США. Китайцы читают гораздо больше нас. Чтобы достичь такого уровня у них разработана специальная программа , под книжные магазины отведены многоэтажные дворцы с кафе и залами для выступлений.
В Европе широкое распространение получил буккросинг — безвозмездный обмен книгами. Он особенно популярен в Австрии, Германии, Швейцарии. В немецкой столице по всему городу можно встретить простенькие уличные библиотеки. Это может быть как старое дерево, в котором вырезали полочки, так и простой шкаф. Система проста: взял книгу — оставь свою взамен.
При всей вариативности дизайна их назначение одно — любой желающий может положить на полку любую книгу (например, если она прочитана и больше ему не нужна) и бесплатно взять одну или несколько заинтересовавших его книг.
При этом сняты все ограничения традиционных библиотек – книгу можно держать у себя сколько угодно или не возвращать вовсе. Оставлять в шкафу свои книги – это скорее пожелание, а не обязанность.
Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны.
Наша молодёжь мало читает всемирно известных классиков. Через несколько лет мы можем столкнуться с поколением, не знающим не только русских и зарубежных классиков, но и свою, самобытную, национальную литературу. Уже сейчас социологи и педагоги с ужасом отмечают ослабевание интереса к чтению у школьников, и, как следствие, — всё меньше знаний и способностей думать и излагать свои мысли. В стране Пушкина и Толстого дети разучились писать сочинение.
Возможно, поэтому в последнее время сочинения все чаще становятся похожи на анекдоты, которые рассылаются в социальных сетях. Вот пример подобного шедевра.
Но, как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно!
Нет мотивации
Учащиеся относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности. Помимо прочего, сокращаются и часы литературы в школе. А ведь чтение – прямой источник грамотности. Чем больше человек читает, тем грамотнее его письменная и устная речь.
Многие считают главными предметами математику, химию. Эти науки, конечно, очень важны для получения полноценного образования, но литература учит быть человеком, и возможно, это самое главное, чему должен научиться каждый.
Однако литературу в школе сегодня чаще проходят, а не читают. И одна из причин тому – нехватка хороших учителей. Лучше чем Солженицын об этой проблеме не скажешь: «… школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее. (Начинать менять, спасать истинные знания — надо с программ институтских.). И если этого не сделать, последствия могут быть катастрофическими».
Молодые педагоги не хотят идти в школу, потому что профессия учителя перестала быть уважаемой в обществе. Преподаватели должны всем: родителям, ученикам, администрации школы, а им никто ничего не должен. Зарплату подняли, но опять же, чтобы хорошо зарабатывать, учителю нужно взять дополнительные часы.
Но если у учителя нет мотивации, он не сделает урок интересным. Да ему просто некогда об этом думать.
— Учителя перегружены и завалены бумажной работой, различными конкурсами, которые оставляют все меньше времени на урок, — признается учитель русского языка и литературы Джемиле Шихбалаева, которая более 20 лет работает в школе.
— Всё меньше времени отводится в школе для изучения русской словесности. И просто невозможно «втиснуть» в рамки урока всё, что интересно учителю и учащимся.
Дети перестали читать, и это пугает,- говорит Джемиле Султановна, — читают только произведения, входящие в школьную программу и то в сокращенном варианте. Пытаюсь донести до учеников: чтобы произведение понять и проанализировать, его необходимо прочитать полностью.
Меньше времени отводится и на обзорные темы. Однако значение их велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представления о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять отечественную литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития.
— Современность внесла в духовную жизнь общества новые проблемы,- продолжает размышлять педагог. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров, резкое снижение уровня культуры.
Во времена высоких технологий и научно-технических революций человек окружён насыщенным информационным полем, нередко с негативным воздействием. Средства массовой информации заняты передачей актуальной политической и экономической информации, гламурными и «жареными» новостями. «Интернет» забит негативными сообщениями, предлагает виртуальные знакомства, массу игр и развлечений. Молодым людям в силу их инфантильности, неподготовленности к вызовам времени навязывают ложные идеалы: культ денег, карьеризм, насилие.
По словам педагога, дети не хотят понять, что литература, а не компьютер и телевидение учит жизни. Чтобы привить интерес учеников к чтению Шихбалаева пересказывает им интересные повороты сюжетной линии произведения, демонстрирует фильмы, снятые по произведениям классиков.
К примеру, экранизация «Идиота» заставила многих перечитать одноименный роман Фёдора Достоевского. Не меньший интерес вызвали экранизации «Мастера и Маргариты», «Доктора Живаго», «В круге первом», «Героя нашего времени», «Братьев Карамазовых». Не случайно Толстой, Достоевский и Чехов входят в десятку самых великих писателей всех мировых рейтингов. У каждого из них есть свое уникальное видение человеческой природы. Например, Достоевского привлекало, прежде всего, исследование сознания человека. У Толстого было очень мощное ощущение жизни как биологического процесса, и он замечательный психолог, прежде всего, семейный. Если, например, прочитать и понять Толстого, то можно не читать монографии, посвященные психологии брака и любви. Все, что пишут современные психологи, там есть. Чехова в большей степени интересовали экзистенциальные ситуации, т.е. не зависящие от воли человека. Поэтому он оказал такое влияние на мировой театр. Ведь каждый человек в своей жизни сталкивается с одиночеством, болезнью, близкой смертью или любой другой ситуацией, когда у него кардинально меняется картина мира.
Библиотека теряет читателей
Мы забываем или вовсе не думаем о том, что литературу создавали живые люди для живых людей. По словам заведующей городской детской библиотекой Зои Магомедовой, зачастую дети воспринимают литературу как некий бронзовый памятник, который им совершенно не интересен и безумно надоел. Получается, что они теряют, самое драгоценное – наследие ушедшей эпохи, то, что всем миром признано – русскую классическую литературу. Не случайно достаточно известна фраза, что все самые интересные сюжеты уже придуманы, а самые интересные книги – написаны. Выходит, что все замечательное, настоящее, ценное проходит мимо наших детей.
Сегодня городскую детскую библиотеку посещают в основном ученики младших классов, старшеклассники художественной литературой мало интересуются. Редкие походы в библиотеки старшеклассники объясняют, прежде всего, нехваткой свободного времени в связи с подготовкой к ЕГЭ.
Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.
— Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было похвально, а не читать — стыдно. В советское время на первом месте среди ответов на вопрос: «Что ты любишь делать в свободное время?» популярным был ответ: «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье — четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере, — говорит библиотекарь СОШ №2 Рафига Алиева.
В СОШ № 2 ежегодно с целью популяризации чтения библиотекарем и классными руководителями проводятся Месячник школьных библиотек, Неделя детской книги, тематические вечера, посвященные известным поэтам и писателям. В рамках недели русского языка и литературы ежегодно проходят читательские конференции, на которых ученики школы презентуют свои любимые произведения. Но этого, как показывает практика, недостаточно…
Чему учит литература?
Так как этими мероприятиями охвачены не все школьники, а только те кто хорошо учится. А ведь литература учит нас, прежде всего, нравственности. Человек, который читает классическую литературу, хорошо подумает, прежде чем совершить тот или иной поступок. Не говоря уже о грамотном письме, умении выражать свои мысли развернуто, обоснованно и на хорошем русском языке. Литература хорошо развивает человека в моральном и умственном плане. Литература — это вид искусства, который осваивает мир посредством художественного слова. По сути, условно можно назвать искусством такую деятельность человека, в которую он вкладывает свою душу и чувства. Ученые давно доказали, что посещение театров, прослушивание произведений великих композиторов благотворно влияют на умственное развитие ребенка. Необходимо с детства приобщать ребенка к искусству. Но у нас этот тезис не только не воплощается в жизнь, но и предпринимаются всякие попытки его искоренить. Достаточно вспомнить вопиющий случай, произошедший в соседнем Дербенте, который описывался в еженедельнике «Черновик» от 21 октября 2011 года. http://chernovik.net/content/ekonomika/papa-i-nezabudka
Детский сад «Незабудка» был первым и единственным, внедрившим новые образовательные технологии в воспитательный процесс, не только в Дербенте, но и во всей республике. В 1998 году его заведующая Рабият Ширинова впервые применила методы театральной педагогики с ранним изучением английского языка (с двух лет) и предметов художественно-эстетического цикла. В одной из школ города она обратила внимание на плакат с портретом Василия Сухомлинского, точнее, на фразу под ним: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Слова гения Ширинова восприняла буквально и разработала собственную методику, опробовала в своём дошкольном учреждении. Результаты были ошеломляющими. Педагогам теперь удавалось сказочные игровые задания, театральные постановки включать в любой этап урока – от устного счёта до самостоятельной работы. Однако эйфория с театральной педагогикой в городе продолжалась недолго. Постановлением мэра Феликса Казиахмедова за № 733 от 3 августа в здании, где раньше располагался детсад, разместили Управление капитального строительства, архитектуры и горкомзема. Таким образом, ради нужд чиновников закрыли уникальный в своем роде детский сад.
На личном примере
Однако, чтобы воспитать думающего гражданина не стоит уповать только лишь на образовательные учреждения, здесь важен любой положительный пример, в том числе и родителей.
Установлено, что любовь к чтению начинает формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. Однако сегодня резко сократилось количество детских садов, охваченных дошкольным образованием, в рамках которого формируются первичные читательские навыки, а в сознании ребёнка чтение в любых его формах (слушание, выполнение творческих работ вслед за знакомством с литературным произведением) закрепляются как полезный вид деятельности. Психологи давно признали тот факт, что умственное развитие детей, их словарный запас и способность выражать свои мысли во многом зависит от количества прочитанных книг. Еще в младенческом возрасте малыши, не понимая слов, воспринимают окружающий мир через интонации маминого голоса, учатся сопоставлять видимые предметы и события с тем, что они слышат. Чтению, как процессу развития и образования ребенка, замены еще не нашли и вряд ли она будет найдена. Поэтому у вопроса «Читать или нет? » один единственный ответ: «Читать!» Конечно, важно, что именно.
Родителям необходимо заострить своё внимание на том, чтобы с детства привить ребенку любовь к чтению. С самого маленького возраста читайте вместе с ними и для них. Необходимо найти хотя бы полчаса в день, чтобы почитать с ребенком хорошую книгу или сказку на ночь. Родители сами должны быть примером в этом. Как может взрослый человек требовать от ребенка читать, если сам сидит в социальных сетях? Это все равно, что говорить ребенку о вреде курения и алкоголя, и при этом курить и выпивать.
Вирус цифрового слабоумия
Таким образом, проблема чтения и воспитания через чтение является одной из самых серьёзных и актуальных.
В современном мире книгу и чтение постепенно вытесняет компьютер. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, снижением памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией.
Сооснователь компании Apple Стив Джобс вписал свое имя в историю как человек, подаривший миру айфон и целый ряд других революционных изобретений. В это сложно поверить, но крестный отец цифровой революции запрещал своим детям проводить много времени с планшетами и смартфонами. Таких примеров немало, когда известные программисты не разрешают своим чадам пользоваться последними технологиями.
Например, дети основателя Твиттера Эвана Уильямса жаловались на драконовские законы, которые установил папа: планшетом и смартфоном можно было пользоваться только один час в день. Когда они попытались устроить акцию протеста, отец сказал: «Дома есть несколько сотен бумажных книг. Если хотите развлечься — читайте сколько вам угодно!»
Если уж люди, которые выпустили компьютерного джинна из бутылки, стремятся оградить своих детей от влияния интернета, что говорить о простых пользователях?
Неужели мы стоим на пороге информационной эпидемии, которая может стать куда страшнее, чем привычные детские болезни вроде свинки и ветрянки?
Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям, и подсаживаются на них, как на наркотики. Так что Стив Джобс был прав. Исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами дольше 30 минут в день, а смартфонами — дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для решения школьных заданий.
В отличие от литературы интернет никого ничему не учит, он просто легко и быстро выдает готовые ответы. Литература же учит нас жизни, то есть тому, чего нет ни в одном учебнике, учит понимать, наблюдать, искать и думать. Но самое главное, литература учит не повторять чужих ошибок.
Вспоминается «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Скольким людям эта мужественная книга помогла не просто выжить, а снова взлететь в небо, безногому — пойти, безрукому — постигнуть мастерство!
Мировая экономическая модель строится на том, чтобы больше производить. Как следствие необходимо, чтобы люди покупали товар, и вся система ценностей сейчас направлена на стимуляцию потребления. В связи с этим изменился наш образ жизни и отдыха. Например, в субботу торговые центры забиты покупателями, люди предпочитают идти в магазин, а не в театр или музей. В принципе общество всегда было структурировано, и его вершиной были интеллектуалы, люди с университетским образованием. Сейчас этот слой все больше истончается. В советское время он был значительно больше, ведь чтение было интеллектуальной потребностью, а хорошая книга – дефицитом, поэтому любить и ценить ее учили с детства. Когда началась перестройка и приоритеты изменились, многие люди избавлялись от своих библиотек. Книги выносили на помойку целыми собраниями сочинений. И это не прошло бесследно.
Но нельзя забывать, что хорошие книги, спектакли, концерты т. е. культурная среда и формирует гражданское общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями.
Сюзана САФАРБЕКОВА
№ 6, 12.02.2016