Правильное отношение педагога к ребенку является залогом здоровья нации.
Августовский педагогический совет – событие особенно важное, привлекающее внимание не только педагогического сообщества, но и широкой общественности, представителей всех уровней власти, и проходит он по традиции в преддверии учебного года.
Так, 26 августа, в актовом зале Дворца культуры прошла августовская конференция работников образования города Дагестанские Огни. Помимо работников дошкольного и школьного образования, на ней присутствовали заместитель председателя Правительства РД, министр экономики и территориального развития Раюдин Юсуфов, глава администрации городского округа Зейдулла Гашимов, начальник Управления образования Максим Алиханов, председатель городского Собрания депутатов Насретдин Бабаев, кандидат в депутаты в НС РД Сефер Алиев.
Перед началом конференции, по уже сложившейся традиции, педагоги с интересом осмотрели выставку работ воспитанников дошкольных и школьных ОУ города, развернутую в фойе Дворца культуры.
Зейдулла Гашимов поздравил педагогов с началом учебного года, пожелал успешной и плодотворной работы, благополучия и здоровья. Он отметил, что городская администрация приложит все усилия, чтобы условия для получения знаний отвечали современным требованиям. В школах завершились текущие ремонтные работы, и вскоре ученики войдут в чистые, уютные классы. Постепенно улучшается и техническое оснащение классов.
— А от учителей мы хотим, чтобы дети получили крепкие знания и уверенно могли учиться в вузах любого города, — сказал он. – Вы, выполняете самую благородную и ответственную миссию – учите детей. Именно от вас, от вашей качественной и содержательной работы зависит развитие российского общества на десятилетия вперед. Хотел бы отметить хорошую работу руководителя Управления образования Максима Алиханова, который вот уже 5 лет возглавляет его. За этот период УО добилось определённых успехов в работе с детьми и педагогами, а Максим Алиханов удостоен награды — Почётной грамоты Правительства РД, — отметил мэр.
С докладом на тему: «Основные результаты деятельности и приоритетные направления развития образовательной системы городского округа «г. Даг. Огни»» выступил Максим Алиханов.
Он подвёл итоги прошедшего учебного года и подробно остановился на задачах по повышению качества образования.
— Добрый день, уважаемые коллеги, участники конференции, дорогие ветераны педагогического труда! — сказал он. –Наверное, в этом зале нет человека, который не прошёл бы через детский сад и школу, не посещал секции, кружки и не сохранил воспоминания об этом счастливом времени.
Сделано немало, но впереди у нас — новые задачи. И это закономерно: образование, как и время, не стоит на месте. Разрешите поздравить вас всех с началом нового учебного года, пожелать творческих успехов, августовской конференции – успешной работы.
«Для того, чтобы наш мир менялся и процветал, необходимо сделать образование доступным и качественным». Я думаю, что эти слова Владимира Путина в полной мере раскрывают тему нашей сегодняшней конференции и акцентируют внимание на современных требованиях к качеству образования. Сегодня, в период серьёзных изменений отечественного образования и позитивных перемен, мы подводим итоги работы за 2015-2016 учебный год, обсуждаем проблемы и принимаем важные решения для дальнейшего развития муниципальной системы образования.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Одно из приоритетных направлений развития муниципальной системы образования — обеспечение доступности дошкольного образования (ДО), которое является первым уровнем общего образования.
Для развития системы ДО главной задачей государство обозначает ликвидацию очередности в детские сады. В 2014 году в городе внедрена автоматизированная информационная система АИС «ЭДС», обеспечивающая прозрачность и открытость постановки детей в очередь на получение ДО. В соответствии с законом об образовании прием воспитанников проводится на принципах равных условий для всех, за исключением лиц, которым федеральным законодательством предоставлены особые права (преимущества).
На сегодняшний день охват организованными формами ДО составляет 1384 ребенка, по сравнению с прошлым годом — увеличился на 8%.
Большое внимание в прошедшем учебном году было уделено курсовой подготовке и переподготовке педагогов по вопросам освоения Федерального государственного образовательного стандарта ДО. Курсовую подготовку в 2016 году прошли 99% педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста.
Максим Алиханов отметил также, что анализ деятельности ДОУ города показал, что слабо используются авторские программы в работе с детьми, не обобщается передовой педагогический опыт, не используются информационно-коммуникационные технологии. Руководителям ДОУ необходимо пересмотреть подходы к организации образовательно-воспитательной деятельности и совместно с коллективами определить перспективы развития учреждения в свете современных требований.
ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Как отметил начальник УО, широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности в начальной школе дало свои результаты. На Республиканском фестивале исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» в марте 2016 года учащиеся 3-4-х классов МБОУ «СОШ №2» заняли два призовых места, Республиканской выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества учащиеся начальных классов СОШ №1, 7 заняли 4 призовых места. В республиканском конкурсе «В зеркале истории: Дербенту- 2000 лет» 3-е место занял учащийся 4-го класса СОШ №3. Ученики начальной школы принимают участие и в общероссийских дистанционных олимпиадах «Олимпус», «Центрталант», «Сократ», где занимают призовые места.
СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как отметил начальник УО, школа должна быть ориентирована на сохранение российских образовательных традиций и внедрение инноваций. Как бы банально не звучало, образование должно шагать в ногу со временем и быть «ближе к жизни», чтобы к окончанию школы выпускник мог чётко представлять свой дальнейший путь.
В истекшем учебном году ОУ г. Дагестанские Огни выпустили 202 учащихся, 23 из них получили высшую ученическую награду – медаль «За особые успехи в учении». Ведущую роль в оценке качества образования играет государственная итоговая аттестация в формах Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Основного государственного экзамена (ОГЭ). В государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в 9-х классах приняли участие 368 учеников. В истекшем учебном году выпускники 9-х классов сдали экзамены по четырём учебным предметам – обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору.
Анализ результатов ОГЭ по русскому языку и математике показал, что успеваемость составляет 100 %. Все выпускники 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании.
ЕГЭ — ОБЪЕКТИВНО И ПРОЗРАЧНО
Начальник УО отметил, что ЕГЭ прошел объективно и прозрачно, полученные результаты достоверно отражают уровень подготовки выпускников школ.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показал, что из 202 выпускников четверо не преодолели минимальный порог, успеваемость — 98 %, что по сравнению с прошлым годом выше на 3%.
На ЕГЭ по математике базового и профильного уровней из 202 выпускников неудовлетворительную оценку получили 1. Успеваемость составила 94%, это на 9% выше чем в прошлом году.
Как подчеркнул Максим Алиханов, во многом улучшению результатов ЕГЭ способствовали проведение в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ» в течение 2015-2016 учебного года на базе ОУ четырех этапов диагностических срезов по русскому языку, математике базового и профильного уровней и обществознанию, а также работа УО с родителями и учащимися выпускных классов, прбные ЕГЭ и бесплатные дополнительные занятия по русскому языку и математике.
Средний балл по русскому языку в городе составил 58; по математике базового уровня – 3,4; по математике профильного уровня – 38.
Не все выпускники ответственно отнеслись к выбору профильных предметов, низкий результат показали учащиеся СОШ №1,3,4,6 на ЕГЭ по истории и обществознанию, по биологии — учащиеся СОШ №3,7. Сто баллов никто не набрал, но нас радует общий успех – выше 80 баллов набрали 17 выпускников.
На сегодняшний день без аттестатов остаются 19 выпускников, тогда как в прошлом учебном году аттестаты не получили 47. Все ученики, не получившие аттестаты, не преодолели минимальный порог ЕГЭ по математике. Как указал начальник УО, руководителям ОУ надо обратить особое внимание на результаты ЕГЭ по математике. Необходимо разработать комплекс мер на 2016-2017 учебный год по совершенствованию преподавания математики и в плане работы предусмотреть мероприятия, направленные на реализацию концепции математического образования.
Необходимо отметить, что с 2020 года иностранный язык будет обязательным при сдаче ЕГЭ. В этой связи для повышения контроля за качеством знаний учащихся школ города по иностранным языкам УО систематически проводятся мониторинговые исследования. А руководителям школ необходимо усилить внутришкольный контроль за качеством преподавания. Проведенные в начале и конце прошлого учебного года мониторинги по английскому языку показали низкий уровень знаний учащихся СОШ №2, 3.
УСПЕХИ НАШИХ ПЕДАГОГОВ
Сегодня школе нужен современный учитель, творец, профессионал.
Важным условием успешной реализации новых стандартов является своевременное и качественное повышение квалификации педагогов. За 2015-2016 учебный год курсы повышения квалификации прошли 210 педагогов города.
За этот период победителями и призерами республиканских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства стали учителя: Асият Алимагомедова (СОШ №2) — 3-е место в республиканском этапе олимпиады учителей русского языка, Рамазан Тагиров (СОШ №3) – 3-е место в республиканской олимпиаде учителей информатики; Ильгама Мусаева (СОШ №1) – 3-е место в республиканском этапе конкурса «Самый классный классный»; Аида Магомедова (СОШ №2) – 3-е место в республиканском творческом конкурсе учителей математики; Гюлемсет Гаджиева (СОШ №4) – 2-е место в республиканском этапе конкурса «Дагестан — страна гор»; Нуржиган Шихахмедова (СОШ №3) — 3-е место в республиканском этапе конкурса «Люблю тебя, мой край родной»; Тамара Курбанова (СОШ №4) и Маги Наврузбекова (СОШ№1) стали призерами республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка-2016»; Исмира Магомедова (СОШ №4) — призером республиканского конкурса, проведенного в рамках Дней славянской культуры и письменности. Учителя родных языков — Гюльмира Асланова (СОШ №4), Зарема Ханмагомедова (СОШ №6), Эльвира Агарагимова (СОШ №7), Аксана Насруллаева (СОШ №2) – победители и призеры республиканского конкурса на лучшую методическую разработку урока родного языка «Второе дыхание родным языкам»; Динара Абдурахманова — педагог ДДТ и Тагир Наврузов (СОШ № 1) — призеры республиканского конкурса педагогического мастерства «Моё лучшее занятие».
Максим Алиханов выразил искреннюю благодарность этим учителям за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование!
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Как способ поддержки талантливых детей в городе проводятся предметные олимпиады, научно-практические конференции, различные конкурсы, выставки детского творчества. Наиболее значимыми мероприятиями, в которых приняли участие школьники города, направленными на создание условий для творческого роста и самореализации одарённых детей, являются научно-практическая конференция «Шаг в будущее», Всероссийский фестиваль «Детство без границ», республиканский конкурс «Лучший проект на иностранном языке» и Всероссийский конкурс сочинений.
По итогам 2015-2016 учебного года учащиеся школ города заняли 220 мест в конкурсах разного уровня: 52- на дистанционных международных, 28 — на всероссийских, 140 — на республиканских.
Ежегодное успешное проведение Всероссийской предметной олимпиады школьников является основным итогом в работе по выявлению и поддержке одарённых детей.
В истекшем учебном году прошёл муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 18-ти предметам, в котором приняли участие 858 учащихся 7-11-х классов. Участники муниципального этапа Олимпиады (64), набравшие наибольшее количество баллов, были допущены к республиканскому этапу Всероссийской олимпиады школьников. По итогам республиканского этапа Олимпиады по общеобразовательным предметам трое учащихся стали призерами.
На сегодняшний день в школах города осуществлен полный охват детей обучением родным языкам и успешно реализуется направление «Родные языки» подпроекта «Просвещение и духовное развитие» приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал». Подтверждением тому являются результаты республиканских олимпиад национально-регионального компонента: 11 учащихся школ города стали победителями и призерами.
В 2015-2016 учебном году учащиеся школ города приняли участие в республиканских, всероссийских и дистанционных международных олимпиадах. На именной олимпиаде по математике «Шаг в науку», среди школьников Южного территориального округа, учащиеся СОШ №2,5,7 заняли три первых и пять третьих мест. В республиканском этапе математической олимпиады имени П.Л. Чебышёва учащиеся СОШ №2,5,7 удостоились трех призовых мест.
Докладчик поблагодарил педагогов, подготовивших победителей и призеров рес-публиканских конкурсов: Марину Карагезову и Егану Курбанову (СОШ №5), Сельми Аливердиеву и Ильнару Магомедову (СОШ №1), Гасана Шахвалиева (СОШ №2), Аллу Кичибекову и Залину Ханахмедову (СОШ №4), Джамилю Шихбалаеву (СОШ №6), Мурадали Мурадалиева и Углангерек Рамазанову (СОШ №7), Зелифат Мусаеву (СОШ №3).
Вместе с тем, он выразил обеспокоенность по поводу отсутствия в течение ряда лет победителей и призеров на республиканском уровне по таким предметам как математика, информатика, биология, физика, английский язык, история.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Школа вырабатывает у детей навыки профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
В прошлом учебном году во исполнение поручения Главы РД Рамазана Абдулатипова и приказа Министерства образования и науки РД № 3093 от 30 сентября 2015 г. городским УО одним из первых в республике было введено профессиональное обучение рабочим профессиям в 10-х классах в социальном партнерстве с ГПБОУ «Республиканский сельскохозяйственный колледж №1». Опыт первого года показал, что такая форма обучения востребована. Конечно, проблемы есть, но есть и положительные результаты.
Докладчик отметил, что в школах города подрастает поколение юных журналистов. Благодаря учителю СОШ №4 Мухлисе Абдулкеримовой юные дарования получили возможность реализовать свои творческие способности в журнале «Орленок — Дагестан». В нем опубликовано более 100 публикаций учащихся школ города.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В воспитательной работе немаловажная роль принадлежит учреждениям дополнительного образования. В городе функционируют три учреждения ДО: дом детского творчества и две детско-юношеские спортивные школы.
В свете реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы планируется модернизировать инфраструктуру ДО, повысить его качество и доступность, обновить содержание в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества. Это должно привести к охвату не менее 70% детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами. Сегодня в учреждениях ДО занимается 1384 воспитанников, что составляет 28% от общего числа учащихся школ города. Детско-юношеские спортивные школы посещают 534 детей, Дом детского творчества — 850.
По словам докладчика, качество работы в ДДТ снизилось, при организации работы не учтены запросы детей и родителей, отсутствуют кружки технического творчества, слабо развиты направления, ориентированные на интересы старшеклассников. Администрации ДДТ совместно с коллективом необходимо обновить содержание и формы работы.
ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ
Безусловно, задача повышения качества образования должна сопровождаться усилением внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
По поручению Президента РФ разработана Стратегия развития физической культуры и спорта, издан Указ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»». В городе проведены муниципальные этапы Декады зимнего и летнего фестивалей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди учающихся ОУ.
В истекшем учебном году 140 ребят приняли участие в муниципальном этапе, 42 — в республиканском, 23 — сдали нормы ГТО на золотые значки. С 2016 года результаты спортивных достижений школьников, в том числе результаты сдачи комплекса ГТО, учитываются и при поступлении в ВУЗы дополнительно к баллам ЕГЭ.
По итогам республиканского этапа Открытого публичного всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов в номинации «Лучший городской школьный спортивный клуб» 2-е место заняла СОШ №2, в номинации «Лучший педагог школьного спортивного клуба» вторым стал учитель физкультуры СОШ №7.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проведен ежегодный муниципальный этап спортивных соревнований «Президентские состязания», в которых приняло участие 3488 школьников, что на 38% выше прошлогоднего показателя. На республиканском этапе команда СОШ №1 города заняла 3-е место.
В республиканском этапе Всероссийской акции «Спорт — альтернатива пагубным привычкам» призерами стали учитель физкультуры СОШ №7 и педагог ДЮСШ №2.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Как отметил докладчик, в новом учебном году педагогическому сообществу города предстоит решать задачи доступности образования, повышения его качественного уровня, усиления воспитательной составляющей образовательного процесса. Для этого оно ставит перед собой такие цели, как обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО, начального и основного общего образования; внедрение модели образовательной среды, способствующей повышению качества математического образования и многое другое.
Алиханов выразил надежду, что в этом учебном году удастся реализовать самые смелые планы. Пусть обучение будет успешным, освоение новых педагогических технологий – творческим!
— В свое время наш коллега Антон Макаренко сказал замечательные слова: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Поэтому в канун нового учебного года хочется пожелать вам быть счастливыми, ибо только счастливый человек может воспитать счастливое поколение. Здоровья всем, радости от достижений воспитанников и учащихся, признания от коллег и руководства, удовольствия от собственной работы!- завершил свою речь начальник УО.
С приветственной речью к участникам конференции обратился Раюдин Юсуфов. Он поздравил учителей с началом учебного года, пожелал крепкого здоровья и творческих успехов. — Как вы все знаете, жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования, но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучениями, но и осознавать суть глубоких перемен, происходящих в обществе, — сказал он. По словам министра, сегодня, как никогда, важно обеспечить высокое качество образования, научить детей мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. В наше время важную роль могут сыграть родители и родительский комитет, которые совместно с учителями решают вопросы воспитания детей.
— Не все вопросы в сфере образования решены. Если педагоги говорят о выплатах и о зарплате, то мы не можем утверждать, что они достаточно материально мотивированы к труду. Но с первого дня как стали педагогами вы мотивированы давать детям все, что связано с образованием, — отметил министр.
Раюдин Юсуфов также напомнил, что предстоящие выборы надо провести на должном организационном уровне. Всех нас ожидает большая серьезная работа, в которой не должно быть равнодушных. Он надеется на то, что учителя и здесь не подведут — обязательно придут на избирательный участок и выполнят свой гражданский долг.
Председатель профкома ГОП УО Адам Исинов посвятил своё выступление социально-экономическим условиям жизни работников ОУ города. Как он подчеркнул, молодые специалисты не идут в школу потому, что в Дагестане у педагогов самая низкая зарплата по России.
Директор МБОУ «СОШ №6» Мирзе Байрамов рассказал, какие проблемы стоят перед школой и как создать комфортные условия для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Интересным было выступление учителя математики СОШ №5 Еганы Курбановой на тему: «Роль информационных технологий в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС ООО». По тому как четко и ясно — «без шпаргалки» — она говорила, видно было, что педагог хорошо знает свой предмет и обладает большим опытом работы. Курбанова рассказала также об оснащении школ компьютерами и другой техникой, которую учителя с успехом используют в работе.
Заведующая МБДОУ Детский сад №2 «Изюминка» Шафият Шихгасанова раскрыла основные проблемы и задачи ДО, рассказала, как создать для реализации ФГОС предметно-пространственную образовательную среду в своей работе. Она поздравила собравшихся с началом учебного года и пожелала педагогам умных и воспитанных детей, терпения и удачи в нелёгком труде.
В завершение конференции состоялось чествование лучших педагогов. Почётными грамотами Правительства РД награждены Марина Карагезова (СОШ №5), Джамиля Шихбалаева (СОШ №6), Ильнара Магомедоват (СОШ №1), Гюлемсет Гаджиева (СОШ №4), Аида Багирова (СОШ №2).
За многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения грамотами награждены учителя, руководители учреждений образования, специалисты городского отдела образования: Сельми Аливердиева (СОШ №1), Гасан Шахвалиев (СОШ №2), Зелифат Мусаева, Махмуд Махмудов (СОШ №3), Алла Кичибекова, Исмира Магомедова (СОШ №4), Хайрулла Уруджев (СОШ №5), Мурадали Мурадалиев (СОШ №7), ведущий специалист УО Хадижат Аскендерова.
За добросовестный труд и успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения были награждены грамотами: Асият Алимагомедова (СОШ №2), Залина Ханахмедова (СОШ №4), Егана Курбанова (СОШ №5), Углангерек Рамазанова (СОШ №7).
После вручения наград и подарков от фирмы АС Зейдулла Гашимов и Максим Алиханов подробно отвечали на вопросы участников конференции, касающиеся, в частности, единовременной денежной выплаты, ремонта спортзала СОШ №2, зарплаты учителей и др.
Сегодня в государстве основным требованием к образованию становится формула «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Способность к постоянному обучению и совершенствованию выступает как важнейшее качество, определяющее конкурентоспособность человека на рынке труда. При этом очень важно, чтобы детям нравилось учиться.
№ 35, 02.09.2016