ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Лачин АлиевМало кто помнит, что во время освободительной войны в Италии в составе сил антифашистского сопротивления бок о бок с итальянцами воевали советские военнослужащие. Среди них был и Джино Ренаудо (Лачин Алиевич Алиев — уроженец села Зидьян Дербентского р-на).

Лачин Алиев, 1910 г.р., призван Дербентским РВК в январе 1942 года, воевал в составе 397-ой стрелковой дивизии. В октяб-ре 1943 г. в составе 51-ой армии 276-го стрелкового полка 77-ой стрелковой дивизии (так называемой Азербайджанской Дивизии) попал на фронт в районе Днепропетровской области.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЛАЧИНА АЛИЕВА

27января 1944 года от командира роты был получен приказ: добраться до 2-ой высоты, захватить ее и держать оборону до прихода основных сил роты. 5 солдат и командир взвода должны были выполнить этот приказ. Я был в их числе.

Два фашистских танка трое суток обстреливали высоту, на четвертые — обстрел прекратился. В тот день фашистам удалось незамеченными подойти к высоте и забросать нас гранатами. Трое солдат погибло, двое ранены, лишь один остался невредим. Всех, оставшихся в живых захватывают в плен. Помещают в лагерь в селе Василевка.

10 июня 1944 года нас направляют в Польшу, где помещают в лагерь для военнопленных. Затем оттуда — в Италию.

В Италии тринадцати военнопленным удается бежать. В их числе был я, майор Юнов Галим [Анон Конов], аварец — житель Махачкалы, девять осетин, один горский еврей и еще один азербайджанец. Было это в районе г. Кунео, отсюда мы попали в партизанский отряд «Джустиция и Либерта» — «Справедливость и Свобода», базировавшийся в районе села ПРИДЛИВ.

Командовал нами итальянец ОЛИМПБЕРГ, меня и трех осетин направили в поселок Монтероссо, остальных в разные подразделения отряда.

В октябре 1944 г. немцы перешли в наступление против партизанских отрядов. Отряду Олимпберга пришлось уходить в горы из-за недостатка боеприпасов, было холодно, горная дорога была покрыта льдом. Олимпберг подскользнулся, упал в ущелье и погиб.

Немцы не решились продолжить преследование в сложных условиях горного рельефа и вернулись на базу. Вместо Олимпберга отрядом стал командовать итальянец Жинов (подпольные имена итальянцев не всегда звучали по-итальянски).

Из-за сильного снегопада мы не могли уйти в горы. 25 декабря1944 года наш разведчик доложил, что в ближайшем поселке Королево базируются фашисты в количестве около 30 тысяч.

Наш отряд по приказу Жинова уходит в район г. Ниросон (в 90 км от Королева) В поселке Костеле в это время располагался отряд коммуниста Карабалдина. Наши отряды объединились и участвовали в беспрерывных боях против фашистов. 1 февраля 1945 года, когда отряд «Джустиция Либерта» по приказу Жинова возвращался на базу, на ж/д полотне мы взяли в плен 20 немецких солдат и офицера.

Возвращаемся в Придлив 7 февраля. Немцы развернули новое наступление. Трое суток продолжается бой, район боев между деревнями Монтероссо и Придлив. В этих боях погибает несколько фашистских солдат, много фашистов ранено.

Немцы отступая, начинают артобстрел наших позиций. От одного из снарядов погибают командир отряда Жинов и дагестанец — майор Галим Юнов. Немцы вновь отступают. Тела  Жинова и Галима Юнова помещают в гроб и  переносят в церковь Придлива.

Командиром отряда становится Виков.

В марте 1945 года американский самолет доставляет в расположение отряда боеприпасы (редкая помощь американцев и оказывалась она преимущественно тем отрядам, которые были организованы не коммунистами «Джустиция и либерта» – отряды, организованные Партией действия).

Трижды еще фашисты делают попытки разбить партизанский отряд, но дальше деревни Вельгира пройти им не удается.

25 апреля все три партизанских отряда, действующих в этом районе, объединяются и начинают бои за освобождение итальянских городов. Так были освобождены Кунео, Миросон, Кастелет. 2 мая 1945 года в г. Кунео появились американские солдаты.

10 мая тела погибших Жинави и Юнова переносятся в Кунео. Все население сел Придлив, Монтероссо, Вельгран вышло проводить их в последний путь.

Был устроен митинг, было много выступающих. Могилу, где захоронены сегодня Жинави и Юнов назвали «Кровь с кровью смешанные фрателло» («фрателло» в перводе с итальянского означает «брат»). Похоронили их вместе.

 

В КОНЦЕ ВОЙНЫ

В начале лета 1944 г. деятельность советских партизан в окрестностях Рима активизировалась. Основная часть советских партизан сосредоточилась в районе Монтеротондо, где 6 июня 1944_г. вступила в бой с гитлеровскими подразделениями, отступавшими из Монтеротондо.

Пулеметным огнем партизаны атаковали колонну немецких автомобилей и танков. Два танка были выведены из строя, более ста немецких военнослужащих убито и 250 взято в плен. Город Монтеротондо был освобожден отрядом советских партизан, водрузивших над зданием городской управы трехцветный итальянский флаг.

После освобождения Монтеротондо партизаны вернулись в Рим.

На собрании отрядов было решено сделать боевое красное знамя, которое бы демонстрировало национальную и идеологическую принадлежность отважных воинов. Однако в воюющем Риме материи на красное знамя не находилось.

 

СОВЕТСКИЙ ФЛАГ В РИМЕ

Поэтому находчивые партизаны использовали для изготовления знамени государственный флаг Тайланда.

С красного полотнища сиамского флага был отпорот белый слон, а вместо него нашиты серп,молот и звезда. Именно это красное знамя «тайландского происхождения» одним из первых взвилось над освобожденной итальянской столицей. Многие советские партизаны после освобождения Рима продолжали сражаться уже в других районах Италии.

 

ИЗ РАССКАЗА СЫНА ЛАЧИНА АЛИЕВА, МАГОМЕДА

 — После освобождения Италии 25 апреля 1945 года обьединенными партизанскими соединениями и американскими войсками отец вместе с другими советскими солдатами был отправлен в Австрию. В Австрии их всех арестовали и в грузовых вагонах отправили в Магадан. По решению правительства только в 1951 он был освобожден как необоснованно арестованный.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЛАЧИНА АЛИЕВА

Условия труда на приисках Колымы были невыносимы. «Лучше летом у костра, чем зимой на солнце», — говорили зеки. Восемь месяцев зимы им приходилось «руками разгребать пургу», добираясь из лагеря до прииска. А там нужно выполнять план — рыть 2х — 3-х метровые ямы — так называемые шурфы. Обычный зимний день заключенных на прииске в колымской глубинке: 50 градусов мороза, сплюнь — упадет ледышка. Легкие сдавливает мороз, одежда из кусков стертой до дыр материи совсем не греет, а охрана заставляет рыть глубокие шурфы. Земля твердая, как гранит. В вырытые колодцы закладывают аммонит и взрывают. Взрыхленная таким образом земля ждет весны (чтобы оттаять и быть доставленной тачками до промывочных приборов). Вот зимой при скудном питании зеки часто и повторяли: где бы ни работать, лишь бы не работать — лишь бы не истратить последние силы, только бы не заболеть и не замерзнуть. Болезни от слабого иммунитета, вызванные недоеданием и антисанитарными условиями, и обморожения были главными причинами смерти колымских лагерников. В сталинскую эпоху в Колымских лагерях была самая высокая смертность и крайне суровые условия заключения. Нередко осужденным после отбывания основного срока заключения вешали новые сроки и оставляли работать на рудниках и приисках. Таким способом полувоенная организация Колымы Дальстрой решала главную проблему территории — дефицит трудовых ресурсов. «Был бы человек, а статья для него найдется», — повторяли и зеки, и лагерные начальники. Другие шутили так: «Получил год, отсидел тринадцать месяцев и освободился досрочно».

 

ИЗ РАССКАЗА МАГОМЕДА ЛАЧИНОВА

— После смерти отца прошло 19 лет, а мне не дает покоя мысль: как получилось, что отец был судим, причем по статье 58.10 ч1, 58.12. Из его рассказов я выяснил, что после освобождения итальянской территории американцами, они вместо медалей выдавали наиболее отличившимся партизанам чек на двадцать тысяч долларов, и, наверное, при проверке документов в Австрии у него нашли этот чек. Глупая случайность, а человек, не щадивший своей жизни ради освобождения Родины, ее четвертую часть провел в смертельных условиях. При этом он не озлобился. А когда мы, дети жалели его за то, что ему пришлось пережить на Колыме, сердился на нас и приводил пример: если сядешь на муравейник, муравьи тебя будут кусать, ты спасаясь убьешь многих из них, не разбираясь кто виновен а кто нет. Точно в такую ситуацию попал и я.

Отец был удивительно мудрый и сильный человек. Настоящий герой войны. Дагестанский «Гарибальди».

 

Эльмира ЯРАХМЕДОВА

№ 18, 06.05.2016

Погода в городе

Яндекс.Погода
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
  • Произошла ошибка; возможно, лента недоступна. Повторите попытку позже.