КЫРХЛАР-МЕЧЕТЬ (Кырхлар месджиди) расположена с внутренней стороны северной городской стены у ворот Кырхлар-гапы. Это одноэтажное здание в плане представляет собой прямоугольник (18х10 кв. м ), вытянутый с запада на восток. Центральная часть здания перекрыта стрельчатым каменным куполом, пролёт которого составляет 7 метров. Боковые части (западная и восточная) перекрыты четырьмя (по два на каждой части) полусферическими куполами. Над плоской кровлей выступает только центральный купол. Все пять секций, образованные куполами, отделяются друг от друга стрельчатыми арками, опирающимися на пилястры в боковых стенах и две квадратные колонны внутри здания.
В толще западной стены устроена лестница, ведущая на крышу, откуда, из-за отсутствия минарета, муэдзин призывал правоверных к молитве.
Освещается мечеть четырьмя окнами в основании центрального купола и двумя окнами на восточной стене.
Фасад здания, выполненный из хорошо отесанного местного ракушечника, очень прост. Гладкая без всяких художественных элементов стена заканчивается выразительным карнизом. Единственным художественно-архитектурным элементом фасада является расположенный в центре входной портал.
Подобный архитектурный стиль, когда всё художественное богатство сооружения сконцентрировано во внутреннем интерьере, а художественно обработанный портал, контрастирующий с глухой стеной фасада, являясь как бы прелюдией композиции объекта, чрезвычайно характерен для средневековой архитектуры Дербента.
Две одинаковые персидские надписи на восточной колонне внутри мечети гласят:
«Построено это победоносным Шах Абассом
Бахадур (храбрый) ханом Хусейни
И старанием Кара-хан-бека Суважлу
Сына Пулад-бека. Там радостный уголок, будто там взор
Аллаха. Написано это в дату в год барса 1036».
1036 год хиджри = 22.IX.1626 г. -11.XI.1627г.
Из надписей явствует, что мечеть сооружена в 1036 году хиджры (1626/7 год н.э.) правителем Дербента Кара-хан-беком Суважлу по велению персидского шаха Аббаса I (1521-1629 гг.). Видимо, поэтому в отдельных письменных источниках мечеть называется «Шах-Аббас-месджиди» (мечеть шах-Аббаса). Однако более распространённое название — «Кырхлар-мечеть», что связано с расположением мечети в непосредственной близости от ворот «Кырхлар-гапы».
Интересен и тот факт, что дата в надписи, кроме мусульманского, обозначена и по восточному календарю («год барса»). Это единственный случай среди многочисленных надписей города.
Здание мечети неоднократно подвергалось ремонту, о чем говорят многочисленные резные надписи в разных её частях:
Надпись в стихах на фарси, вмонтированная в михраб:
«Безмерная хвала единственному Аллаху
Величайшему творцу! Во время справедливого и
Правоверного Шах Султан-Хусейна, покровителя веры,
В начале весны и сезона цветов, собралось много людей,
И каждый щедро пожертвовал в пользу ремонта мечети.
В награду квартал и базар сразу украсились добрым делом.
Зодчий лучезарный мечети мастер Махмуд-Дербенди.
Тысяча сто двадцать четвертый год хиджры».
Из надписи следует, что здание мечети, в силу неизвестных обстоятельств (возможно землетрясения) было разрушено, а затем восстановлено на пожертвования верующих весной 1712/3 года.
Надпись на фарси на михрабе:
«Работа бедного и ничтожного урмийца Мухаммед-Али Афшара. 1253 год хиджры (1837/8г.н.э.)».
Арабская надпись над входным порталом:
«Эта старая мечеть восстановлена на средства нескольких благородных людей. Ремонтом здания руководил мастер Казым. Чтобы установить дату возьми четыре цифры абжаджа-гайн, ре, мим ха».
Согласно системе счета «абжадж», по которой каждая буква арабского алфавита одновременно означает и определенную цифру, указанным в тексте буквам соответствует дата 1248 год хиджры, т.е. 1832/3 год.
Особо уникален михраб мечети, представляющий собой оригинальную резьбу в виде растительного орнамента и каллиграфической надписи цитат из Корана на алебастровой штукатурке, называемой «штук» («стук»). Подобных высокохудожественных работ, представляющих собой замечательный памятник декоративно-прикладного искусства в Дагестане, специалисты насчитывают единицы, что придает этому архитектурному памятнику особую уникальность.
№ 4-5, 30.01.2015