Я вспоминаю своё детство. Много было во дворе чумазой и веселой детворы. Бегали по гаражам, лазали по деревьям, что только не вытворяли в этот период. Даже жвачка у нас на всех была одна. Что только не вырезывали из бумаги и фольги в школе и дома. В кого и во что только не играли: тут были и классики, дочки-матери, испорченный телефон, казаки-разбойники, жмурки… Коленки были в болячках и в зеленке, здоровый румянец у всех на щеках. Тогда всё было намного проще и интереснее. Мы сами шили одежду для своих игрушек из лоскутков, строили дома из картона и кирпичей, создавали детство своими руками. И были, конечно, счастливы. Таким было наше детство.
А какое оно у наших детей сейчас?
Где найти путевку в детство, чтобы детям показать,
Как же было интересно во дворе толпой гулять:
Жгли костры, играли в прятки, пеленали всех котов,
На скакалке мы скакали и гоняли «лисапед».
Жаль, конечно, но сегодня детство — это Интернет.
«Электронная няня» в жизни наших детей постепенно занимает прочные позиции и незаметно для нас становится важной частью жизни ребенка. Но при этом мы сами не можем припомнить тот день, когда водили детей в поход, запекали в кострах картошку, спали под открытым небом, искали грибы, рассказывали им о деревьях: сколько они живут, что на них растет, как важно бережно к ним относиться и как грешно их уничтожать.
Нам легче и удобнее вручить ребенку в руки планшет или посадить возле экрана телевизора, чем искать ему другое занятие. И постепенно эта электронная техника заменяет ребенку всё: живое общение, прогулки и игры на свежем воздухе, общение с друзьями.
Почему я задумался над этим? Недавно ко мне приехали друзья с внуками. Ребятишки были почти такого же возраста, что и мои. Увидев четверых мальчиков, я подумал, что все в доме теперь будет вверх дном. Еще бы, четверо сорванцов ведь собрались!
Но все было с точностью до наоборот. На время взрослые увлеклись беседой, а дети были предоставлены сами себе. Когда я решил проверить, чем заняты ребята, то не нашел их ни во дворе, ни на улице. А заглянув комнату, застал такую картину: все мальчишки сидели с планшетами и телефонами в руках. Тишина и покой. С одной стороны, красота! Тихо, чистенько, и родителям спокойно. А с другой — ненормально это, когда дети ведут себя, как маленькие роботы!
Страшно стало мне от этого, попросил всех выйти во двор, подышать свежим воздухом, поиграть в футбол. Ребята нехотя вышли, оставив своё занятие.
«Лунтик», «Смешарики», «Фиксики», айфоны, айпады, ноутбуки, компьютерные зомби, монстры и прочие виртуальные развлечения… Если смотреть на всё это, кажется, что у детей нет детства, они сразу переходят во взрослую жизнь — сидят наедине с планшетом, или возле телевизора с большим экраном.
Современную ребятню трудно чем-либо удивить. За них все решили, все придумали, положили в ротик и даже разжевали. Ничего не надо додумывать, доделывать. Игрушки разговаривают, ходят и выполняют массу других функций. Надо только нажать кнопку. Нет простора для фантазии.
Они просто не знают детства, настоящего, созидательного, озорного и босоногого. Ведь именно такое детство, как нам кажется, и есть счастье. А кто в этом виноват? Конечно, взрослые, в погоне за материальными благами забывающие о душевной теплоте. В этом водовороте жизни мы лишаем детей главного — нашего внимания, общения и присутствия. Устаем, ограждаемся, откупаемся. Конечно, куда проще посадить ребенка перед телевизором, компьютером и заниматься своими делами.
Но могут ли быть у таких детей друзья, будут ли они ладить с людьми, не вырастут ли замкнутыми и одинокими? Со временем родители будут сокрушаться, что у их ребенка ухудшилось зрение, он не коммуникабелен, физически слаб и бледен. Они будут бегать по врачам, психологам, искать причины. А причина в том, что мы руководствуемся не тем, что полезно для наших детей, а тем, что удобно нам. Но мы упорно не хотим признавать своих ошибок, хотя всё это прекрасно понимаем.
Хороший ли я дедушка, если не общаюсь с внуками, не читаю им сказки, не играю с ними? Конечно, нет. Вместо того, чтобы занимать досуг своих внуков чем-то полезным, позволяю электронике делать это за меня.
Несомненно, технический прогресс игнорировать невозможно. Но нужно понимать, что никакая машина не заменит ребенку живого общения, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом, ни один компьютер или игра не заменит живого, понимающего, любящего родителя. И наша задача сегодня, уделять детям больше времени, учить их общаться и дружить, окружить детей так необходимыми им теплом, заботой и любовью, которые они могут получить только от нас.
Р. ОСМАНОВ.
№ 30, 24.07.2015 г.