Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения сегодня как никогда актуален. Дорожные аварии – страшное явление, характерное для нашей технологичной эры, список жертв которого растет с каждым днем. Они — главная причина смертности среди молодежи в промышленно-развитых странах. Немало ДТП происходит и в нашем небольшом городе, в частности, на городском участке федеральной трассы «Кавказ», через которую круглосуточно транзитом проходит большой транспортный поток.
Согласно статистическим данным, в 2015 году в Дагогнинскую городскую больницу срочно были доставлены 85 человек, пострадавших в ДТП во время перехода трассы, из них четверо — дети до 17 лет. Шесть человек погибли, среди них есть и один ребенок. Еще двое умерли спустя некоторое время не приходя в сознание в реанимационном отделении ЦГБ. Если сравнивать эти данные с показателями 2014 года, то рост числа пострадавших весьма существенный. К примеру, в 2014 г. не было зафиксировано ни одного случая ДТП с летальным исходом с участием пешеходов, а всего пострадало 42 человека, то есть в два раза меньше, чем за 2015 год.
Когда-то в программе «Что? Где? Когда» Дагестанские Огни прославили на всю Россию, как город, в котором нет ни одного светофора. Теперь дорожный светофор у нас есть, только работает как-то неправильно.
Если раньше достопримечательностью было отсутствие светофора, то теперь можно удивляться его необычной работе. В первый год после установки в ветреную погоду он поворачивался в разные стороны как флюгер, а в солнечную — водителям не так-то просто разглядеть, какой именно свет горит в данную минуту. Это уже не раз становилось причиной ДТП. Если теперь светофор частично исправили и он уже не вращается под воздействием ветра, то увидеть какой свет горит при ярком солнечном свете: красный или зеленый, также проблематично. В чем же здесь дело? То ли светофор работает в режиме ночного свечения с половинной яркостью свечения, то ли размер козырьков над его секциями не соответствует норме.
При установке большинства транспортных светофоров рекомендованная видимость их сигналов должна обеспечиваться с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Для улучшения видимости светофоры оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм.
Когда светофора не было, водители авто как-то приспособились и руководствовались правилами движения на нерегулируемых перекрестках. Согласно определению, светофор дорожный — это светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Наш же светофор, напротив, является источником дополнительной опасности. С его установкой, как это ни странно, случаи аварийных ситуаций участились. Яркость свечений секций светофора недостаточная, в связи с этим в солнечную погоду они становятся практически невидимыми. А разрешающая (зеленая) секция, обращенная на ул. Калинина вообще не работает. Это вводит в заблуждение водителей транспортных средств. Светофор горит сначала красным, затем желтым светом, а потом гаснет. В таком режиме он работает уже больше года. Горожане об этом знают и начинают движение, когда светофор «молчит». Однако иногородние водители не трогаются с места, не понимая, что происходит. В результате наши сигналят, сзади напирают, начинают объезжать «чайника» с подходящими случаю комментариями. Кроме того, при перебоях с электроэнергией также создается аварийная ситуация: водители смело выезжают на трассу, думая, что должен гореть зеленый, и поэтому нет никакого света.
Кто же несет ответственность за эксплуатационные характеристики нашей достопримечательности? В чьем ведении она находится? Кто должен обеспечить безопасную развязку на перекрестке?
Пешеходы на этом перекрестке также испытывают дискомфорт. После упразднения так называемых «лежачих полицейских» автомобили через город «пролетают», практически не снижая скорости. Водители, едущие со стороны Дербента, обязательно если не останавливаются на красный свет светофора прямо на пешеходном переходе, то переезжают его и стоят прямо на перекрестке. Опасность ситуации заключается в том, что автомобили, выезжающие с ул. Калинина на трассу, поворачивая налево не видят пешеходов, переходящих ФАД по переходу.
Если на перекрестке имеют место в основном столкновения автомобилей, то на всем протяжении городского участка ФАД в группе риска находятся люди — и взрослые, и что самое страшное — дети.
Конечно, не все пешеходы соблюдают правила дорожного движения, но часто главной причиной трагедии, нередко со смертельным исходом, является скорость передвижения транспортных средств. А ведь здесь установлен знак ее ограничивающий — «40». Но водители продолжают бездумно мчаться по трассе, невзирая на искусственные неровности и знаки об ограничении скорости в пределах города. Сколько людей здесь погибает или получает тяжкие телесные повреждения? Страдания, через которые проходят они и их родные невозможно представить. Можно ли чем-нибудь оправдать такую «дорогую цену» за право на поездки? Когда же мы придем к подлинному осознанию беды, эффективным решениям и настоящей озабоченности участников дорожного движения о других людях? И лучше чем Рошель Собел, председатель Ассоциации за безопасное международное дорожное движение (США), об этом, пожалуй, не скажешь: «Не надо думать, что дорог много. Есть только одна дорога, которая протянулась во всю длину и ширину нашей огромной планеты. И каждый из нас несет ответственность за кусочек этой дороги. Решения о безопасности на дороге, которые мы либо принимаем, либо не принимаем, в конечном итоге способны повлиять на жизнь людей повсеместно. Мы — одна дорога. Мы — один мир»
Эльмира ЯРАХМЕДОВА
№ 15, 15.04.2016