Федеральная автотрасса «Кавказ» словно пограничная полоса разделила Дагестанские Огни на две равные части. Цельность городского ландшафта от этого не пострадала, наоборот, вместе с дорогой, его жители приобрели массу удобств, например, проще стало добираться не только в соседний Дербент, но и в Махачкалу. Кроме этого, дорогу можно назвать кормилицей, ведь на предприятиях общепита, торговли, АЗС, всевозможных салонах и мастерских, представленных по обеим ее сторонам, трудятся и зарабатывают сотни огнинцев.
Только у светлой картины, есть и оборотная сторона, которую омрачает печальная статистика. В последние годы неуклонно растет число пострадавших в ДТП, получивших травмы при переходе трассы. Власти озабочены данной проблемой и требуют от Федерального центра срочно перенести трассу за городскую черту. Общественное мнение по поводу целесообразности такого подхода разделилось надвое. Скептики утверждают, что с переносом дороги уменьшится спрос на услуги малого бизнеса, и это неминуемо отразится на их доходах. Оптимисты наоборот уверены, что на экономике города это никак не скажется, зато безопасность жителей будет обеспечена.
За последние 9 месяцев текущего года в Дагогнинскую городскую больницу срочно были доставлены 85 человек, пострадавших в ДТП во время перехода трассы, из них четверо — дети до 17 лет. Шесть человек погибли, к сожалению, среди них есть и один ребенок. Еще двое умерли спустя некоторое время, не приходя в сознание в реанимационном отделении. Если сравнивать эти данные с показателями прошлого года, то рост числа пострадавших весьма существенный. К примеру, в прошлом году не было зафиксировано ни одного случая ДТП с летальным исходом с участием пешеходов, а всего пострадало 42 человека, то есть, меньше половины, чем за 9 месяцев текущего года.
По мнению начальника городского отдела внутренних дел Эседулаха Гасанова, число наездов на пешеходов в этом году фактически превысило показатели прошлого года в два раза. Связано это, прежде всего, с несоответствием городского участка трассы необходимым требованиям и стандартам. – «да, она и раньше не соответствовала, но в связи с празднованием юбилея «Дербент-2000», которое с размахом отметили в этом году, почему-то убрали с зоны пешеходных переходов искусственные неровности (так называемые лежачие полицейские прим. ред.). Только в районе средней школы № 3 мне с трудом удалось отстоять одну из нескольких искусственных неровностей. Но, как бы там ни было, благодаря таким нехитрым способам, нам удавалось предотвращать смертность пешеходов. Если трасса федерального значения пролегает через весь город, то ее необходимо обустроить специальными подземными и надземными переходами, по периметру всей дороги установить фонарные столбы для ночного освещения, разметка на пешеходных переходах должна быть заметной и, к тому же, задолго до подъезда к нему автотранспорта должен стоять предупреждающий знак. Всю трассу в черте города необходимо оборудовать светофорами. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, как перед руководством города, так и дорожными службами, но воз и ныне там».
Пока вопрос остается открытым, люди продолжают гибнуть. К сожалению, такова картина не только в нашем городе. По всей стране на дорогах ежегодно погибают или получают серьезные травмы, после которых люди остаются инвалидами на всю жизнь — свыше 27 тысяч человек, или почти 19 человек на 100 тысяч жителей. Это почти население целого города, такого как Дагестанские Огни. Смертность на наших дорогах в 3-4 раза выше, чем в ведущих государствах Европы и Азии. По данным «Газета.RU»
Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100 000 автомобилей, уступая лишь Украине, Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии. В период с 1990 года по настоящее время число погибших на дорогах Европы уменьшилось в два раза, а в России практически не изменилось. Причин возросшего уровня травматизма на наших дорогах множество, помимо несоответствия самих дорог требованиям ГОСТа, немалая доля вины и самих водителей в общей статистике смертности, которые часто не только не соблюдают правила дорожного движения и скоростной режим, а иногда садятся за руль автомашины в нетрезвом состоянии. Именно по причине пьяного водителя большинство аварий на наших дорогах. Говорят, что история движется по спирали, одни и те же события разворачиваются в жизни человека в течение всей его жизни несколько раз, правда в разных вариациях и с разными акторами.
Беда дважды в одну дверь не стучится
Неправда, вопреки народным приметам, стучится, и еще как! История семьи Бегларовых яркое тому доказательство. Вечером, 9 октября, около 18:00 Галим Бегларов — молодой человек 17-ти лет от роду, переходил трассу вместе с двумя своими сверстниками на противоположную сторону, как он сказал матери — «чтобы пополнить платежный баланс на телефоне». Он едва замешкался на проезжей части и не заметил, как вдруг из ниоткуда возникла легковая машина на большой скорости. Удар был такой силы, что его отбросило, и он тут же потерял сознание. Его срочно доставили в отделение реанимации городской больницы. Врачи зафиксировали у него открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, перелом бедра, ушиб почек. Дежурный врач отделения реанимации Аида Ибрагимова признается, что состояние пострадавшего крайне тяжелое, с момента поступления он подключен к системе искусственного дыхания, четыре раза делали переливание крови, но, к сожалению, тот все еще в состоянии комы второй степени. — К нашей беде это не единичный случай, таких больных каждый месяц в реанимацию доставляют по одному или два человека, — разводит руками доктор.
Родной дядя Галима Бегларова — Нурутдин Магомедалиев рассказывает, что несколько лет назад при попытке перейти автотрассу погиб старший брат Галима, ситуация в семье его сестры вновь повторилась и все это из-за несоблюдения водителями скоростного режима. — С того момента, – говорит он, — как мы в ожидании чуда начали «дежурить» у отделения реанимации в надежде, что племянник наконец-то очнется и пойдет на поправку, сюда привезли еще 7 человек и все они пострадали при переходе автодороги «Кавказ»!
С деньгами не нать и даром не нать!
Вся Федеральная автострада в черте города застроена объектами бизнеса, здесь практически не осталось свободной земли. Многочисленные ремонтные автомастерские и автозаправочные станции соседствуют с небольшими цехами по производству пластиковых окон, тротуарной плитки, шлакоблоков, и прочих строительных материалов. Салоны красоты и ателье рядом с крошечными кондитерскими, а мелкие магазинчики с курами гриль на вынос пытаются на равных конкурировать с крупным ритейлом. Складывается впечатление, что жизнь на трассе кипит и развивается, идет бойкая торговля, оказываются услуги, платятся налоги в городскую казну и т.д, но это ложное впечатление. По данным отдела экономики при городской администрации здесь представлено около 284 коммерческих объектов, на которых по разным оценкам работают свыше 500 человек, еще 52 объекта либо на стадии завершения строительства, либо пока не начали функционировать. Только менее половины из них работают легально и, соответственно, платят налоги. Около месяца назад сотрудники отдела заявили, что из 9 АЗС только две зарегистрированы в местной налоговой службе. Что касается самих налогов, то по единому налогу на вмененный доход (ЕНДВ) на объекты бизнеса вдоль трассы приходится около 1млн 200 тысяч рублей, сумма мизерная, хотя по оценкам экспертов налоговый потенциал здесь превышает обозначенную цифру как минимум в 10-15 раз.
Другим путем
Конечный итог любого легального бизнеса — благотворительность. Все известные миллионеры, как прошлого, так и современности создают собственные фонды или просто вкладывают заработанное непосильным трудом в уже известные, под различные гуманитарные проекты, будь-то борьба с раковыми заболеваниями или освоение марса. Или, например, если предприниматель не столь высокого уровня, он запросто может пожертвовать крупную сумму, иногда это может доходить до 80% всех накоплений в родной альма-матер или город. На западе такое поведение представителей бизнеса считается вполне логичным и оправданным. Это называется социальной ответственностью. В общем комильфо. У нас такого отношения бизнесменов к соотечественникам (считай к клиентской базе) встретишь крайне редко. На трассе в черте города, как уже было сказано выше, порядка 284 объектов предпринимательства, люди работают и зарабатывают деньги, при этом больше половины из них не платят налогов. Если предположить, что каждый из собственников возьмет и облагородит территорию, прилегающую к его собственному объекту, например, застелет тротуарной плиткой, установит ночное освещение, определит места парковки таким образом, чтобы машины не закрывали проход пешеходам, не говоря уже о ящиках с живыми цветами, то на долю каждого собственника приходится около 14 метров вдоль автодороги. Так можно было хотя бы частично разрешить проблему безопасности горожан, украсить внешний облик города и все это, в конечном счете, положительно отразится на качестве самого бизнеса в виде расширения целевой аудитории и роста доходов.
Достучаться до небес
Попытки решить проблему, связанную с обустройством территории федеральной автотрассы, проходящей через город Дагестанские Огни, были и раньше. Некоторые очевидцы рассказывают, что якобы даже видели готовый проект переноса федеральной автодороги в объезд нашего города, его намеревались построить западнее, мимо городского кладбища под селением Зидьян с выездом в Дербент по кольцевой автодороге в районе газонаполнительной станции. Но, почему-то, строительство так и не было начато. Около месяца назад, во время первой сессии городского Собрания нового созыва, полномочный представитель главы республики по южному округу Мусаэфенди Велимурадов заявил, что Федеральный центр все же намерен реализовать данный проект. Но когда это случится, не уточнил.
Тем временем сигналы о случаях ДТП на трассе в мэрию поступают регулярно и их не становится меньше. Ждать пока верховная власть предпримет попытки разрешить ситуацию кардинально, просто нет времени, статистика погибших неуклонно растет. Глава городского округа в письме руководителю агентства по транспорту и дорожному хозяйству республики Дагестан «Дагавтодор» Загиду Хучбарову снова обратился с просьбой установить на дагогнинском участке автодороги «Кавказ» искусственные неровности, светофор на пересечении улицы Некрасова, столбы с ночным освещением, а также построить ливневую канализацию, из-за отсутствия которой дорога в дождливую погоду превращается в сплошную реку.
Для самостоятельного решения данного вопроса в городском бюджете денег нет, да и сама трасса является зоной ответственности «Дагавтодора». Известно, что под лежачий камень вода не течет, следовательно, наиболее эффективным способом достучатся до руководства республики — регулярно напоминать им о существующей проблеме и угрозе безопасности горожан, а также необходимо вести идеологическую работу с предпринимателями, чтобы они активнее включились в решение важной для города задачи.
Магомед ХАНМАГОМЕДОВ
№ 42, 23.10.2015