Не так давно наша газета писала о новом шедевре коврового искусства – ковре с изображением 1717 исторических памятников столицы нашей Родины, Москвы, сотканной руками талантливых даогнинских мастериц- ковровщиц. Резонанс, который вызвала эта тема, может стать хорошей основой для учреждения в нашем городе ежегодной ярмарки — выставки ковров.
Многие крупнейшие республиканские печатные издания подхватили наш материал, опубликовав или процитировав нашу публикацию, республиканские телеканалы сняли новостные репортажи об удивительном ковре, ещё раз прославив, таким образом, наш город.
Креатура творческого салона — мастерской художника по коврам и энтузиаста народных промыслов Дагестана Сабира Шихова вызвала бурный интерес в СМИ, как и несколькими годами ранее отсюда же вышедший ковер с изображением древнего Дербента. В принципе, Южный Дагестан всегда славился искусством ковроделия, но тут имеет место не просто механическое воспроизведение того, что умели и прежние поколения мастеров, но и выход далеко за рамки традиций. Наши мастера позаимствовали и внедрили новые методики работы, технику создания масштабного коллажа и непривычные для Дагестана материалы, вроде крученого шелка, техники скручивания 2 нитей разного оттенка и многое другое, использовали уникальную авторскую, очень сложную схему. Эта огромная и в прямом смысле тяжёлая работа была бы невозможна без огромной любви к традиционному народному искусству, без желания его сохранить и увековечить для потомков, особенно в наш век преобладания фабричных изделий.
Большую озабоченность у Сабира Шихова вызывало то, что мастериц-ковровщиц моложе 40 лет просто не найти, а значит, в очень недалёком будущем это древнее искусство Южного Дагестана неизбежно будет утеряно. Надо сказать, что многие мыслящие, неравнодушные люди понимают эту ситуацию.
В этой связи показательна идея дербентских энтузиастов, в числе которых и знаменитый художник-ювелир Герман Кабирски, по открытию музея ковра. Это предложение было поддержано градоначальником Хизри Абакаровым. Но музей — это просто хранилище артефактов, мало способствующий популяризации уходящего народного промысла. Испытывая благоговейный трепет и любопытство к чугунным утюгам весом в 5 кг, мы не испытываем горячего желания вернуть их в свою повседневную жизнь.
Вместе с тем, у нас в республике остро стоит вопрос брендирования продукции, в том числе и народных промыслов. Да и ковры наши за рубежом традиционно пользовались и пользуются спросом. Сказать, что ковроделие утратило свой смысл и значение во всем мире, перестало приносить доход мастерам, нельзя. К примеру, в Республике Азербайджан целое село, Лагич, живёт и кормит себя тем, что женщины ткали и ткут ковры, пользующиеся большим спросом.
Мы могли бы организовать такой ежегодный фестиваль ковроделия или выставку — ярмарку у себя в Дагестанских Огнях, учитывая, что нигде в нашей республике такого нет, и, безусловно, мероприятие вызвало бы большой интерес и несомненный успех. Проводить мероприятие, скажем, в начале осени, под открытым небом, когда в соседних муниципалитетах тоже подходит череда интересных и значимых культурных событий и погода наиболее благоприятна. У нас же таких значимых ежегодных мероприятий республиканского масштаба очень мало. Более того, эта выставка могла бы стать международной, если пригласить мастеров из соседнего Азербайджана, Ирана, Узбекистана. Она послужила бы обмену опытом между мастерами разных стран, а также помогла бы им громко заявить о себе, найти покупателей, и возможно, заказчиков для своей продукции, как это делается на аналогичных мероприятиях, стала бы своеобразной площадкой для неформального общения и нетворкинга творцов из разных уголков мира.
Жасмина Ниязова
№ 05, 07.02.2020