«Синий кит» — игра, которой охвачены сейчас социальные сети, — новая смертельная угроза для молодёжи. По последним данным в России зафиксировано множество реальных случаев самоубийств среди подростков, произошедших в ходе игры. В начале февраля в Махачкале шестнадцатилетний подросток ударил своего сверстника ножом в грудную клетку. Сотрудникам правоохранительных органов удалось выяснить, что молодого человека на подобный поступок сподвигла опасная виртуальная игра.
Скорее всего, вы смотрели фильм «Нерв», вышедший в прокат в 2016. По сюжету картины ребята, среди которых и главная героиня Ви, ввязались, на первый взгляд, в безобидную игру. Нужно было лишь зарегистрироваться в приложении NERVE и выполнять задания. Ты становишься популярным, а на твой счет перечисляются большие суммы. На протяжении игры задания становятся все жестче и начав с безобидного «познакомиться с парнем в кафе», можно закончить — «убей лучшего друга». В случае неповиновения безымянные создатели NERVE могут отобрать все: деньги, личность, угрожают убить родных и близких.
Но каким бы фантастическим не был этот фильм он, можно сказать, основан на реальных событиях. Подобные игры действительно существуют, и они могут привести к необратимым последствиям – смерти. Собственно, так называемый «Синий кит» – одна из них. Только исход игры – самоубийство.
«Настольной» книгой этого «движения», призывающего к моде на самоубийство, является произведение Стейса Крамера «50 дней до моего самоубийства».
Первые сообщения о подобных играх появились в 2015 году. Все началось с пабликов суицидальной направленности «ВКонтакте». Это были открытые группы, и вступить в них мог любой желающий. Конечно, администрация «ВКонтакте» предприняла все меры, чтобы заблокировать опасные группы. Однако игра никуда не делась – пользователи сети начали сопровождать свои посты в Инстаграме и Твиттере хештегами #тихийдом #разбудименя в 4.20 #f57 #f58. Каждый ребенок называется синим китом. Почему такое название? Это единственные животные, которые совершают акт самоубийства, выбрасываясь на берег.
В ЧЕМ СУТЬ ИГРЫ?
Чтобы попасть в игру ее участники должны запостить определенный набор хештегов и ждать инструкций «администратора».
Первое задание – нарисовать кита на собственной руке, некоторые особо отчаянные подростки вырезают его лезвием. Далее «администрация» высылает различные задания: найти определенные записки или предметы в городе. Финальный этап – суицид участника.
Каждое задание дается в 4:20 утра. По мнению педадога-психолога СОШ №7 Фарзилат Агановой – это время, когда организм не вышел из состояния сна. Таким образом, организаторы постепенно на подсознательном уровне внушают ребенку мысли о самоубийстве. По словам психолога, необходимо как можно больше общаться со своими детьми и близкими, которые находятся в подростковом возрасте. Именно тинейджеры имеют неустойчивую психику, которой легко манипулировать. Не лишним также будет интересоваться окружением подростка и сообществами в социальных сетях.
Подростков, начавших игру, но отказавшихся выполнять опасные задания, запугивают тем, что если они не решатся на самоубийство сами, то «администраторы» игры узнают их домашний адрес и придут не только за самими игроками, но и за их родными.
Они высылают участнику ссылку, перейдя по которой он автоматически сообщает свой IP-адрес, по которому действительно можно определить местонахождение игрока.
По словам директора Исследовательского центра по анализу больших данных при университете «АДА» Абзетдина Адамова, любую информацию легко можно получить в социальных сетях, этими сведениями могут воспользоваться злоумышленники. Поэтому с личных страниц подростка необходимо удалить персональные данные: адрес, место учебы, место работы родителей и другие сведения конфиденциального характера.
— Кроме того, роль СМИ при освещении этой проблемы двояка. С одной стороны положительная — информационные издания предупреждают родителей, чтобы были бдительнее, а с другой, чем больше об этом, как отрицательном явлении, говорят, тем больше интригуют ребенка, — говорит Адамов.
Убедительная просьба к родителям проверять телефоны своих детей и в случае обнаружения игры удалять с мобильного устройства.
Сюзана САФАРБЕКОВА
№ 07, 24.02.2017