Необходимым условием развития демократического правового государства является защита прав личности и гарантии осуществления ими своих прав и обязанностей.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила право детей на особую заботу и помощь. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве.
Обеспечивая исполнение законов в пределах представленных полномочий, органы прокуратуры уделяют первостепенное значение защите прав и интересов ребенка. Сегодня об этом наш разговор с помощником прокурора города П.А. ХАНМАГОМЕДОВЫМ.
— Паша Алибекович, прокуратурой республики, насколько мне известно, разработана памятка, в которой даны рекомендации по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию…
— Да, такая памятка разработана прокурором Республики Дагестан Рамазаном Шахнавазовым.
— Что относится к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей?
-Это информация, запрещенная для распространения среди детей или распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.
К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
— Как можно защитить детей от ненадлежащей рекламы?
— В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта законодательством установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.
В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются: 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий; призывающей к насилию и жестокости; содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения.
Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах. Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, основанных на риске игр, пари. Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
-А какая защита детей существует, скажем, при просмотре аудиовизуальных произведений?
— В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре аудиовизуальных произведений регулируется также комплексом установленных законодательством требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.
В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, защиты детей и подростков от аудиовизуальной продукции, которая может нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, введена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией: фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим соответственно14, 16 и 18 лет.
Кинотеатры (кинозалы) обязаны предоставлять зрителям полную и достоверную информацию об имеющихся возрастных ограничениях допуска зрительской аудитории на просмотр киновидеофильма.
Администрация компьютерных клубов (интернет-кафе) также обязана обеспечивать применение технических и программно-аппаратных средств защиты детей от вредной информации в местах, доступных для детей, а также соблюдение установленного законом запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
— Наверное, защита детей необходима и в учебных заведениях…
— Родителям обязательно следует выяснить, оснащены ли компьютерные устройства, используемые в школе, посещаемой их ребенком, системой контентной фильтрации доступа.
Если это не так, следует известить об этом Министерство образования республики, а также территориального прокурора по месту расположения школы.
Для исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств.
Имейте в виду, что реализация продукции, содержащей запрещенную для детей информацию, недопустима в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
— Кем осуществляется государственный надзор за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию?
— В пределах своей компетенции надзор осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере СМИ, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Применительно к нашей республике государственный надзор осуществляют Управление Роскомнадзора по РД и Рособрнадзор.
Следует иметь в виду, что приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 предусмотрено рассмотрение в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения, обращений, жалоб или претензий о нарушениях законодательства РФ в рассматриваемой нами сфере и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий.
— Какова ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию?
— За нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях может быть наложен административный штраф на граждан в размере от 2 000 до
3 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от
5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
За неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, накладывается административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей.
Размещение же в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.
— Паша Алибекович, так куда все же следует обращаться нашим горожанам в случае нарушения прав и интересов ребенка?
— В прокуратуру города. Обращаться к нам можно как в письменной, так и в электронной форме. Наш электронный адрес: prok-dagogni.
№ 4-5, 30.01.2015