Не так давно в сети интернет появились кадры с провокационными действиями русского художника Петра Павленского, который поджог в Париже двери здания Центрального банка Франции на площади Бастилии.
Поведение эпатажного художника в обществе расценивают по разному, кто то видит в этом художественный замысел, а кто то проявление безумства на грани фола. как отличить шедевр от бездарности и надо ли прививать детям художественный вкус об этом и не только мы поговорили с преподавателем художественного кружка ДДТ городе Дагестанские Огни Атикат Тагировой.
— Петр Павленский известен своими скандальными акциями, не думаю, что здесь есть какой-то художественный замысел. Мне кажется, человек хочет, чтоб о нем говорили. А хорошо ли, плохо ли, думаю, ему не важно.
— Атикат Алхасовна, традиционный вопрос, расскажите, как и когда к Вам пришло решение стать преподавателем художественного кружка?
— Я не помню себя не рисующей. Еще в школе учителя меня выделяли, говорили, что у меня хорошо получается. Мои одноклассники часто давали свои альбомы. Вместо своих домашних заданий я рисовала им.
— Учить детей рисованию, наверное, сложнее, чем арифметике, ведь если всех детей можно научить сложению и вычитанию, то не каждого можно научить рисовать кувшин?
— Рисование — первая творческая деятельность, которой начинает заниматься человек. Обычные, ничего не значащие каракули, которыми еще не говорящий ребенок исписывает бумагу и стены, имеют огромное значение для развития человеческой личности.
В этом деле определенно нужен талант. На первом задании у меня дети рисуют на свободную тему, то, что они хотят. И там уже понимаешь, у кого есть задатки. Конечно, рисовать тоже можно научить, пусть и не профессионально.
Но и научить рисовать можно только ребенка, у которого есть желание. Если малыш не хочет рисовать или не любит этого делать, то лучше не настаивать. Можно попробовать увлечь ребенка, рисуя самому. Часто это срабатывает наилучшим образом.
Я применяю разные способы, чтобы завлечь ребенка — использую монотипию. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность.
Малыши в восторге от такого творческого процесса, но в то же время они приобщаются к данному искусству и будут овладевать техникой работы с кистями и красками. Так же использую пластилинографию- она заключается в рисовании пластилином на бумаге. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания. Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок не подозревает, что пластилином можно рисовать. Существует много способов, чтобы завлечь ребенка в это искусство.
— Запрещать ли рисовать на обоях?
— Я против запретов. Ребенок должен рисовать, пробовать разные способы и разные цвета.
Я бы не рекомендовала запрещать рисовать на обоях, а советовала бы в зоне доступа ребенка повесить старые обои, листы бумаги, на которых рисовать позволено.
— Когда Вы работаете – должна быть тишина?
Однозначно да, увидела, к примеру, что-то, и это у тебя сидит в голове, пытаешься вспомнить каждую мелочь, пофантазировать где-то самой, поэтому стараюсь рисовать, когда дома никого нет. Я не умею мгновенно переключаться с одного мира на другой.
В этот момент я полностью погружаюсь в себя, свои мысли. Рисую чаще осенью. Летом этим заниматься и времени не бывает, и настроение не располагает, а осень -романтическое время ,время, когда хочется уединения с самим с собой.
— Как Вы думаете, будут ли специалисты Вашей профессии востребованы в будущем?
— Пока человечество будет что-то создавать, да. Если исчезнет живопись, как таковая, то всегда будут дизайнеры и архитекторы, потому что нам надо будет во что-то одеваться, на чем-то ездить, где-то жить. Профессия станет бесполезной, если люди совершенно откажутся от любования миром.
— Есть ли у Вас самая любимая картина?
— Если Вы про мои работы – то нет. Есть более удачные, есть менее – с точки зрения того, что я хотела, что удалось. Есть работы, технически более совершенные, но в которых меньше «меня». Не скажу, что любимая, но мне нравилась своя картина, на которой был изображен хлеб в хлебнице, с колосьями пшеницы рядом. А из известных художников, мне очень нравится картина Виктора Васнецова «Богатыри». Это настоящий шедевр, которым по праву мог бы гордиться любой художник. Вероятно, поэтому картина и писалась необычайно долго, Виктор Васнецов переделывал ее несколько раз, добиваясь нужного ему эффекта, и от задумки до завершения ушло 30 лет.
— Про свою картину вы сказали в прошедшем времени — нравилась? Почему?
— К сожалению, она пропала.
— Что больше любите рисовать? И чем?
— Раньше любила рисовать портреты. И у меня это хорошо получалось. Но потом, когда я стала совершать намаз, я услышала, что нельзя рисовать людей и животных.
Очень увлекалась портретами, но как узнала, то перестала.
Можно изображать людей, животных в мультяшном стиле, то есть можно изображать в манере, далекой от реализма. Сейчас рисую все, что меня «трогает». Это может быть и лучик света, в котором кружатся пылинки и желтые листья в вазе, люблю рисовать пейзажи и натюрморт. Рисую больше акварелью и масляными красками.
— Ваш первый профессиональный рисунок.
— Это портрет моего дедушки, его я нарисовала на первом курсе. Преподаватели избербашского педагогического колледжа, где я училась на художественно-графическом отделение, отговаривали меня, говорили не получится, ты зря только стараешься, а когда увидели готовую работу, были приятно удивлены.
— А почему именно портрет дедушки? И где этот портрет сейчас?
— Он был для меня авторитетом, у него было мужественное лицо, выразительные черты лица. Портрет весит в родительском доме.
— У вас есть дети? Если да, то любят ли они рисовать?
— Да, у меня трое прекрасных детей: две девочки и мальчик. Вторая девочка рисует и даже принимает участие в конкурсах. В конкурсе «Богат талантами наш Дагестан» заняла по Республике 1 место. Картину «Имама Шамиля» мы рисовали вместе. Остальные рисовать не любят. Они увлечены точными науками.
— Всегда ли вы остаетесь удовлетворены написанием картины?
Нет, не всегда. Бывает так, что в процессе рисования ты собой гордишься – мол, и как это у меня так хорошо получается, а после завершения критикуешь сама себя. Ищешь ошибки и вообще – совсем не то, что ты задумывала.
Мы внешне это можем не проявлять, но наши тревоги, душевная печаль или радость передается картине. И это мы уже видим в конце, когда смотрим на готовую работу.
— Топ 5 любимых художников?
— Леонардо да Винчи, Виктор Васнецов, Николай Шурыгин, скульптор- Дмитрий Чипарус, Елена Обухова.
— Что является источником вашего вдохновения?
— Жизнь, мои переживания, музыка, поэзия, окружающий меня мир, мой город, где я живу. Всё, что меня окружает, что заставляет меня плакать, смеяться.
— Побольше вам талантливых детей! Пусть вдохновение не покидает вас.
Сюзана САФАРБЕКОВА
№ 44, 03.11.2017