Уроженец с. Зидьян, ныне житель г. Дагестанские Огни, заслуженный учитель Гаиб Мурадович Мурадов вспоминает о вынужденном переселении сельчан 1959-1965 годов в совхоз им. Ильича Дербентского района и о том, как они обживались на равнине.
После землетрясения дальнейшая жизнь в селе представлялась невозможной и даже опасной. Поэтому было решено переселить зидьянцев. Однако, в Зидъяне и по сей день остались хозяйства, жители которых не решились на переселение, отказались менять привычный уклад жизни.
Во время переселения в совхоз им. Ильича я находился на службе в военно-морском флоте в Севастополе. Во время учебных походов на корабле успел побывать во многих странах. Я уже имел педагогическое образование, и мне довелось даже обучать моряков в Индонезии! А семье моей, оставшейся в селе, помощи ждать было неоткуда. Желая хоть как-то решить возникшую проблему, я обратился с письмом к главнокомандующему. И он действительно оказал помощь. После письма, отправленного командованием нашей части нам выделили квартиру в совхозе Ильича. Но моя мать не согласилась в переезжать. В селении мы содержали скот, имели большое хозяйство. Поэтому вплоть до моей демобилизации семья продолжала жить в селе. Как только демобилизовался, я поспешил обратиться в администрацию, нам выделили небольшой земельный участок под постройку жилого дома. Моей супруге, как работнице колхоза, выдали 1700 рублей. На них мы купили около 15 кубов камня. Старый дом в селении я разрушил своими руками и с помощью так называемых «командировочных машин» переправил камни на наше новое место жительство. Отвозили и разгружали камни за символическую плату — 3 рубля. Сейчас за эти деньги и лимонада не купишь. А ведь старые камни пригодились. Стены, построенные из них, до сих пор стоят. Мы переселились в совхоз всей семьей в наш небольшой дом. В дальнейшем проблем у нас не возникало. Условия проживания были хорошими: и газ, и вода, и крыша над головой.
Не возникло никаких затруднений и с работой. Педагог по профессии, после переселения я устроился в школу № 1, в которой 50 лет работал учителем биологии и географии. Награжден медалями «За доблестный труд», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда». Да и в семье все сложилось как нельзя лучше. У меня 3 сына и 2 дочки. Старший сын живет и работает в Тюмени. Средний — участник афганских событий, награжден орденом Красной звезды. Получил высокую награду при весьма трагических обстоятельствах. С группой товарищей его послали разведать дорогу. Внезапно один из бойцов подорвался на мине. Сын получил серьезные ранения, больше месяца лежал в госпитале. Сейчас проживает в Ростовской области. Младший сын живет по- соседству. Старшая дочь устроила свою жизнь за пределами Дагестана, а младшая — в селении Белиджи.
Сейчас оглядываясь назад, вспоминая переселение, скажу, что не жалею о нем. Не стану жаловаться и на жизнь в нашем старом селении. Несмотря на то, что оно было небольшим (всего 100 хозяйств), жили мы хорошо.
До коллективизации почти у всех был свой скот, земля. В 30-е годы были созданы коллективные хозяйства и все дружно стали членами колхоза. Широко развивалось животноводство, овощеводство, садоводство, выращивались и зерновые культуры. Наше общее хозяйство называлось — «Колхоз Победы». Жили мы в предгорье Зидъяна и выходили в поле с раннего утра. А идти приходилось далеко. Поля находились в 8-9 километрах от наших поселений. Дорога отнимала много времени. Но люди не ленились. Работали, не покладая рук. Были в нашем распоряжении и большие виноградные сады (7 га). Эта земля и сейчас работает, правда выращивают на ней уже другие культуры.
Была в селении школа с хорошими педагогами, в которой учились не только мы, но и дети из соседних сел: Камаха, Бильгади, Мугарты, Гимейди и даже из Дарвага.
Люди в Зидьяне были разносторонне развитыми, многие старались получить высшее образование. Единственный дагестанец депутат Верховного Совета СССР Абдулла Абдуллаев — выходец из Зидъяна. Помню как целых три дня всем селом праздновали, его избрание.
Был у нас и клуб культуры, во дворе которого стоял памятник Ленину во весь рост. В клубе проходили сборы, колхозные собрания, а иногда даже показывали кино. Сейчас его переоборудовали в библиотеку. Да и памятника давно нет. Так ведь и времени прошло немало. И жизнь изменилась до неузнаваемости
Заира МУРТАЗОВА
№ 36, 09.09.2016