Хивский район образован в 1935 году с центром в селении Хив, расположен в предгорной и горной зонах на юге Дагестана и граничит с Табасаранским, Сулейман-Стальским, Курахским и Агульским районами республики. Самой высокой точкой является безымянная вершина на границе с Агульским районом, имеющая высоту 2827 м.
Климат умеренный континентальный, зима умеренно холодная, лето теплое. Территория района иногда подвергается сильным ливням и граду.
Этот край богат лесами, уступает в лесистости только Табасарану. Большая часть его территории лежит в бассейне притока Рубаса Карчагсу, на севере района находятся верховья самого Рубаса, а его юг относится к бассейну Гюльгерычай (реки Ашагамака и Цмур).
Численность населения согласно переписи населения 2010 года составила 23 266 человек, в 2002 году она равнялась 20 747. Плотность населения высокая, составляет 49,4 чел./км². Административный центр – селение Хив, в нем проживает десятая часть (10,8%) всех жителей района.
Население района проживает в 42 селениях. Из них три расположено на территории других районов: Захит (1181 человек на 1 января 2009 года) – Магарамкентского, Новый Фриг – Дербентского и Сюгют (в материалах переписи 2002 года не учитывался; 272 человека на 1 января 2009 года) – Табасаранского. Они образуют 16 муниципальных образований – сельских поселений. Все селения являются моноэтническими, только в Хиве помимо табасаран проживает небольшая группа лезгин. В 25 селениях проживают табасараны, в 17 – лезгины. Доля табасаран в населении района составляет 57,3%, лезгин – 42,1%.
В районе 84 памятника архитектуры, археологии, истории, искусства, культуры. На территории района находятся широко известный в России и за ее пределами источник минерально-лечебной воды «Рычал-Су». Черенский водопад в с. Чере, высота падения которого превышает 35 м.
БАШНЯ С. ХИВ XI ВЕК
Район издавна славится древним искусством народных промыслов — ручным ковроткачеством, уходящим корнями в глубину веков, являющимся одним из немногих в современном мире видов прикладного искусства, вошедшим в жизнь и быт народа как основное ремесло. Ковры, сотканные нашими мастерицами, вошли в золотой фонд декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Наиболее значимыми объектами культурного наследия регионального значения являются памятники В.И. Ленину в Хиве и Т. Юзбекову в Яраге, обелиск Г. Сафаралиеву в Цлаке (памятники истории) и Мечеть XIX в Хиве (памятник архитектуры).
Среди путешественников, приехавших на отдых в Дагестан, популярностью пользуется особо охраняемый уникальный ландшафтный памятник природы респуб-ликанского значения Кугский эоловый город, расположенный в 650 м от селения Куг на хребте Кудаг — город, созданный силами природы. Он находится на южном склоне одного из отрогов хребта Карасырт, который отделяет Внутригорный Дагестан от Предгорного в верховьях реки Карчагсу, правого притока реки Рубас, в Хивском районе, в окрестностях аула Куг. Причудливые формы горных пород, приобретали вид городских развалин благодаря интенсивному физическому выветриванию и механическому воздействию ветра. Эоловый — в честь бога ветра древ негреческой мифологии Эола.
Здесь среди кустарников и деревьев расположены возвышенности оригинальной формы в виде башен, столбов, арок, каменных грибов. Также наблюдаются глубокие и широкие карри, пещеры, воронки и другие оригинальные и разнообразные формы рельефа, которые являются результатом работы природных явлений, в основном, воды и ветра. Интерес представляют два останца в виде столбов, один высотой 10 м шириной 5, другой достигает 17 метров высоты в ширину 12. Большое влияние на формирование города оказал состав мягких карбонатных горных пород в сочетании с подземными водами и атмосферными осадками, создавая карстовый тип рельефа. На территории «эолового города» есть несколько пещер. Наиболее круглая из них находится в его восточной части. В ней много лабиринтов, поэтому в поход лучше отправляться в сопровождении опытного экскурсовода.
Сегодня в это знаменитое и неповторимое место организованы экскурсии, также любой желающий может посетить и убедиться в красоте и уникальности уголка природы Кугского эолового города.
Табасаранское село Лака расположено в долине реки Чираг-чай в окружении живописных гор, в четырех километрах от районного центра и вплотную граничит с селением Хоредж, что стоит у самого входа в знаменитое ущелье Магу-Дере.
В результате массового индивидуального жилищного строительства эти селения слились, хотя и носят свои прежние названия. Административно с. Лака входило и входит в состав Хореджского сельского Совета.
Точной даты основания селения Лака никто не знает. В семейном архиве Раджабовых сохранилась запись, сделанная в 1932 году со слов 130-летнего Галима Мазиева. Он предполагал, что Лака существует более 300 лет. Предположение основано на рассказах его отца, который в свою очередь ссылается на своего отца.
Можно предположить, что возраст селения Лака намного больше. Об этом свидетельствуют надгробные камни, остатки фундамента сторожевой башни на горке за селом, а также обнаруженные фрагменты жилых помещений и домашней утвари.
Возможно, что на месте расположения нынешнего селения Лака много веков назад находилось другое селение под другим названием.
На склоне гор вблизи села сохранились многочисленные террасы. В настоящее время они заросли лесом, частично разрушены. Нынешнее старшее поколение не помнит и не слышало от своих предков, чтобы они занимались террасным земледелием. Выходит, этим занимались в далеком прошлом.
Нет точного объяснения и названию села. Многие сходятся на том, что село основали лакцы, по каким-то причинам высланные из родных мест. Но на табасаранском языке название лакцев звучит как «яхлар», «лик ад» и «яхлар» — это совершенно разные звучания и названия.
Лака — сравнительно небольшое село. В нем 82 домовладения или 91 хозяйство. Проживают около 400 человек. Если раньше село, как «ласточкино гнездо», было прилеплено к склону горы, то теперь, как бы расправив крылья, растянулось на целый километр по обеим сторонам дороги. Особую красоту селу придают не только окружающая природа, но и обилие зелени.
В селении имеется мечеть, построенная еще в начале XIX века и впоследствии дважды реставрированная.
Основным занятием мужчин было земледелие и скотоводство. Женщины занимались домашним хозяйством, ткали ковры, льняное полотно и вязали шерстяные вещи. Сады и огороды появились уже позже, после образования района.
В селении были свои кузнецы, которые изготавливали для сельчан необходимые орудия сельскохозяйственного производства, домашнюю утварь. Большинство мужчин села были отходниками, временно выезжали в Баку на нефтепромыслы. Работа эта приносила некоторый доход и давала возможность сводить концы с концами. Но все же жизнь народа была тяжелой и бесправной. Лишь после установления в Дагестане советской власти и создания Хивского района жизнь народа стала улучшаться.
Селение Хоредж считается одним из старейших в районе. Об этом говорят народные предания, многочисленные материальные источники в виде надписей на многовековых могильных камнях, захоронения в три слоя, найденные в последние годы в районе новостроек бронзовые и железные наконечники стрел, каменные и железные орудия труда. Древнее селение находилось на склоне горы Ишна-хъала (Плачущая крепость). Почему плачущая? Дело в том, что во времена монголо-татарского нашествия с этой крепости сбрасывали вниз в ущелье героических защитников, а также женщин и детей. Село стоит у самого входа в знаменитое ущелье Магу-дере, и оно закрывало дорогу в Северный Дагестан войскам захватчиков. А проходить по узкой тропинке можно было только по одному. Только после установления советской власти в Магу-дере построили дорогу, коренным образом изменившую жизнь не только хореджцев, но и народов, проживающих выше, — агульцев и лакцев.
Названием села, историей его происхождения никто специально не занимался. Есть предположения и догадки, что название села связано с его местоположением: Хоредж находился между двумя реками на выступе склона горы и был похож на хурджины (хирччвар).
Жизнь хореджцев до революции была тяжелой. Занимались в основном животноводством и земледелием. Многие, особенно женщины, занимались народными промыслами. Но все это не обеспечивало сытной жизни, приходилось уходить на заработки. Многие здоровые мужчины уезжали в г. Баку на нефтепромыслы, в Тифлис, Иран.
Грамотных людей можно было пересчитать по пальцам.
Село делилось на кварталы (мягьлийир). Сельскими и общественными делами ведал сельский старшина (кавха). Он обеспечивал порядок в селе, занимался судопроизводством, распределением общественных лесов и пастбищ.
Сенокосные участки и пашни передавались по наследству.
В селении были свои известные мастера (устир) по обработке металла, дерева, камня. Они изготавливали домашнюю утварь, орудия труда, строили дома.
С победой советской власти в Дагестане и созданием Хивского района жизнь сельчан начала меняться в лучшую сторону.
№ 32, 11.08.2017