Мы часто произносим слово «учитель», но не задумываемся, какую огромную роль играет оно в нашей жизни. Многие согласятся с тем, что учитель — это не просто профессия, это миссия. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его человеческих качеств, закладывает основы его будущего… Сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли достойными людьми. Каждый день, из года в год учитель отдает себя детям.
Мы решили ввести новую традицию — рассказывать об учителях одной школы более подробно и поздравить их, а в их лице и всех учителей школ города, во время праздничных дат или мероприятий в образовательных учреждениях. Сегодня эту традицию мы хотим начать с поздравления педагогов МБОУ «СОШ № 2».
Школу возглавляет «Почетный работник общего образования России» Нефтулла Фейзуллаев. В этой должности он уже 16 лет, и с проблемами школы, ее жизнью, знаком не понаслышке. Будучи директором, от любимого предмета – истории — не отказывается и ведет эту дисциплину. На мой вопрос: «Что по Вашему опыту и наблюдению является самым важным во взаимодействии директора школы и учителя?», он ответил:
– Директор – это человек, который очень хорошо знает школу, любит и умеет работать с детьми и уважает труд учителя. Невозможно быть директором без большой педагогической практики, – делится со мной Нефтулла Фейзуллаев. – В школе все должны сплотиться в одну команду. Единственное, чего я жду от коллектива – результат педагогической деятельности, хорошие знания детей. И если есть сплоченность, доверие, то будет и понимание.
Всегда рядом, всегда готова помочь ему заместитель директора Аида Магомедова, которую считают «мозговым центром» школы. Ей интересно все новое, передовое. Как у нее загораются глаза, когда ей предлагают: а давайте сделаем! Она хорошо знает обстановку в школе, решил с ней побеседовать и я. По её словам, все педагоги заслуживают похвал, не хотелось ей кого-то выделять, но я был настойчив.
В МБОУ «СОШ № 2» много высококлассных педагогов, но в преддверии Дня учителя особенно хотелось бы сказать о тех, кто более 40 лет дарит детям свою любовь, тепло и, конечно же, глубокие знания. Это учитель географии Раиса Абдуллаева, технологии Светлана Конюк и Эмирбег Муслимов. С таким же успехом долгие годы работают учителя начальных классов Садият Курбанова, Татьяна Мустафаева, Земфира Магомедова и Самира Мирзабекова.
Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя всегда высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь ученики проявляют именно к мастерам своего дела, к которым можно отнести: учителя истории Афизат Алдерову, математика Бюньямина Ханахмедова, биолога Эльмиру Курбанову, учителя ОБЖ Гасана Шахвалиева.
Непросто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. А ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире. Учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребенка и в свои возможности наставить его на путь истинный. Более 20 лет «сеют разумное, доброе, вечное» учитель русского языка и литературы Сусанна Ханахмедова, учитель родного языка Гюльнара Алиева, учитель физики Зоя Мамаева.
Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.
Наряду с учителями с многолетним стажем набираются опыта молодые специалисты: Алият Гайбатова и Заидат Шахбанова, которым мы желаем талантливых учеников, педагогических свершений.
В кабинете физики старшеклассники пишут контрольную работу по ядерной физике. Гости, конечно, крайне нежелательны, но преподаватель, кандидат физико-математических наук Вагиф Бабаев удовлетворяет наше любопытство, демонстрируя, как работает интерактивная доска. Иначе, как чудом, это не назовешь.
На перемене я поинтересовался у него, почему одни предметы у детей любимые, другие — нет? Может, решающее значение имеет личность учителя?
— Мне приходилось работать в разных школах и в разных классах. Не везде изначальный потенциал детей был высок, но все они хотели, чтобы их заметили, оценили. Разглядеть в них «изюминку», заставить детей поверить в себя, в то, что у них все получится – вот моя цель. Мне нравятся слова: «Хорош тот ученик, который превзошел своего учителя», но это произойдет, если будет реализован постулат: «Хорош тот учитель, который помог ученику превзойти себя». Это очень трудно. Один мой ученик сейчас работает в Институте кристаллографии им. А.В. Шубникова РАН в Москве.
Кабинет химии на первом этаже. Вижу учителя химии Луизу Султанову.
— Имеются ли у вас какие-либо особые «секреты», — спрашиваю я у нее, — чтобы увлечь детей своим предметом.
— Я не ставлю целью увлечь детей химией. Главное, чтобы им просто нравилось учиться. Любовь к предмету приходит потом сама собой, и не только к химии, но и к другим дисциплинам. Ребенку учеба начинает нравиться, если у него получается, если к нему относятся как к личности. Под её руководством учащиеся решают сложные олимпиадные задачи, проводят химические эксперименты, выполняют проекты, занимаются научно-исследовательской работой. Видимо, поэтому её ученица Раисат Мустапаева на ЕГЭ по химии в 2015 году набрала 100 баллов, а их в Дагестане было всего три человека.
В школе полностью оснащены два компьютерных класса, и компьютеры не какие-нибудь устаревшие, а современные с плоским экраном.
В кабинете информатики – тишина, лица ребят сосредоточены, не до праздных разговоров, когда урок ведет Раитдин Магомедов. Ребята демонстрируют, чему научились на уроке.
Быть педагогом – особый дар, благодаря которому человек может донести до другого самое главное — знания. Таким даром, несомненно, обладает заслуженный учитель РД, учитель первой категории Кизханум Казимова. За дверью её кабинета звучит немецкая речь, дети читают стихи. Кстати, с вхождением нашей страны во Всемирное торговое общество повышается интерес к иностранному языку.
Спокойствие, тишина, чистота. На всех 3-х этажах картины, плакаты. Никому не приходит в голову что-то сорвать или поломать. Островком счастья называет родную школу заместитель директора по учебно-воспитательной работе Изумруд Гаджимирзоева. Этот учитель — посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, духовный наставник.
— Вы могли бы с таким же успехом поработать в администрации или заниматься предпринимательством. А что удерживает вас в школе? – спрашиваю я у неё.
— В любой работе всегда можно найти что-то новое, а учителям повезло в этом отношении больше всех, — говорит она. — Каждый день мы общаемся с детьми, они растут у нас на глазах, взрослеют, становятся родителями и приводят к нам своих детей. Они делают это с радостью и верой в нас. Если не мы, то кто же поможет и их детям стать влюбленными в жизнь. Да, могла бы уйти в бизнес, думаю, стала бы успешной и в этом деле, но «мое» — это быть рядом с детьми.
Особо стоит выделить в учебном процессе классного руководителя. Он встретит детей 1 сентября, познакомит с новыми учителями, поможет каждому ребёнку в трудную минуту, успокоит, подбодрит, подскажет родителям, как лучше разобраться в их взаимоотношениях с сыном или дочерью. Вот таковыми являются победители и участники конкурса «Самый классный классный» Гюльнара Алиева и Садият Курбанова.
Сколько детей, выйдя из стен начальной школы, сказали «спасибо» своим учителям! А их у них было немало. С того времени, как им была присвоена квалификация «учитель начальных классов», они несут «разумное, доброе, вечное» детям в СОШ № 2. Сейчас, спустя сорок с лишним лет, столько опыта за плечами, а первые ученики уже стали взрослыми людьми и родителями. Не сомневаюсь, что они и сейчас с чувством глубокой благодарности вспоминают свою родную школу, своих первых наставниц: Сефинат Бабаеву, Галину Гаджиеву.
Мы можем поблагодарить всех, кто трудится в школе: медицинскую сестру Веру Каралиеву, школьного охранника Валерьяна Цмиева и старшего повара Гюльнару Курбанову.
В школьной библиотеке трудится Рафига Алиева. Она обязательно подскажет, поможет, какую выбрать книгу и где её найти. Ровные полки книг замерли в ожидании звонка, возвещающего перемену. Скоро набегут сюда дети, разберут книги. Жизнь продолжается.
Учителя приходят в школу, просто и честно делают свою работу, не рассчитывая на звание и награды. Главная для них награда – уважение детей, их желание учиться. От всей души поздравляем коллег с профессиональным праздником с Днём учителя. Пусть будет так, чтоб в жизни Вашей светлой, всегда Вас окружали дети, как цветы, чтоб школа всем была надежной пристанью — счастливой, светлой, полной доброты.
В конце мы обратились к учащимся школы с вопросом, какими они видят своих учителей и каким хотел бы видеть современного учителя?
« Нас учат добрые, отзывчивые учителя, которые сами знают много и многому научили нас. Это Афизат Саидахмедовна , Саида Гельмановна и Вагиф Алиевич . Они отзывчивые и понимающие педагоги. Но мне бы хотелось, чтобы учителя ставили нам только хорошие отметки, не задавали на дом много уроков. А ещё хочется, чтобы учителя были очень весёлыми людьми. Тогда все дети будут любить учиться». З. Гайбатов, 11б класс.
«Школа — мой второй дом. Здесь мы проводим большую часть времени. Здесь мы находим себе друзей. И очень часто среди друзей оказываются учителя. Среди них: Тамила Фатуллаевна , Луиза Гасановна ,Гасан Рашидович . Они всегда замечают в нас то, за что можно похвалить». А. Акаева, 8 а класс.
«Каким я хочу видеть современного учителя? Это сложный вопрос. Современный учитель обязательно должен быть грамотным, справедливым, добрым и внимательным. Такими качествами обладают наши учителя. У каждого из них есть своя изюминка. А это значит, что они у нас самые современные. Я их люблю такими, какие они есть, и ничего в них не хочу менять». З. Нуралиева, 9 а класс.
Педагоги нашей школы, как мне кажется, отвечают всем требованиям современного учителя. Но в настоящее время необходимы современные средства обучения детей. Хотелось, чтобы в каждом классе была современная интерактивная доска, а на каждом столе — персональный ноутбук. Н. Салихова, 10 а класс.
«Современный учитель обязательно должен обладать чувством юмора. Хорошо, если бы каждый урок учитель начинал с какой-нибудь шутки или небольшого рассказа, что позволяло бы задать тон уроку. Учитель должен включать в урок современные развивающие игры, позволяющие вырабатывать самостоятельность и уверенность учеников в себе. Учитель должен всегда помнить, что ученик — это личность. Крепкие знания дают такие учителя нашей школы, как Сусанна Гюльмагомедовна, Бюньямин Абулейтанович и Афизат Саидахмедовна. Спасибо им за это!» Али Ахмедов, 11 а класс.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 39, 02.10.2015