Борьба с коррупцией в нашей республике все больше стала напоминать схватку с ветряными мельницами. Включаю телевизор, а там очередное обсуждение отставки чиновника и, конечно же, сообщения о хищениях, «откатах», многомиллионных взятках должностных лиц. Наши диалоги с моим коллегой корреспондентом газеты «ДО» Сюзаной Сафарбековой на эту же злободневную тему.
Рамазан Османов — На мой вопрос, что нужно для устранения этих негативных явлений, знакомый эксперт назвал совесть, а его оппонент – свободные СМИ и независимый суд. Это, конечно же, верно. Кто в здравом уме, тот не будет возражать против совести, независимого суда или свободных СМИ. Жаль только, я забыл спросить, как достичь желаемого результата на практике, найти механизм его воплощения в жизнь. Каким приказом — указом совесть внедрить в головы людей, и кто будет внедрять? Со СМИ вроде как, по словам эксперта, у нас порядок, но всё равно что-то не получается: газеты пописывают, коррупционеры почитывают. А независимый суд, ведь он всегда был независимым, но что от этого изменилось?
Сюзана Сафарбекова — Рамазан Гусейнович, знаете, есть такие энтузиасты, которые продолжают верить, что это зло можно победить, а в глазах простого народа они выглядят наивными простачками. Народ не верит, что коррупцию можно победить, считает её уже частью системы сложившихся общественных отношений. И вопрос: «Только не говори, что ты это сделал сам, без денег?!» стал устоявшейся реакцией на чей-то успех.
Когда речь идет о мздоимстве, все становятся знатоками — от школьника до академика. И у всех есть рецепт, как укротить «мохнатую лапу»: от повышения зарплаты чиновникам, до «ампутации» этой самой «лапы». И ведь повышали — все равно берут. А «ампутировать» просто не решились, потому что один умный человек сказал: «будут брать ногами…» Так что же, патовая ситуация?
Рамазан Османов — Мы все прекрасно знаем, что этому бедствию предшествовала многовековая история нашего государства — одна только система кормлений чего стоила. Ведь до 18-го века государственные чиновники жили на средства от лиц, заинтересованных в их деятельности, пока это не стало считаться преступлением, и не была введена фиксированная плата за услуги. Но наши дети, будущие граждане, еще не знают таких исторических подробностей, зато с малых лет видят метания родителей, желающих заплатить кому угодно за получение места в том же детском саду.
Сюзана Сафарбекова — Со стороны складывается впечатление, что в Дагестане практически все граждане поголовно являются жертвами и оттого активными противниками коррупции. Правда, они не могут найти ответ на вопрос, а где же тогда сами коррупционеры? Нет, формально они называются – эти треклятые чиновники. Но как быть, если и сами чиновники находятся в первых рядах тех, кто проклинает коррупцию и активно призывает к борьбе с нею и даже предлагает меры, которые, по их мнению, позволят победить? О мерах потом, а пока для начала давайте определимся с тем, кто всё-таки является коррупционером и каковы мотивы его поведения.
Рамазан Османов — Так много вопросов, на которые трудно найти ответ. Насколько законно то, что желает получить дающий взятку, часто ли предприниматель честно покупает победу в тендере, которая и так им заслужена, а как часто он стремится купить эту самую победу, которая совершенно незаслуженна, и кто чаще всего является инициатором этих сделок? Насколько часто истец или ответчик покупает свою и так положенную по закону победу в суде, а как часто стремится купить победу, которая совершенно незаконна, опять-таки, какая из сторон чаще всего выступает инициатором сделки? Например, желающий принять участие в «открытом» аукционе? Список можно продолжать до бесконечности и увидеть, что он фактически охватывает всё дееспособное население.
Как определить понятие «коррупция»? Продолжи, пожалуйста, Сюзана, фразу. Коррупция – это…
Сюзана Сафарбекова — Коррупция – это не просто взятка или использование служебного положения в личных целях. Это особое преступление, когда личные интересы ставятся выше приоритетов страны и государства, когда, действуя в собственных интересах, преднамеренно пренебрегают интересами людей, которые уполномочили «слуг» своих управлять государством в интересах общества и за деньги налогоплательщиков.
Это неизбежное в любой стране зло, которое уничтожить практически невозможно, но минимизировать, держать в неких прием-лемых рамках можно и нужно. Но сделать это можно, только совместными усилиями общества, государства и всего населения. Надо проводить занятия по повышению квалификации следователей, оперативных сотрудников, прокуроров, обучить широкие слои населения вопросам предупреждения коррупции, заниматься, как сейчас принято говорить и писать, антикоррупционным просвещением. Как вы думаете, Рамазан Гусейнович, какие причины способствуют коррупционным проявлениям?
Рамазан Османов — Причин, побуждающих дать взятку, очень много. К коррупции приводит наличие у должностного лица выбора, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно. Кроме того, этому способствует толерантность или равнодушие самого человека к проявлениям коррупции, незнание им своих прав и прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в организации, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица. В любом случае их надо привлечь к борьбе с коррупцией, а вот как это всё сделать – вопрос нелёгкий.
Сюзана Сафарбекова — Проблема привлечения общества к борьбе с коррупцией была актуальна еще со времен Петра I. В современном обществе социальное неравенство явно заметно по количеству собственности, по уровню доходов. А какая часть людей должна бороться с коррупцией: бедные или богатые?
Будет ли менее богатая группа общества бороться с коррупцией, когда есть более волнующие их проблемы, такие как бандитизм, наркомания, алкоголизм, проституция.
Среди богатых есть так называемые «неприкосновенные», к воротам которых не подойти, они, конечно, не будут бороться с коррупцией, так как сами скрывают свои истинные доходы. Перед законом не все оказывается равны. Часто, укравший миллиард, получает лишь штраф или домашний арест, а укравший курицу — лишение свободы.
Может быть, нужен другой закон, чтобы чиновники чувствовали ответственность за свой поступок?
Рамазан Османов — Хочу рассказать о том, какие проблемы возникают при квалификации коррупционных преступлений. Основные проблемы, возникающие при квалификации коррупционных преступлений, обозначены и удачно решены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Одним из дискуссионных вопросов всегда остается отграничение взятки от подарка. Главное в борьбе с коррупцией, на мой взгляд, — это выявить и раскрыть сам случай взяточничества. Для этого служащий хорошо должен знать законодательство, а гражданин свои права. Обсудим одну ситуацию. Вот поступает в стационар тяжело больной, у которого шансов выжить 50 на 50. Но благодаря опытности и профессионализму врача человека удалось спасти. Родственники считают своей обязанностью отблагодарить доктора, который спас их близкого. Как воспринимать их подарок, как взятку или как вознаграждение? Такие случаи могут быть в любой сфере деятельности и каждый может быть квалифицирован по-разному, мы не можем запретить человеку делать подарки.
Продолжение в следующем номере
№ 21, 26.05.2017