20 ноября представители Госжилинспекции РД по Южной зоне провели контрольный замер напряжения в электрической сети в одном из частных домовладений по улице 8 марта. Результаты оказались неутешительными. Данные, полученные с показателей поставляемой электроэнергии за весь период испытания, не соответствуют требованиям качества и ГОСТу.
Жители улиц Каспийская, Батырая, Асретова, 8марта, Мира, Силикатная, Красноармейского, Герцена, Сталина и районов новостроек (всего 73 подписи) обратились в жилинспекцию с жалобой на низкое напряжение в электрической сети. Они обращают внимание властей и контролирующие органы, что напряжение в сети постоянно колеб-лется от 80v до 180 v. Это не единичный случай, когда огнинцы жалуются на низкое напряжение в сети, а иногда и вовсе на частые отключения электроэнергии. Так, в прошлом году Мадина Исаева направила письмо главе государства Владимиру Путину. Она писала – «Свет у нас после 6 часов вечера совсем тусклый, писать в такое время суток невозможно, а нередко и вовсе отключают на несколько дней без всякого предупреждения. Когда обращаешься к чиновникам, чтобы выяснить по какой причине нет света, никто не знает в чем дело!».
Пишите письма
Реакция Управления Президента по работе с обращениями граждан была незамедлительной. Они перенаправили письмо вице-премьеру правительства республики Дагестан Абусуфьяну Хархарову. Тот в свою очередь поручил проверить факты, указанные в письме Исаевой, республиканской Государственной жилищной инспекции. Спустя некоторое время, инспекторы сделали необходимые замеры и доложили вице-премьеру, что – «линия электропередач воздушная, столбы деревянные нестандартные и находятся в аварийном состоянии. Сети от трансформаторной подстанции «Дахадаева» по улице Тахо-Годи протянули сами жители, не соблюдая требований СНиП. Собственником электрических сетей в данном районе города Дагестанские Огни является ООО « Нефтехиммаш», но они по улице Тахо-Годи никем не обслуживаются и не приняты на баланс. ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» с собственников жилых домов исправно производит сбор платежей за электроэнергию. В результате предварительной оперативной проверки качества поставляемой электроэнергии в контрольной точке, 25 января 2014 года и повторной проверки 5 февраля 2014 года с привлечением представителей администрации города Дагестанские Огни, ОАО «Дагестанской энергосбытовой компании» ООО « Нефтехиммаш» и собственника дома №53 по улице Тахо-Годи Исаевой Мадины, замеры показали, что параметры напряжения в сети не соответствуют ГОСТу. На ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» составлен протокол об административном нарушении и выдано предписание со сроком исполнения до 3 марта 2014 года».
Казалось бы, справедливость наконец-то восторжествовала, специалисты высказали свое веское слово, более того, они вынесли предписание и указали крайние сроки устранения недостатков. Но не тут-то было. Все предписания до сих пор остались на бумаге неисполненными. Жители вышеназванных улиц по-прежнему живут в домах, где электричество подается с большими ограничениями. Дети в них по-прежнему делают уроки при свете тусклых ламп, пользоваться такими достижениями цивилизации как холодильник или телевизор нет никакой возможности, даже несмотря на наличие самых современных бытовых приборов. На дворе 21 век, и нашу страну по праву называют великой державой, но стоит вечером переступить порог одного из домов в районе новостроек, весь пафос почему-то улетучивается, зато появляется стойкое чувство пренебрежения интересами горожан, словно речь идет не о гражданах Великой Страны, а об обитателях гетто. Хотя значительную часть электрических сетей в районах новостроек горожане строили на свои личные средства, конечным бенефициаром электросетей являются не они и даже не город, а совсем сторонняя компания со штаб-квартирой за сотни километров от Дагестанских Огней. Наши люди, наученные горьким опытом последних десятилетий, редко возлагают надежды на государство и, как правило, пытаются самостоятельно разрешить проблему, даже если она глобальная и выходит за рамки возможностей одной отдельно взятой семьи. Поэтому практически во всех домах здесь установлены дополнительные стабилизаторы напряжения наподобие «Рисанта». Конечно это не выход из ситуации, да и для семейного бюджета агрегат обходится недешево, но при условии, когда город самоотстранился и возложил свои обязанности по решению инфраструктурных задач на население, это гораздо дешевле, чем постоянно возить на ремонт к мастеру тот же холодильник, телевизор или стиральную машину.
Это не твой зуб, даже не мой зуб…
Как же так получилось, что целый сегмент городского хозяйства — вроде «городских электрических сетей» не принадлежит городу, а столичной компании «Нефтехиммаш» и что более странное, то что мэрия не в состоянии (по крайней мере, так было до сих пор) повлиять на предприятие поставщика с требованием обеспечить качественную подачу электроэнергии. Примерно три года назад МУП « Дагогнинские городские электрические сети» признали банкротом. Новым собственником энергохозяйства города стало ООО « Нефтехиммаш», выкупившее сети за долги. А чуть раньше Федеральный суд Северокавказского округа отказал МРСК Северного Кавказа в приобретении этих же активов. Складывается впечатление, что МУП «Городские электросети» доводили до банкротства намеренно, так как с момента придания поселку Дагестанские Огни статуса города, энергохозяйству не придавалось должного внимания, то есть необходимых инвестиций в отрасль не производилось. Все дополнительные линии строились в основном за счет личных пожертвований самих горожан или в виде благотворительности, которую оказывали кандидаты в депутаты разных уровней. Правда, это выглядело как откровенный подкуп, но людям уже было все равно, им нужен был свет в домах. Но, куда уходила оплата за электроэнергию, ведь огнинцы исправно оплачивают счета? И почему часть этих средств не вкладывали в развитие сетей — не известно. Ведь если провести простое арифметическое действо, то есть элементарно помножить численность абонентов и цену на потребленную электроэнергию, выходит в среднем около 60 миллионов рублей в год! Если предположить, что власти инвестировали в отрасль хотя бы десятую часть от всех сборов, то за 20 лет новейшей истории города было бы вложено в развитие энергохозяйства не менее 120 миллионов рублей по ценам 2015 года.
Казалось бы, новый хозяин в лице ООО « Нефтехимммаш», тем более что это частная компания, должен быть крайне заинтересован в повышении рентабельности своего предприятия, попытаться не только оправдать вложенные средства, но и получать стабильную прибыль. Но, то ли предприниматели изначально сделали неправильные расчеты, что весьма сомнительно, то ли их намеренно ввели в заблуждение, и они не знали всех тонкостей, которые их здесь ожидают, однако работа у них не заладилась, и теперь руководство предприятия не знает, как избавиться от негативного актива. Причин здесь несколько, и главная в том, что монопольным оптовым поставщиком электроэнергии в Дагестане является «Дагестанская энергосбытовая компания» («ДСК»), а региональная служба по тарифам (РСТ) установила допустимую норму потерь при транспортировке 20%. В таком случае, компания, обслуживающая наши горэлектросети, может рассчитывать на валовую прибыль около 100 тысяч рублей, но если эти же потери составят 25%, то « Нефтехимммаш» оказывается в минусе сразу на 480 тысяч рублей. Учитывая ветхое состояние энергохозяйства города, потери иногда доходят до 50% всей транспортируемой электроэнергии. И еще одна деталь, которая и так усугубляет положение, это то, что сборы платежей с населения за потребленную электроэнергию осуществляют представители «ДСК», а «Нефтехиммаш» довольствуется лишь периодическими и незначительными отчислениями за обслуживание линий. Получается патовая ситуация, когда обслуживающая фирма из-за ветхости сетей не в состоянии снизить потери и обеспечить качественную доставку электроэнергии до потребителя. И при этом совершенно стороннее предприятие осуществляет сбор платежей с населения, тем самым лишая первых возможности инвестировать хотя бы часть этих средств на развитие энергохозяйства города.
Как же быть?
Около месяца назад заместитель главы администрации, а на тот момент исполняющий обязанности главы города, Алахверди Халилов выказал намерение о создании единого расчетного центра (ЕРЦ) — так называемый принцип единого окна, с тем чтобы горожане осуществляли все платежи по коммунальным услугам в одном месте и одним чеком. Во-первых, это очень удобно для населения и нет надобности бегать в разные концы города и отстаивать очереди в различных кабинетах. Во-вторых, все средства аккумулируются в одном месте и тут же перенаправляются обратно на счета предприятий. Такой механизм делает транспорентным все финансовые потоки, и мэр точно знает, сколько денег и на какой счет поступило, следовательно, риск хищений этих средств значительно сокращается.
Теперь, что касается ситуации с энергохозяйством города. Как нам кажется, необходимо юридически детально проработать схему возврата городу всего комплекса энергохозяйства (благо в городской администрации целый отдел профессиональных юристов), но так чтобы платежи за электроэнергию население производило через ЕРЦ, приостановить выплаты оптовой компании на один год, с тем чтобы можно было модернизировать сети, а рассчитаться с образовавшимся долгом можно будет в течение нескольких лет, но при этом уже смело можно будет рассчитывать, что потери электроэнергии не превысят допустимые 20%.
Магомед ХАНМАГОМЕДОВ
№ 47, 27.11.2015