ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Кади Абакаров (слева) и военком Цумадинского района Казим Газимагомедов

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, десятки тысяч дагестанцев награждены орденами и медалями Родины, более 50-ти дагестанцам присвоено звание Героя Советского Союза и России.

Среди них был и Кади Абакарович Абакаров.

Кади Абакаров родился 9 мая 1913 г. в с. Эчеда Цумадинского района в бедной семье. Он рано потерял отца, детство его было трудное. Учился в школах с. Эчеда, Тинди, Цумада, Ботлих. Трудовую деятельность начал в колхозе.

Перед самой войной Кади Абакаров работал полевым бригадиром. Как-то он с товарищами купался в Андийском Койсу, к ним прибежал мальчик и сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз. В районном центре Агвали состоялся митинг, на котором выступил и будущий герой:

«Время разговоров и докладов ушло, надо браться за оружие!» — так закончил он свою темпераментную речь.

Кади одно за другим писал заявления в райвоенкомат, но попасть на фронт с первых же дней войны не получилось. Днями и ночами он работал в колхозе, который собирал для фронта продукты питания, шиповник, лекарственные травы и теплые вещи. По инициативе Кади Абакарова женщины Цумады пожертвовали своими драгоценностями на несколько миллионов рублей, которые пошли на строительство танковой колонны имени Шамиля, бронепоезда «Комсомолец Дагестана» и авиаэскадрилий. Только в конце лета 1942 года Абакаров получил повестку из военного комиссариата. Закончилась мирная жизнь парня из горного села, будущего героя Советского союза.

Провожая сына на войну, мать горца, Паримеседо, наказала со слезами на глазах: «Не забывай, что ты горный орел, лучше погибнуть, чем струсить и опозорить весь наш род». До конца жизни Кади был верен наказу матери.

Первое боевое крещение Абакаров получил у станицы Ищерской на Тереке. Часть обороняла важный участок фронта. У каждого воина — своя безымянная высота, с защитой которой связан сильнейший душевный порыв. Такой высотой для Кади Абакарова и его боевых друзей стала высота 113,0 – особо важный пункт на этом участке. Еще во время артиллерийского налета, когда был ранен командир, Абакаров принял на себя командование отделением. В этом бою были подбиты два немецких танка и убито до тридцати гитлеровцев. Командир роты от души поздравил Кади и его отделение с настоящим боевым крещением, а комбат объявил благодарность нашему земляку за умелое командование отделением и личную стойкость в бою.

В январе 1943 г. соединение, где воевал Кади Абакаров в составе Северо-Кавказского фронта, перешло в наступление. Между отрядом воинской части, где служил Кади и немецкой ротой стояла стена разрушенного кирпичного завода в Тихорецком районе. Бой продолжался три часа. Кади Абакаров уничтожил более двадцати немцев, а оставшихся в живых взял в плен. Командир взвода объявил бойцу благодарность.

У станицы Крымская на Кубани шли ожесточенные бои. С Кади было только четверо бойцов. Через некоторое время он остался один с командиром минометного отделения Павлом Гордиенко. Через несколько минут и командир был мертв. Но было уничтожено немало врагов. За мужество и героизм отчаянного эчединца наградили медалью «За воинскую доблесть». Это была его первая награда.

После освобождения Северной Осетии, Ставрополя, Кубани соединение принимало участии в изгнании гитлеровских войск из Донбасса, Правобережной Украины, Молдавии. Весной 1944 года, выйдя к Днестру, дивизия с ходу должна была форсировать реку. Наш земляк одним из первых в полку построил плоты  из бревен, досок и других материалов. Под вражеским огнем преодолел водную преграду со своим отделением, противник с большими потерями отступил. За успехи в боях на днестровском плацдарме Кади Абакаров получил боевую награду – медаль «За отвагу».

Вторая медаль «За отвагу» была прикреплена к гимнастерке сержанта Абакарова за боевое мастерство и героизм в бою у деревни Албина под Кишиневом, где большая группа гитлеровцев вынуждена была сложить оружие и сдаться в плен.

Отважно сражался Абакаров и при освобождении Польши. Его отделение первым форсировало реку Одер. Сотни фашистов нашли себе здесь могилу. Через полмесяца бойцов роты старшего сержанта Абакарова поздравили с награждением – орденом Красного знамени.

В небольшом немецком селении Вербух, расположенном у подножья Зееловских высот 17 апреля 1945 г. старшина Абакаров показал пример мужества и героизма. Под огнем противника он с четырьмя бойцами в неравном бою уничтожил 7 немецких танков, 2 самоходные пушки и 60 гитлеровцев. Сам Кади в течение 17 минут уничтожил 5 танков «Тигр» и одну самоходную установку. Кади Абакаров поднялся на немецкий танк и сплясал лезгинку. За этот бесстрашный подвиг укротителю «Тигров» эчединцу Кади Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний маршала Советского Союза Георгия Жукова:

«Зееловские высоты ограничивали не только действия танков, но являлись серьезным препятствием и для артиллерии, закрывая глубину обороны противника и делая невозможным наблюдение ее с земли. Для гитлеровцев удержание этого рубежа имело и огромное моральное значение. Ведь за ним лежал Берлин! Недаром гитлеровская пропаганда называла Зееловские высоты «ключом к Берлину» и «неприступной крепостью»».

Когда ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза Кади Абакарову было представлено маршалу Георгию Жукову, командир 301 стрелковой дивизии, генерал Антонов доложил маршалу, что это Кади Абакаров со своими ребятами уничтожили более 100 танков и самоходных артиллерийских установок у Зееловских высот.

Кади Абакаров участвовал в штурме канцелярии Гитлера. Под ногами наших солдат валялась разбитая мраморная плита с черной фашисткой свастикой, в центре которой был барельеф орла. Абакаров сказал: «Злу не суждено победить добро!»  Весь его облик в этот момент олицетворял воина-победителя.

Горский мальчишка – сын чабана. В июне 1945 года Герой Советского Союза Кади Абакаров в числе отличившихся воинов принимал участие в параде победы на Красной площади в Москве.

В 1946 г. Кади Абакаров вернулся домой. Трудился в школе, заведовал районным отделением сберкассы.

В 1948 г. героя не стало, война оставила множество шрамов на его теле и подорвала  здоровье. Строчки из наградного листа: ранен в 1942 году, ранен в 1942 году, ранен в 1943 году, ранен в 1944 году…

Народ не забывает имя Кади Абакарова. В селе Агвали установлен памятник. Школьники назвали его именем свои отряды, спортивные площадки.

Герои не умирают!

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КАДИ АБАКАРОВА

… Желающих выполнить приказ было много, но я взял самых надежных: русского Василия Михайлова, грузина Сосо Махарадзе, осетина Зураба Хетагурова и украинца Николая Петренко. Каждая пара бойцов взяла по ящику бутылок с зажигательной смесью, войлочные сумки с ячейками для них, чтобы при беге они не разбились.

Как я и рассчитывал, немцы нас не заметили. Чем ближе к нашим позициям продвигались немцы, тем больше они стали сосредотачиваться к центру, намереваясь тараном на узком участке фронта сделать брешь в нашей обороне, прорваться в тыл и уничтожить наш полк. Мы заняли очень удобную позицию примерно в 300 метрах от нашей части. Сосо Махарадзе продвинулся на 8-10 метров левее от наших товарищей. Когда «тигры» подошли на нужное расстояние, я бросил в передний танк противотанковую гранату и бутылку со смесью. Танк вспыхнул, как стог сена. Подбил танк и Сосо Махарадзе.

Потом мы оба оказались у третьего танка. Наши бутылки и гранаты полетели одновременно, и он вспыхнул. В это время из горящих машин стали выскакивать танкисты, которых мы легко уничтожили. Горящие танки, останавливаясь, мешали танковой колонне продвигаться вперед. Колонна стала брать правее и танки пошли прямо на Хетагурова, Петренко и Михайлова. Мы переместились к ним. «Тигры», не доходя до нас метров 7-8, замедлили ход, не понимая, кто же их подбивает. Воспользовавшись заминкой, мы предприняли вторую атаку. Загорелись еще четыре танка.

Следующая колонна сначала близко подошла к своим горящим танкам, а потом стала отступать. Теперь мы были хозяевами положения. Началась наша третья атака. Еще 2 танка и 2 самоходные артиллерийские установки остались на поле. Мы ликовали. Еще бы: пять бойцов уничтожили одиннадцать танков и самоходных артиллерийских установок без всякой потери для себя.

Из одиннадцатого танка, возле которого я оказался очень близко, из открытого люка, высовываясь, в меня целился немецкий офицер. Осечка… Поднимаю автомат и целюсь. И у меня осечка: израсходовал все патроны. Тогда вскакиваю на горящий танк и вытаскиваю немца, оказавшегося здоровенным детиной, наружу. Мы сцепились прямо на танке. Немец стал душить меня. Но я все же собрал всю силу и ударом ногой в живот сбросил фашиста с танка. А там его расстреляли бойцы моего отделения…

На радостях я поднялся на башню. Мне показалось, что я стою» на вершине горы Аддала-Шухгель-Меэр, которая находится в нашем районе у селения Тинди, и смотрю на весь Дагестан.

Стою на горящем «тигре» и кричу: «ПОБЕДА, ДРУЗЬЯ!» А потом пришла шальная мысль: «А что, если я сейчас станцую «лезгинку»? Я пустился в пляс. А ребята снизу подхватили: «Асса, асса, Кади»! Вижу, не удержались Махарадзе и Хетагуров, тоже начали танцевать «лезгинку». Все это происходило на глазах наших солдат и офицеров в течение считанных минут. Видимо, нервы у немцев не выдержали и с их стороны началась стрельба. Я быстро спрыгнул с танка, и мы укрылись в траншеях и воронках. В это время слышим громкое «Ура!» бойцов целого» полка, да еще усиленное громкоговорителями.

 

№ 12, 27.03.2020

Погода в городе

Яндекс.Погода
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
  • Произошла ошибка; возможно, лента недоступна. Повторите попытку позже.