Одним из направлений деятельности администрации городского округа «город Дагестанские Огни» является работа по легализации неформального рынка труда и скрытой заработной платы, так как выплата зарплаты «в конвертах» негативно сказывается на работниках и на поступлениях в республиканский и местный бюджеты, от которых в конечном итоге зависит развитие города. В этих целях постановлением главы администрации городского округа № 138 от 18.02.2015 г. создана рабочая группа по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды. В ее состав вошли представители Пенсионного фонда, фонда социального страхования, налоговой инспекции, центра занятости населения, прокуратуры, отдела внутренних дел, руководители структурных подразделений администрации города.
4 марта в конференц-зале администрации города под председательством главы администрации городского округа И. Мурадова состоялось совместное заседание рабочей группы и антикризисной комиссии, на котором утверждены численность и состав оперативных рабочих групп, оговорены пути взаимодействия по вопросам снижения неформальной занятости населения.
– Не секрет, что в сфере трудовых отношений между работодателями и наемными работниками отмечаются многочисленные нарушения законодательства, – отметил глава администрации. – От этого страдают главным образом сами работники и государство в целом, оно не получает в должном объеме средства в виде налогов и обязательных страховых взносов. Наиболее характерным нарушением является трудоустройство работников без заключения трудовых договоров, так называемая неформальная занятость. Но зарплаты «в конверте» нас не могут устраивать. Очень важно, чтобы планы по налоговым поступлениям выполнялись, ведь от этого зависит развитие нашего образования, здравоохранения, культуры, спорта. За счет таких финансовых поступлений решаются задачи социальной поддержки населения, в том числе и пенсионеров.
Проблемой легализации неформальной занятости с октября прошлого года усиленно занимается Правительство России, с учетом ее актуальности в непростой экономической ситуации. Легализация рассматривается прежде всего, как мера, направленная на обеспечение пенсионных прав граждан, с учетом кардинальных изменений в пенсионной системе. Для бюджетов всех уровней результатом решения этой проблемы является пополнение доходной части за счет НДФЛ.
По оценке Минтруда России, в Российской Федерации из 88,5 млн. трудоспособных граждан, работают легально лишь 49 млн. человек, а 22,5 млн. человек (25,5 % от трудоспособного населения) остается «в тени», в связи с чем Пенсионный фонд недополучает ежегодно 710 млрд. рублей. Более 40 % занятых в сфере торговли, общепита и строительства не зарегистрированы, а значит не платят налогов. Госдума собирается принять закон об ужесточении ответственности работодателей за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет или выплату «серой» заработной платы. В частности, предполагается взимать с работодателя штраф в размере 20 % от стоимости принадлежащего ему объекта.
В октябре прошлого года под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец состоялось совещание по легализации заработной платы, где регионам поставлена задача — снизить до конца первого полугодия 2015 года не менее чем на 30 % показатель численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, и повысить не менее чем на 10 % объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование относительно показателей, предусмотренных бюджетом Пенсионного фонда. Правительство Дагестана в свою очередь установило муниципальным образованиям республики контрольные показатели по снижению неформальной занятости населения. Для решения данной проблемы утвержден План мероприятий, направленный на снижение неформальной занятости в Республике Дагестан. Планом, в частности, предусматриваются мероприятия по уточнению показателей похозяйственного учета, выявлению незарегистрированных трудовых отношений и теневой занятости юридических и физических лиц, уточнению численности работающих и неработающих граждан, а также ежеквартальный мониторинг поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Проблема «теневой» заработной платы, нелегальных трудовых отношений стоит остро и в нашем городе. Как изменить ситуацию к лучшему? Какие рычаги воздействия имеются и как их использовать? Как заставить людей работать на законных основаниях? На эти вопросы попытались в ходе заседания ответить: первый заместитель главы администрации А. Халилов, заместители главы администрации А. Наврузбеков и А. Лачинов, председатель контрольно-счетной палаты городского округа Н. Бабаев, начальник ОМВД России по г. Даг. Огни Э. Гасанов, помощник прокурора города Н. Абдулкеримов, начальник отдела экономики администрации города Д. Муртазаев, начальник УИ и ЗО Ш. Мирзоев, главный госинспектор труда — руководитель Дербентской межрайонной группы ГИТ З. Эминов и другие.
Все выступавшие отмечали, что неформальная занятость, то есть незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами, и «серая» заработная плата продолжают оставаться негативной тенденцией. Причем проблема неформальной занятости – это не только налоги и учет трудящихся, но и, прежде всего, отношения, в которые вступают работники и работодатели. Работодатель обязан заключить трудовой договор с работником, чтобы производить оплату труда, установленную законом, и обеспечить работнику соответствующий социальный пакет. Необходимо, по их мнению, выявить все резервы и совместно с налоговыми органами, отделом внутренних дел поставить на учет всех неформально занятых горожан для пополнения налоговой базы города, создать такие условия для ведения бизнеса, при которых исключена либо максимально затруднена возможность нелегального осуществления деятельности.
Было предложено проанализировать предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики с целью выявления фактов использования наемного труда без оформления на работу в соответствии с действующим трудовым законодательством, определить основные сферы деятельности, на которые следует обратить пристальное внимание созданным рабочим группам.
На заседании обсуждался порядок взаимодействия по выявлению юридических и физических лиц, выплачивающих «серую» заработную плату и применяющих другие схемы ухода от налогообложения и уплаты страховых взносов. Было указано на необходимость выстраивать межведомственное взаимодействие по обмену информацией об организациях и гражданах (с ОПФР, УФНС, ОВД и УФМС) и активнее вовлекать население и общественные организации в предоставление информации (горячие линии, информация о проводимой работе, сайты, памятки). В члены рабочей группы предложено ввести представителей прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, природоохранного надзора и государственной инспекции труда. Всего же групп должно быть не менее шести, и за каждой из них должен быть закреплен заместитель главы администрации, председатель контрольно-счетной палаты и помощник главы администрации.
Выступая за искоренение теневого недобросовестного бизнеса, выступавшие в то же время обращали внимание на важность создания благоприятных условий для легальной деятельности самозанятого населения. Важно, чтобы принимаемые меры были направлены на сокращение неформальной занятости, а не на создание дополнительной фискальной нагрузки на действующий добросовестный бизнес.
Как известно, в начале 2013 года были резко увеличены отчисления в Пенсионный фонд. В результате только в Дагестанских Огнях около 300 предпринимателей снялись с налогового учета, хотя далеко не все из них прекратили предпринимательскую деятельность. В этом году возможна новая волна, учитывая, что ставки ЕНДВ резко возросли и владельцам предприятий розничной торговли за 10 кв. м торговой площади придется платить 32-33 тыс. руб. в год. Ставки для такого маленького города, как Дагестанские Огни, явно завышены, ведь объем торговли, скажем, в Махачкале и Дербенте в 20 раз больше, чем здесь. По мнению выступавших, надо откорректировать эти цифры и поставить вопрос на сессию городского Собрания депутатов. Прозвучала также мысль обратиться с письмом на имя главы государства с просьбой при определении ставки налогов учитывать интересы малых городов. Сегодня в Санкт-Петербурге примерно такие же ставки, как и в нашем городе. Не учитываются численность населения, покупательская способность, товарооборот. К примеру, транспортный налог платят одинаково владельцы и новых и старых автомашин.
— Совместными усилиями мы должны отработать возможные механизмы легализации «серой» зарплаты, снижения неформальной занятости, выработать план действия, чтобы не нагружать предпринимателей проверками и вместе с тем повысить их заинтересованность выйти из тени в нынешних непростых условиях. Только объединив усилия, мы сможем выполнить поставленную задачу, — подчеркнул И. Мурадов.
В ходе заседания были определены первоочередные меры:
— выявить виды экономической деятельности, для которых наиболее характерны «серая» зарплата, уклонение от страховых взносов;
— выявить на территории города количество лиц трудоспособного возраста, за которых не уплачиваются страховые взносы и не перечисляется НДФЛ;
— выявить факты приема на работу работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;
— провести проверки хозяйствующих субъектов по выявлению фактов отсутствия перечислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществлять еженедельный контроль за сроками уплаты страховых взносов;
— провести широкую информационную и разъяснительную работу среди работодателей по порядку оформления трудовых отношений;
— ежемесячно проводить заседания рабочей группы с приглашением и заслушиванием работодателей, индивидуальных предпринимателей города;
— разработать памятку для предпринимателей об ответственности за нарушения трудового и налогового законодательства с предупреждением: если в ходе повторных проверок выяснится, что для изменения ситуации им ничего не предпринято, к нему будут приняты меры в соответствии с действующим законодательством.
— информировать население города о негативных последствиях выплат «серой» заработной платы, ведь зарплатой в «конверте» работодатели обеспечивают достаток сегодняшнего дня, но обрекают работника не получать отпускные пособия, оплату по временной нетрудоспособности, полностью лишиться социальных гарантий, связанных с сокращением, обучением и получением компенсации подоходного налога на приобретение жилья.
Кстати, план-график работы рабочей группы на 2015 год, направленный на снижение фактов неформальной занятости населения, утвержден. Согласно этому плану в 2015 году в первую очередь будут организованы и проведены обследования торговых объектов, объектов общественного питания, автомоек, автозаправочных станций, оптовых баз и домов торжеств, расположенных на федеральной дороге «Кавказ», для установления факта работы наёмного работника без оформления трудового договора. В них также пройдут соответствующие проверки на предмет осуществления предпринимательской деятельности гражданами без разрешительных документов. В ближайшее время члены рабочей группы внесут свои предложения и дополнения в данный план-график.
Глава администрации И. Мурадов озадачил конкретно каждое должностное лицо и дал задание на разработку комплексного плана работы, указав на необходимость проведения предварительной разъяснительной работы в соответствии с которым трудовая деятельность неформалов должна быть легализована в соответствии с поставленной задачей.
Соб. инф.
№ 11, 13.03.2015