ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся психолог, невропатолог, психиатр, физиолог говорил, что внушение представляет собой один из способов воспитания как воздействие одного лица на другое, в том числе, взрослого человека на ребенка.

Академик Бехтерев писал : «Особая впечатлительность детей стоит в тесной связи с их необычайной внушаемостью, благодаря которой ребенку легко прививается как все дурное, так и хорошее. Как велико значение внушения в детской жизни, показывает даже тот факт, как малолетние дети легко успокаиваются после ушиба, коль скоро подуть на ушибленное место. Известно далее, что маленькие дети успокаиваются в присутствии близких им лиц и тотчас же быстро засыпают.

Поразительно также, как легко дети подвергаются чувственному внушению. Достаточно, чтобы окружающие обнаруживали веселое настроение, и это настроение тотчас же заражает и детей, с другой стороны, испуг и растерянность старших тотчас же передается и ребенку».

Бехтерев пишет, что одному из немецких психологов удалось при рассматривании картин привить детям по желанию ту или другую чувственную реакцию в зависимости от того, обнаруживал ли он сам удовольствие или неудовольствие при представляемом предмете.

Другой немецкий психолог имел аналогичные наблюдения. На вопрос: «Хороша ли твоя кукла?» — получался энергичный ответ : «Да», но когда автор отходил с замечанием, что кукла дурная и что она злая, девочка клала куклу со страхом или бросала ее в угол, хотя в другое время она ее обожала.

Подвергающийся внушению ребенок воспринимает воздействие на него непосредственно, без всякой критики, на веру, так как не знает, как этот факт проверить. Он сосредотачивается на предмете внушения, так сказать, пассивно, часто даже в состоянии рассеянности и отвлечения.

Как велико внушающее влияние на детей даже простых вопросов, показывает опыт следующего немецкого психолога. Автор предъявлял детям картину и через короткое время требовал от детей, чтобы они сообщили о виденном, после чего предлагал им заготовленные ранее вопросы.

Оказалось, что при простом сообщении число ложных ответов достигало 6%, при опросах оно достигало 33%. Этот результат объясняется тем, что всякий вопрос до некоторой степени оказывает уже внушающее влияние на испытуемого.

«Влияние внушения на детский ум доказывают и случаи тайного бегства детей для выполнения отдаленных путешествий, например, в Америку или к Северному полюсу, под влиянием книг Майна Рида, Жюля Верна и др. Так два маленьких 13-летних мальчика, начитавшись книг, захватили тайно от родных деньги и оружие отправились в путешествие к Северному полюсу, чтобы охотиться на белых медведей. То есть, чтение книг, действующих на воображение, вообще оказывает на детей огромное внушающее значение».

Известны примеры, когда дети совершали тяжкие преступления исключительно под влиянием чтения книг, в которых описывались преступления и где сами преступники являются героями. Такие подражательные преступления случаются и в настоящее время.

Эти случаи говорят о том, почему ребенок, из-за своей необычной впечатлительности, должен быть оберегаем от всего, что так или иначе может пагубно отразиться на его детской природе. Академик Бехтерев писал, что крайне важно при внушении ребенку не пользоваться формой приказания, а лишь воздействовать на чувства ребенка и действовать убеждением, представляя ребенку в доступной для него форме, с одной стороны, вред, например, той привычки, с которой приходится бороться путем внушения, и необходимость во что бы то ни стало от нее освободиться, с другой стороны, необходимо внушать ребенку, чтобы он всемерно отвлекал от нее свое внимание. При этом необходимо укреплять его волю, внушив ему, что он может и должен воздерживаться от этой привычки во что бы то ни стало.

Вместе с этим желательно дать ребенку идеалы хорошего поведения и хорошей жизни. В этом заключается способ лечения перевоспитанием. Лечение внушением у детей применимо в самых разнообразных случаях. Само собой разумеется, эти внушения необходимо производить систематически, повторяя одно и то же несколько раз. Сначала чаще, со временем же реже и реже, причем закончить внушение можно лишь тогда, когда появится уверенность, что внушение достигло положительного результата.

Академику Бехтереву принадлежит мысль, что личность ребенка начинает формироваться уже в первые месяцы жизни ребенка. И мысль о том, что следует помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и к каждому надо искать свой подход.

 

№ 07, 21.02.2020

Погода в городе

Яндекс.Погода
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031