Табасаранский Государственный драматический театр, хотя и сравнительно молодой среди других национальных театров республики, в последние годы все больше заявляет о себе своими новыми постановками.
26 октября они планируют выступить на сцене Дворца Культуры и порадовать дагогнинцев новым спектаклем, который уже полюбился дагестанскому зрителю. Мы пригласили работников табасаранского театра — директора Алимурада Алимурадова, художественного руководителя Джанбулата Габибова, актрис Маркизат Гаджимагомедову и Гюльнару Ахмедханову в редакцию, чтобы поговорить о новом спектакле и не только.
Забегая вперед, скажу, что творческий коллектив удивил нас открытостью и отсутствием «звездности». Если в начале интервью чувствовалась скованность с обеих сторон, то уже ко второму вопросу вся напряженность куда-то пропала.
— Новый сезон у вас начался с премьеры Мольера. Это был осознанный выбор классики, чтобы, наверняка, угодить зрителю?
Д. Габибов — Да, темы, затронутые в произведениях классиков мировой литературы всегда актуальны и поэтому интересны зрителю. Сам спектакль «Хитрая жена» по пьесе Мольера «Жорж Данден или Одураченный муж» мы сдали еще в мае, но так получилось, что начались гастроли и мы перенесли премьеру на сентябрь. Комедию поставил заслуженный деятель искусства республики Калмыкия Сергей Бурлаченко.
— Как мы наслышаны, сама постановка не была простой, то и дело из театра доносились разные слухи. С чем это было связано?
Д. Габибов — Вы знаете, народу, который привык воспринимать трагедию, драму или комедию в изложении национальных драматургов, трудно воспринимать европейскую классику. Это новый для них продукт. Премьера очень неоднозначная… Чтобы ее понять до конца, так как не все сразу уложится в голове, надо ее снова посмотреть через какое-то время. Мы даем пищу для размышлений. Хотим развиваться и, следовательно, в своем репертуаре хотелось бы видеть классику. Хотя мы и сохранили костюмы, манеру общения, Бурлаченко поставил Мольера в своей интерпретации.
— А что касается 16+, о чем вы деликатно намекаете, мы в любом случае указываем возрастные категории и можем заверить, что никаких фривольных сцен в спектакле нет. В сюжете нет подобной интриги. Театр не делал на этом акцент.
Пьеса Жана-Батиста Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж», к которому в последнее время все чаще обращаются современные театры, отнюдь не изобилует трюками, превращениями, немыслимыми ситуациями, доведенными до абсурда. Муж — зажиточный крестьянин, мечтающий об образцовой семье. Жена — обедневшая дворянка, мечтающая о большой любви. И Он — галантный светский кавалер, не мечтающий ни о чем, ибо сам является воплощением женской мечты. Вокруг извечного треугольника по своим незамысловатым орбитам кружат родители, «запродавшие» Дандену невиданное счастье — красавицу-дочку и в придачу — дворянский титул, а также ловкие слуги.
— В последнее время табасаранский театр задает тон современному театральному искусству Дагестана, все больше заявляет о себе. Как вам это удается?
А. Алимурадов — Наш коллектив – молодой, амбициозный, в котором царит тепло и уважение. И конечно желание работать. Если оно есть, то всегда будет виден результат.
Естественно при подборе репертуара не хочется останавливаться на каких-то скучных постановках, когда в начале просмотра мы уже предугадываем концовку.
— Сколько работников в вашем коллективе?
А. Алимурадов — Театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле закулисье скрывает массу людей. В нашем дружном коллективе 44 работника.
— Маркизат, а как вы пришли в театр? Вы учились актерскому мастерству?
М. Гаджимагомедова — Нет, специально этому я не училась. Выступать, играть роли любила с самого детства. И у меня это хорошо получалось. Не раз приходилось слышать в свой адрес: — Тебе бы на сцене выступать. Вот в один прекрасный день я решилась и переступила порог Табасаранского театра. У меня получилось, и я здесь работаю уже 7 лет.
— А дома как относятся к вашей работе? Не воспринимают ли знакомые вашу работу как несерьезную?
М. Гаджимагомедова — Поначалу было тяжело. Домашние были против, о гастролях и вовсе слышать не хотели, но со временем мне все же удалось переубедить семью. Сейчас мои близкие сами с интересом ждут новые премьеры.
Актерская профессия выглядит привлекательной в детском и подростковом возрасте. Каждой девушке хочется ощутить себя звездой, которой аплодирует полный зал восторженных зрителей. Но мало кто отдает себе отчет в том, что это тяжелый изнуряющий труд. Внешность здесь не играет роли. Требуется умение выражать эмоции и чувства вымышленных персонажей. Но выражать — не значит воображать. Требуется полное перевоплощение.
— Как у Вас складываются образы ваших героинь?
М. Гаджимагомедова — Конечно же, это долгая работа над собой. Иногда бывает, что сразу увидишь и почувствуешь героя, а бывает, долго мучаешься, не спишь ночами и надо, чтобы кто-то подсказал. В спектакле «Хитрая жена» я играю роль прислуги супруги Дандена. Это моя вторая серьезная роль. Моя героиня верна и предана своей хозяйке, всегда поддерживает ее, даже если не совсем с ней согласна.
— Все актрисы мечтают сыграть Джульетту, а вы?
— Если честно нет, я бы с удовольствием сыграла старушку. Почему-то этот образ мне более интересен.
— Гюльнара, бывает ли, что в жизни вы тоже используете свое актерское мастерство. К примеру, вам нужно пройти очередь и вы притворяетесь больной?
Г. Ахмедханова — Нет. Надо постоять, подожду. Но в жизни я люблю играть. Перевоплощаясь в сказочных персонажей, легко нахожу общий язык с детьми, близкие часто этим пользуются. Когда им нужно отлучиться, смело оставляют детей со мной. Однажды я красила забор и ко мне подошли девочки. Мы познакомились. Подростки сказали, что видели меня по телевизору и попросили спеть. Мы вместе исполнили детские песни и, не поверите, сама не заметила, как закончила свою скучную работу.
Я пою на концертах народные песни. Любовь к ним мне привила моя мама, которая напевала народные мелодии, сидя за ковром.
— Синдром «Бидермана» — что это такое?
А. Алимурадов — Впервые на сцену театра вынесли классическое произведение – пьесу классика немецкой драматургии Макса Фриша «Бидерман и поджигатели». Это трудный для нас жанр. И для ее постановки был приглашен режиссер Ульяновского драматического театра Максим Копылов. Некоторые зрители из числа пожилого возраста не поняли этот спектакль.
Театр — это место, где должна быть особая атмосфера. Люди приносят сюда суету их обычной жизни, а в театр нужно приходить спокойным. Я всегда советую зрителям, прежде чем купить билеты, почитать программку. Есть спектакли, на которых обязательно надо знать материал заранее. И бывает, что люди приходят, не понимают, а потом негативно отзываются о работе коллектива, а это неправильно.
Работа над классическим произведением с известным режиссером, несомненно, способствует росту профессионального мастерства актеров театра.
Наша молодежь еще более или менее знакома с новым жанром трагикомедии и воспринимает его, а вот более пожилой контингент зрителя не принял новый спектакль. Но наш принцип – не идти на поводу у зрителя, а вести его за собой.
— Правительство отправили в отставку, в том числе и министра культуры Зарему Бутаеву. Как это скажется на дальнейшей работе театра?
А. Алимурадов — Главы, министры приходят и уходят, но наша задача, как и любого другого коллектива выполнять свою работу. Министерство продолжает нас поддерживать и мы делаем свою работу в том же ритме на благо нашего народа.
— Скоро вы собираетесь с гастролями в наш город. Что вы ожидаете от этой поездки?
А. Алимурадов — Каждый спектакль мы показываем в городах и селах Дагестана. Очень сложная обстановка в сельских поселениях. Во многих клубы заброшены. Иной раз бывает жалко везти костюмы, устанавливать декорации. В хорошую погоду мы показываем спектакль на природе. С каждым годом мы расширяем гастрольную географию. Уже третий год выезжаем в Ставрополь. Ездили с гастролями в Питер, нам помог депутат Народного Собрания Марат Асланов. Наши земляки с удовольствием посещают наши спектакли, приводят своих детей и приобщают их к родной культуре. В городе Дагестанские Огни мы бываем часто. Здесь очень красивый клуб и нам доставляет удовольствие выступать перед дагогнинцами. Надеюсь, они примут новый спектакль на ура.
— В таком случае удачи вам и увидимся на спектакле 26 октября.
Сюзана САФАРБЕКОВА
№ 42, 20.10.2017