Говорят, что радуги не существует, это всего лишь особенности восприятия нашего глаза. Существует ли цена «бренду» или она видима только избранным? Стоит ли игра свеч? Игра, в которую играют производители.
Люди стремятся купить последнюю модель телефона, хотя в нем ничего принципиально нового, а тем более нужного, в сравнении с моделями предыдущих поколений нет. Я не имею в виду тонких знатоков и ценителей техники (одежды и проч.), которые могут трезво обосновать свои желания.
А какова ситуация с автомобильными брендами? За последние десять-двадцать лет появилось столько технических изобретений, что, скажем шутя, их просто не успевают внедрять. И авто, которое произвели двадцать лет назад почти ничем кардинально не отличается от современного. Грубо говоря, переплата за чуть больший вес металла (хотя сейчас уже и на этом экономят), несколько подушек безопасности да пару электронных примочек, они сейчас есть у каждого в телефоне. А разница в цене? – миллионы рублей!
Ситуация на рынке такая же. Люди платят за бренд тысячи. Например, себестоимость одной сумки LOUIS VUITTON около 5-10 долларов. Многие объясняют высокую цену товаров в магазинах тем, что в нее и аренда помещения входит, и зарплата продавцов, и налоги, а также стоимость рекламы, плюс растаможка, перекупщики и прочее.
Кто-то скажет, что хорошее дешевым не бывает, или — мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи. Кто-то — что картины Сальвадора Дали тоже обходились ему в пару десятков баксов.
Кто вы? Состоятельный человек, которому ничего не стоит купить брендовую вещь? Или ярый приверженец моды? Вряд ли покупка бренда принесет больше выгоды вам, чем продавцу. Сколько человек из окружающих могут на глаз определить брендовая это вещь или подделка? Скольким из ваших знакомых это вообще интересно?
А может ли человек стать брендом? Почему истинные ценности часто теряются в мишуре бредовой брендовости? Ведь человек действительно уникальное создание. Пусть не каждый является Расулом Гамзатовым или Муслимом Магомаевым, но пусть каждый развивает что-то свойственное только ему и будет особенным для окружающих.
Марат ИБРАГИМОВ
Эксперт Общественной палаты РД
№ 14, 08.04.2016