27 января город Дагестанские Огни присоединился к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб», посвящённой Году памяти и славы.
В этот день на городской площади волонтёры раздавали прохожим «кусочек блокадного хлеба» в напоминание о тех суровых днях и мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками.
Организаторами акции выступило Управление по спорту, туризму и делам молодёжи города Дагестанские Огни.
В акции приняло участие более 100 человек.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Для тех, кто жил в этом городе – это не просто цифра: каждый их этих дней оставил тяжелый след в жизни блокадников. Ленинград терял своих жителей с колоссальной скоростью. По разным подсчетам, в городе погибло от 692 000 до 1 500 000 человек – и почти все из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек.
Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, дневной паек составлял буханку, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, дневная норма постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек.
«Стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.
В ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной. В целом рецепт хлеба мог меняться ежедневно. Специалисты Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения придумывали самые немыслимые варианты, лишь бы накормить хоть чем-то горожан.
Хлеб даже доставали со дна Ладожского озера – из кузовов утонувших машин и подвод. Мука в центре такого мешка была еще сухая, а мокрую сушили и эту корку перемалывали для производства хлеба. Первые рейсы по Дороге жизни везли муку – такую нужную для блокадного хлеба. Везли из-за тонкого льда сначала на подводах и только позже – на грузовиках. Несмотря на круглосуточную работу Дороги жизни, первая зима в Ленинграде стала самой суровой, в ее ходе блокадный хлеб сохранил жизнь сотням тысяч наших соотечественников, а ведь это были крохи по современным меркам.
С хлебом связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
Те страшные для героического города на Неве дни остались не только на фотографиях, в книгах по истории войны и школьных учебниках, они сохранились в памяти ленинградцев: многие из них сохранили кусочек блокадного хлеба как символ жизни и надежды.
Хидри Хидриев
№ 04, 31.01.2020