У меня есть названная бабушка, которая живёт по соседству со мной и зовут её Шахпери. Я её очень люблю. Когда мне исполнился год, мои родители уже оставляли меня с ней, если уезжали куда-нибудь далеко. Вот так мы с ней подружились, и я даже ревную бабушку Шахпери к ее собственным внукам. Нам всегда весело вместе. Когда она уезжает в больницу или в санаторий я очень сильно по ней скучаю. А когда я уезжала в Пятигорск в санаторий, звонила ей каждый вечер, делилась впечатлениями. Но сегодня я увидела у неё в доме сундук и сказала: «Вот здорово, сколько игрушек можно туда поместить». Бабушка рассмеялась и спросила: «Хочешь, расскажу о сундуке и о сказке в нем?»
В каждой семье, наверное, есть своя старинная вещь. У нашей соседки – это сундук из старого прабабушкиного дома. По рассказам бабушки, он появлялся у каждой девушки, которая собиралась замуж. В сундук собирали приданое. Чем больше сундуков было в семье, тем богаче считалась семья. Бабушка говорит, что ее сундук может достойно послужить еще не одному поколению, но наше поколение, конечно же, выбирает более современную и легкую мебель. Бабушка относится к добротному сундуку, как к старому другу: она разговаривает с ним, ворчит на него в шутку, а проходя мимо, иногда украдкой гладит рукой. Внутри сундука сбоку есть узенький ящик, в котором бабушка хранит свои фотографии, документы и всякие украшения. В недрах сундука можно разыскать уйму полезных и интересных вещей, многие из которых связаны с детством и юностью моей бабушки. Когда моя бабушка выходила замуж, ей, как и было принято, из родительского дома дали приданое, которое положили в этот же сундук. Но самое ценное для неё в сундуке – это свадебное гюльменди (платок), которому уже 45 лет. — Вот это качество, — говорит бабушка, — не то что современные платки. Но, мне очень хотелось послушать сказку из бабушкиного детства.
Жила была в селе очень добрая искусная ковровщица и три её дочери. Чтобы покрасить шерсть для нового ковра, она одна без мужа пошла в лес за корнями-красителями. Лес находился очень далеко от села. Ковровщица заблудилась и так и не вернулась домой. Долго горевали муж и девочки но, в конце концов, пришлось её мужу жениться снова. Мачеха оказалась очень злой и лживой. Так невзлюбила своих падчериц, что выкопала глубокую яму на окраине села, кинула падчериц туда и сверху накрыла большими срубленными деревьями. А девочек обманула, сказав, что только так они смогут вернуть свою мать. Долго ждали девочки маму, но так и не дождались. Младшенькая плакала и мизинцем сгребала землю в стене, пока не увидела узенький просвет. Это место оказалось конюшней. Каждый вечер с сумерками она поднималась в конюшню и приносила в подоле своего платья еду и воду в посудине из хлева. Конюхи сразу заподозрили, что кони стали нервными и худыми. Вот старший конюх и предложил подежурить ночью в хлеву. Каково же было его удивление, когда он увидел как маленькая и очень худенькая девочка появляется из стены за утварью и ворует овёс у лошадей. Поймал её конюх и забрал к падишаху. Падишах, конечно, очень разозлился, что его коней объедает какая-то девочка. Но он был очень добрым, поэтому он посадил её за стол, накормил и напоил, а затем попросил рассказать обо всём случившемся. Девушка всё как есть рассказала падишаху. Падишах сразу же отправил своих людей за остальными сёстрами. Все три сестры были такие же искусницы, как и их мать. До того они царю понравились, что он женил своих трёх сыновей на этих девушках. Кто-то из села отцу этих девушек сказал о том, что дочки его живы, здоровы и замужем за царскими сыновьями. Узнав такую новость, мачеха собралась и пошла к ним в гости. Сельчане узнав, что мачеха пришла в гости к падчерицам собрались все и начали кидать в неё камнями. Но падишах был справедливым человеком. Одним лишь взмахом руки остановил свой народ, но мачехе приказал покинуть село навсегда. А отцу своих невест разрешил работать в конюшне. Вот и сказке из бабушкиного сундука конец, а кто читает ее сейчас молодец. Эти сказки, — говорит бабушка, — ни в одной книге не найти, и следующую не знаю как вы, но я буду терпеливо ждать.
№ 49, 09.12.2016